Борьба двух вождей Советской России определила судьбу не только почти всех сколько-нибудь крупных политиков и военачальников, а, по существу, и страны в целом.
«НЕ БУДЬ меня в 1917 году в Петербурге, – записывал в дневнике Лев Троцкий, уже находясь в изгнании, – Октябрьская революция произошла бы – при условии наличности и руководства Ленина. Если б в Петербурге не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции».
Он не преувеличивал свои заслуги. 25 октября 1917 года большевики взяли власть в столице под руководством председателя Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов Льва Давидовича Троцкого.
В первую годовщину Октябрьской революции Иосиф Сталин писал в «Правде»: «Вся работа по практической организации восстания проходила под непосредственным руководством председателя Петроградского совета Троцкого. Можно с уверенностью сказать, что быстрым переходом гарнизона на сторону совета и умелой постановкой работы Военно-революционного комитета партия обязана прежде всего и главным образом т. Троцкому».
Серия «Вспомнить всё»
«Россия против России. Гражданская война не закончилась»
«Демонтаж патриархата, или Женщины берут верх»
«Сталин vs Троцкий»
«Один день без Сталина»
«Зачем Сталин создал Израиль»
«Смерть Сталина»
На первых ролях
Осенью 1917 года Ленина не было в Петрограде. Боясь ареста, он скрывался. Подготовка восстания шла без Ленина. В его отсутствие на главных ролях оказался председатель Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов Троцкий. Он методично привлёк на сторону большевиков весь столичный гарнизон.
«После июльского бегства личное влияние Ленина падает по отвесной линии: его письма опаздывают, – писал полковник Борис Никитин, начальник контрразведки Петроградского военного округа. – Чернь подымается. Революция даёт ей своего вождя – Троцкого... Троцкий родился для революции, он не бежал... Октябрь Троцкого надвигается, планомерно им подготовленный и технически разработанный. Троцкий – председатель Военно-революционного комитета – составляет план, руководит восстанием и проводит большевистскую революцию».
Пока брали Зимний дворец, в половине третьего ночи, в Смольном институте открылось экстренное заседание Петроградского совета. На трибуну вышел председатель Петросовета Троцкий:
– От имени Военно-революционного комитета объявляю, что Временное правительство больше не существует!
В зале – овация.
– Отдельные министры подвергнуты аресту, – продолжал Троцкий. – Другие будут арестованы в ближайшие часы.
Зал опять зааплодировал.
– Нам говорили, – вещал Троцкий, – что восстание гарнизона вызовет погром и потопит революцию в потоках крови. Пока всё прошло бескровно. Мы не знаем ни одной жертвы. Власть Временного правительства, возглавлявшегося Керенским, была мертва и ожидала удара метлы истории, которая должна была её смести. Обыватель мирно спал и не знал, что одна власть сменялась другой.
И тут он увидел, что в зале появился Ленин, и объявил:
– В нашей среде находится Владимир Ильич Ленин, который в силу целого ряда условий не мог до сего времени появляться в нашей среде... Да здравствует возвратившийся к нам товарищ Ленин!
Ленин и Троцкий
Личные отношения Ленина и Троцкого складывались непросто. Троцкий был очень близок к Ленину в первые годы их участия в социал-демократическом движении, когда Льва Давидовича именовали «ленинской дубинкой». Потом Троцкий примкнул к меньшевикам, и их пути разошлись – до 1917 года.
В эмиграции они жестоко ссорились. Выражались весьма недипломатично. В те годы это было привычным стилем в среде социал-демократов. Ленин в своих статьях и письмах ругался как ломовой извозчик. Троцкий не оставался в долгу. В 1913 году писал в частном письме: «Всё здание ленинизма в настоящее время построено на лжи и фальсификации и несёт в себе ядовитое начало собственного разложения. Каким-то бессмысленным наваждением кажется дрянная склока, которую разжигает мастер сих дел Ленин, этот профессиональный эксплуататор всякой отсталости в русском рабочем движении». Это письмо Сталин потом прикажет опубликовать.
Но Ленин знал цену подобной публицистике и легко менял гнев на милость, если недавний объект уничтожающей критики оказывался политическим союзником. Люди, которых он бранил, оставались его ближайшими соратниками, помощниками и личными друзьями. Он всё-таки был человеком ХIХ века, споры и политические разногласия не считал поводом для вражды и репрессий.
В 1917 году Троцкий присоединился к большевикам, считая, что прежние разногласия не имеют значения. Полностью поддержал Ленина, и дальше они шли вместе. На заседании Петроградского комитета партии сразу после революции Ленин сказал, что отныне «нет лучшего большевика, чем Троцкий». Эту речь Ленина до перестройки не публиковали – именно из-за этих слов.
Ленин доверял Троцкому полностью. Летом 1919 года Ленин сделал фантастический для такого хладнокровного человека жест. Взял бланк председателя Совета народных комиссаров и написал на нём:
«Товарищи!
