> «День Сибири» - Аргументы Недели Красноярск

//Общество 13+

«День Сибири»

№  () от 31 октября 2018 [ «Аргументы Недели Красноярск» ]

Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата совместно с Союзом казаков Енисея выступает за возрождение общесибирского регионального праздника «День Сибири» («День благодарения Сибири»).

Предполагается, что этот праздник станет частью Дня народного единства, отмечаемого ежегодно 4 ноября. В рамках Дня благодарения Сибири инициативная группа планирует организовать выставку-ярмарку казачьих и фермерских подворий, спортивные состязания молодёжных команд, круглые столы на актуальные темы и праздничный концерт с награждением победителей состязаний юных спортсменов.

Цель проекта – формировать позитивные установки на качественное изменение социокультурной ситуации в Сибири, способствовать общесибирскому единению независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности.

Атаман Союза казаков Енисея Анатолий Князьков отмечает, что «праздник общесибирского единения призван формировать установку на включённость каждого сибиряка в позитивные социоэкономические процессы, и его возрождение прямо и косвенно связано со стратегической программой инновационных прорывов».

История Дня благодарения Сибири:

23-25 октября атаман Ермак и его дружина, состоящая из 350 казаков, у Чувашского мыса нанесла поражение 15-тысячному войску хана Кучума, который бежал после поражения в ишимскую степь.

26 октября 1582 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, казачьи отряды Ермака Тимофеевича отслужили молебен и торжественно вступили в покинутую татарами столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер), или город Сибирь. Город на высоком берегу Иртыша с одной стороны был укреплён крутизною и глубоким оврагом, а с другой – тройным валом и рвом. Там победители нашли великое богатство (если верить Ремезовской летописи): множество золота и серебра, азиатских парчей, драгоценных камней, мехов – «и всё по-братски разделили между собою».

Ермак милостиво отнёсся к местному населению, пообещал защиту от Кучума и, возложив на кашлыкцев обязанность ежегодно платить ясак, привёл местные народности в подданство русскому Царю.

В царствование Императора Александра III дата эта – 26 октября – была принята за отправную точку присоединения Сибири к Российскому государству. После изданного в 1881 году постановления отметить 300-летие присоединения сибирских земель к России праздник стал ежегодным. Государь обратился к сибирякам с Высочайшим посланием, в котором отметил выдающееся значение сибирского края для страны и пожелал ему процветания. «Надеюсь, – сказал он, – что со временем обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».

В этот день в Российской Империи проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака, его сподвижников-первопроходцев и основателей острогов. В европейских городах России собирались сибирские землячества, а в крупных сибирских городах Дню Сибири посвящались специальные выпуски местных газет и журналов зародилась традиция губернаторских приёмов, балов и банкетов для именитых сибиряков. Дню Сибири посвящались специальные выпуски местных газет и журналов, проводились собрания местной интеллигенции и чествование купцов-меценатов, которые в этот день торжественно вносили крупные пожертвования на нужды приютов, больниц и нищих. В «Сибирском народном календаре», вышедшем в 1913 году, день этот, наряду с днём памяти Святителя Иннокентия Иркутского, был отнесён к «выдающимся сибирским праздникам».

«Так, – отмечается в одной из публикаций, – День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих сёлах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства».

АДу


Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте