Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 44(637) от 8.11.18 13+

Разломанный мир

, 20:59

«Русский мир». Это сочетание уже не первый год не сходит со страниц прессы, с уст всевозможных экспертов, блогеров и «говорящих голов». Кто-то произносит эти слова с пафосом, кто-то с плохо скрываемой, а то и вовсе неприкрытой злобой. Но прежде чем появился «Русский мир», произошёл «Русский разлом». Об этом одноимённая книга Юрия Сторчака.

Не расширение, а восстановление

«Русский мир» – казалось бы, крайне позитивное явление. Во всяком случае для нас, россиян, русских. Оно означает своеобразное современное «собирание земель». Но тут-то и таится подвох. «Собиратель земель русских» Иван Калита, по сути, просто приводил к единому знаменателю подразбежавшихся по отдельным квартирам князей, попов и воевод. Восстанавливал, так сказать, вертикаль власти. Но ведь они перед этим именно разбежались! Так и сейчас – «Русский мир» на самом деле не означает расширения. Он означает восстановление утраченного. А значит, всё это у нас было! Было! Но мы его потеряли и теперь с трудом, с болью, порой с кровью собираем обратно. Говоря умными словами, это не прогрессивная интеграция, а реинтеграция. А если совсем по-простецки, то вот было у вас 100 рублей, 50 у вас украли, а вы потом собрались с силами и сумели 20 вернуть. Теперь у вас 70. Это, конечно, больше, чем 50, но значительно меньше, чем 100. Какой уж тут позитив. Тем не менее даже то, что само это понятие вернулось из небытия, уже говорит о правильном векторе движения.

Что же такое – «Русский мир»? Ответ на этот вопрос – одна из главных тем книги Юрия Сторчака. Автор не просто рассуждает на заданную тему. Создатель и президент Global Media Group, глава общественной организации «Центр информационных коммуникаций». Учёный, градостроитель, историк, идеолог и аналитик глобализации, политолог, политтехнолог, пиарщик, писатель, журналист, сценарист, режиссёр, продюсер. Окончил Киевский национальный университет культуры и искусств и Киевский национальный университет строительства и архитектуры, кандидат технических наук. Работал в Министерстве финансов Украины, Верховном совете Украины, электронных и печатных средствах массовой информации Украины и России. То есть это человек, знающий тему вдоль и поперёк и отдавший изучению вопроса много времени и сил. Применивший к её изучению системный научный подход, а не просто озвучивший пропагандистское «я так вижу», чем грешат многие «исследователи» злободневных вопросов, спешащие высказаться, пока горячо, пока покупают.

 

Триединство

Хочется нам этого или нет, согласны с этим «небратья» или нет, но «Русский мир» изначально, от корней, состоял из триединства Руси – Великой, Малой и Белой. Это научный факт. Можно сказать – медицинский. И сколько ни кричи «не брат ты мне» – ничего от этого не изменится.

Что есть «Русской мир» вчера, сегодня, завтра? Это процесс и его пока ещё не оконченный результат. Но он ведёт своё развитие от давнего, уходящего далеко в историю корня. Те, кто его обрубает и потом хочет на остатках вырастить новое цветущее нечто, совершают преступление. Какими бы благими намерениями они при этом ни руководствовались, какие бы хорошие, исходя из своих помыслов, дела ни делали и что бы очень красиво ни говорили при этом. Народы не размножаются черенкованием. Тут нельзя срезать веточку, воткнуть её в тот грунт, что больше нравится, и надеяться на то, что из неё вырастет дерево. Нет, народы растут только от своего корня. Без него они чахнут, хиреют и рассыпаются.

Автор сразу чётко позиционирует себя в этом хитросплетении векторов силы, которые в конечном итоге собираются в один узел – тот самый «Русский мир».

«Как человек, родившийся и получивший образование в Советской Украине, могу судить о сути и качестве тех колоссальных изменений и тектонических сдвигов в сознании многих живущих в этом ныне условно независимом государстве по своим собственным впечатлениям, на основе личного опыта и участия в происходящем на различных должностных уровнях, но с постоянной идеологической и методологической позиций. Своими впечатлениями и выводами хочу поделиться с читателями данной книги. И пусть они сами делают собственные выводы из её содержания, в частности, о том, к чему и куда нужно стремиться в настоящем и будущем России, Украине и их окружению, какие реалистичные цели и задачи перед собой ставить. Какую политику проводить, чтобы не оказаться вольно или невольно обманутыми в своих романтичных надеждах, не стать жертвами различных машин пропаганды и безответственных заявлений политиков-популистов или откровенных авантюристов и негодяев, которых волею судьбы и стихий народных эмоций хоть и ненадолго выносит к вершинам высшей власти, но их деятельность там оказывается разрушительной как для них самих, так и для отдельных рядовых граждан и страны в целом».