Зная строгий характер распоряжений т. Троцкого, я настолько в абсолютной степени убеждён в правильности, целесообразности и необходимости для пользы дела даваемого т. Троцким распоряжения, что поддерживаю это распоряжение всецело.
В. Ульянов-Ленин».
Владимир Ильич добавил:
– Я вам даю такой бланк и могу дать их вам сколько угодно, потому что я ваши решения заранее одобряю. Вы можете написать на этом бланке любое решение, и оно уже утверждено моей подписью.
Теперь открылись не только записки, но и целые речи, произнесённые Лениным в поддержку и защиту Троцкого от критических нападок товарищей по партии. При Ленине эти документы были секретными, а при Сталине – и после него – ничего хорошего о Троцком сказано быть не могло.
Об отношении Ленина к Троцкому лучше всего говорят слова самого Владимира Ильича, записанные Горьким:
– А вот указали бы другого человека, который способен в год организовать почти образцовую армию да ещё завоевать уважение военных специалистов. У нас такой человек есть... Да, да, я знаю. Там что-то врут о моих отношениях к нему. Врут много, и кажется, особенно много обо мне и Троцком…
Не знал, чем заняться
В роли создателя армии Лев Давидович оказался на месте – тут-то и пригодились его бешеная энергия, природные способности к организаторской деятельности, интеллект, мужество, решительность и жестокость. Всю Гражданскую войну Троцкий железной рукой держал армию. А после войны он остался не у дел. Создаётся ощущение, будто ему стало скучно. Напряжение борьбы спало, и его охватила какая-то вялость. Обычная повседневная работа или аппаратное интриганство – это было не для него.
Он не знал, чем заняться. Ленин искал Троцкому занятие. 16 июля 1921 года предложил назначить его наркомом продовольствия Украины, где свирепствовал голод. Троцкий не захотел. Ленин предлагал Льву Давидовичу пост своего заместителя в правительстве. Троцкий вновь отказался. На посту председателя Реввоенсовета он привык к полной самостоятельности. Но война кончилась, и другой такой должности не было.
Положение Троцкого в партии зависело от Ленина. Когда Ленин умер, его звезда закатилась, потому что он ничего не сделал ради удержания власти.
Троцкий, отдавая должное талантам Ленина, мысленно ставил себя рядом с вождём русской революции. Похоже, он заблуждался. Природа щедро его одарила, но к Владимиру Ильичу была более благосклонна.
Трудно сказать, сумел бы Владимир Ильич без Троцкого взять власть в октябре семнадцатого и удержать её в первые месяцы Гражданской войны, когда ещё не было Красной армии. Но управлять государством Ленин вполне мог бы и сам. А вот Лев Давидович, оставшись без Ленина, потерял и власть, а вслед за этим и жизнь.
Вражда
В те годы имена Ленина и Троцкого звучали вместе. И враги, и друзья называли их вождями революции. Из всех большевиков только они двое обладали качествами, необходимыми для того, чтобы взять власть и не уступить её.
«В годы войны в моих руках сосредоточивалась власть, которую практически можно назвать беспредельной, – не без удовольствия вспоминал председатель Реввоенсовета республики Троцкий. – Фронты были мне подчинены, тылы были подчинены фронтам, а в известные периоды почти вся не захваченная белыми территория республики представляла собой тылы и укреплённые районы».
Сталин и Троцкий неминуемо должны были столкнуться.
В подготовке вооружённого восстания в октябре 1917 года Сталин не играл никакой роли. В стране его практически не знали. Но в качестве государственного чиновника он оказался на месте. Видных большевиков было вообще немного, в основном государственная работа у них не получалась. А Сталин принимал одну должность за другой и справлялся. Ему хватало для этого характера, воли и настойчивости.
Иосиф Виссарионович, без сомнения, завидовал в ту пору безграничным полномочиям Троцкого, высокому положению председателя Реввоенсовета, его ораторским и иным талантам. Он воспринял Троцкого как опасного конкурента в борьбе за власть. Желание одолеть Троцкого станет одним из главных действующих мотивов сталинской политики. Вокруг него объединятся люди, обиженные Троцким, прежде всего красные командиры, не желавшие подчиняться военным профессионалам. Именно тогда, в годы Гражданской войны, вспыхнула вражда двух руководителей партии и государства, которая закончилась убийством одного из них.
Красная армия оказалась заложницей взаимной ненависти Сталина и Троцкого. Почти все военачальники, выдвинутые Троцким в годы Гражданской войны, в первую очередь военные профессионалы, бывшие офицеры царской армии, были уничтожены Сталиным – как раз накануне Великой Отечественной…
Книгу Леонида Млечина «Сталин vs Троцкий» вы можете приобрести наложенным платежом (590 руб.), заказав по телефону 8(495) 980‑45‑60 или направив по электронному адресу zakazknig@argumenti.ru или по почте: 125167, Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книгу можно купить по издательской цене (430 руб.) в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефону 8(495) 980‑45‑60 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10.00 до 18.00.
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ «ЛИТРЕС» WWW.LITRES.RU