То есть он не великорусский шовинист, декларирующий всесокрушающее превосходство нации, а практически наоборот! Это человек изначально украинского менталитета, но не «мелкохуторского хатаскрайства», а человек, впитавший с детства понимание единения… Даже не единения, а подлинного единства того, что называется «русским духом». Человек, понимающий, что между русским, украинцем и белорусом, разумеется, отличия есть, но они не больше, чем различия между архангельским помором и кубанским казаком. Даже, пожалуй, поменьше. А вот то, что их объединяет, гораздо серьёзнее. Это даже не три берёзы, растущие по соседству в одном лесу, а три ветви одного ствола. И корень у них, соответственно, тоже один.

 

Имена

Выяснению того, что именно является этим самым корнем, что держит нас вместе, что не даст нам разойтись, как бы кто этого ни желал, и посвящена эта книга. А ещё в ней имеется тщательный, доскональный, скрупулёзный анализ того, что нас в какой-то момент развело по отдельным квартирам. Более того, заставило временами друг друга ненавидеть, кидаться взаимными обвинениями. И все чётче проглядывает понимание – развело нас не «что-то», а «кто-то». Только стихия обезличена. У остального есть имя и фамилия. Их Юрий Сторчак называет.

«Развилками того, когда история могла пойти иначе, были, в частности: действия председателя Гостелерадио СССР Леонида Кравченко, в сейфе которого лежали кассеты с записями публичных выступлений сторон, поддержавших Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП); бездействие президента Советского Союза Михаила Горбачёва по нейтрализации последствий событий, произошедших в конце 1991 года в Беловежской Пуще; оставление там президентом Российской Федерации Борисом Ельциным Крыма в составе Украины после ликвидации СССР, что удивило тогда даже главу УССР Леонида Кравчука; то, что председателю Всесоюзной государственной телевизионной и радиовещательной компании «Останкино» Егору Яковлеву не удалось реализовать идею сделать акционерами нынешнего Первого канала России все государства, образовавшиеся после прекращения существования Союза ССР; неразгон президентом Украины Виктором Януковичем майдана 2013–2014 годов, что, в частности, привело к фашизации Украины, потере ею Крыма, войне на Донбассе и Луганщине, глобальному военному обострению в большой мировой геополитике».

Эти пункты далеко не исчерпывающи. «Русский разлом» рассказывает об этом и множестве других факторов чётким, конкретным языком фактов. В книге приводится много воспоминаний и свидетельств участников событий, приведших к тому, что мы сейчас вынуждены видеть.

Но есть в книге и другие приметы, символичность которых может показаться удивительной. Но на самом деле символы – это не то, что нам небо посылает. А то, что мы сами – подсознательно иной раз – закладываем в то, что мы делаем, чтобы потом посмотреть на это с другой стороны и самим удивиться своему предвидению.

«Каковы черты русского мира на Украине, видно в матери городов русских. Киевская Площадь (майдан) Независимости является местом пересечения линий воображаемого креста. Среди каких символов происходят на ней бесовские майданные действа? Одна из линий – улица Крещатик (крест) – связывает монумент в честь воссоединения Украины с Россией (Арка Дружбы народов) и место, на котором до евромайдана стоял памятник Владимиру Ильичу Ленину (на Бессарабской площади); вторая представляет собой кратчайший путь к Киево-Печерской лавре от Софийского собора, рядом с которым «медный» Богдан Хмельницкий (памятник ему был открыт 11 июля 1888 года во время празднования 900-летия Крещения Руси) указывает своему народу направление на Москву. Неподалёку возвышается памятник крестителю русских земель, святому равноапостольному князю Владимиру Святославовичу. Хочется надеяться, что это излечит Украину-Русь!»

А излечение придёт, никуда нам от него не деться. Как гласит русская народная пословица – свой своему поневоле брат. «Хохлы, бульбаши, кацапы» – всё это пена. А уж «вата, укропы, змагары» – и вовсе пар. Пар истории, который может разорвать котёл, если его не направить в нужно русло, вовремя стравив лишнее давление. И тогда этот пар потащит паровоз туда, куда нам всем нужно.

Но для этого нужно понять, откуда это всё взялось и что с этим делать. Например, прочитать книгу Юрия Сторчака «Русский разлом».

 

КНИГУ МОЖНО КУПИТЬ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ
«ЧИТАЙ-ГОРОД», «ЛАБИРИНТ», «БУКВОЕД», МДК на АРБАТЕ, МДК на СОКОЛЕ,
ТД «МОСКВА», «БИБЛИО-ГЛОБУС», ДОМ ПЕДКНИГИ (ул. Б. ДМИТРОВКА, д. 5/7),
ТД «МОСКВА» (ул. ТВЕРСКАЯ, д. 8/2), «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» (ст. метро «ПОЛЯНКА»)

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ - НА САЙТЕ «ЛИТРЕС» WWW. LITRES.ru

ПРЕДЗАКАЗ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 (495) 980-45-60

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram