Почему Роспотребнадзор сушит суши?
Явно предвзятое внимание к одному из субъектов общепита Москвы вызывает вопросы
№ () от 31 октября 2018 [«Аргументы Недели », Николай УХТИН ]
Сеть магазинов «Суши Wok» одна из первых (2011 год) начала развивать формат take-away (еда на вынос) в России. Сейчас у сети более 660 точек в 184 городах России, Беларуси, Украины и Киргизии, каждый месяц открывается до 10 новых магазинов и… серьёзные проблемы с Управлением Роспотребнадзора по г. Москве.
НО, ПРЕЖДЕ чем мы расскажем, почему вся мощь 14 профильных отделов и 12 территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве обрушилась на магазины take-away сети «Суши Wok», предлагаем вашему вниманию и анализу несколько совершенно не связанных между собой фактов.
– По результатам 2016 года журнал Forbes включил компанию «Суши Wok» в список рекомендованных к открытию прибыльных франшиз в сфере общественного питания.
– Франшиза «Суши Wok» признана лучшей франшизой-2017 по версии платформы «Битва франшиз». С огромным отрывом от конкурентов «Суши Wok» заняла первое место, завоевав 50% от общего числа голосов.
– По данным анализа статистики заказов в сервисе Delivery Club, россияне в периоды с 29 апреля по 1 мая и с 6 мая по 9 мая 2018 года заказывали суши в пять раз чаще, чем шашлыки.
– По рейтингу газеты «Метро Санкт-Петербург», в список пяти мест, где можно поесть рамен (японская лапша), входит «Рамен с цыплёнком» от «Суши Wok» по цене 199 рублей. Занимающий второе место в списке «Метро» «Рамен мисо» от «Umami» стоит 490 рублей.
– В официальной группе «Суши Wok» в социальной сети «ВКонтакте» на момент написания статьи находился 379 651 участник. В аналогичной группе «Макдоналдс Россия» – 289 061.
– В июне 2018 года в четырёх административных округах города Москвы были зарегистрированы случаи сальмонеллёза, связанные с употреблением суши и роллов в сети под брендом «Суши Wok».
– В августе-сентябре 2018 года Роспотребнадзором были проверены 108 объектов «Суши Wok», расположенных на территории г. Москвы. По результатам проведённых проверок наложено 64 штрафа на общую сумму 1 486 000 рублей. На срок от 12 до 90 суток была приостановлена деятельность 86 магазинов сети.
– 21 сентября 2018 года в Сочи международная сеть магазинов «Суши Wok» стала лауреатом IX ежегодной премии «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Общественное питание».
– 10 октября 2018 года Управлением Роспотребнадзора по городу Москве был опубликован пресс-релиз «О результатах проведённых проверок сети «Суши Wok»…
И понеслось…
Мы умышленно начнём «разбор полётов» с конца изложенных выше фактов, потому что такие пресс-релизы СМИ любят и отрабатывают по полной. Например, телеканал «Москва-24» уже на следующий день выпустил сюжет «Роспотребнадзор закрыл 63 ресторана «Суши Wok». Съёмочная группа подъехала к одному из «ресторанов» сети магазинов take-away на улице Сущёвской и опросила выходящих из «Суши Wok» посетителей:
– Да, очень вкусно.
– Качество, как и везде, но достаточно дёшево.
– В помещении чисто, я же не вижу, что там на кухне.
– Не пугает абсолютно, я на заводе работаю, у нас там круче всё.
Но это телеканал, им для работы и картинка, и люди нужны. Печатным и интернет-СМИ проще: перепечатали пресс-релиз, нагнали жути, а заодно и трафик. Но зачем был этот отчёт о проделанной работе спустя 4 месяца после июньских отравлений? Роспотребнадзор выяснил, откуда появился сальмонеллёз?
Франчайзор (директор по франчайзингу. – Прим. «АН») «Суши Wok» Вячеслав Сагалов:
«Нельзя сказать, что мы обрадовались, когда начались проверки, но некоторое облегчение испытали, так как самостоятельно выяснить, проведя внутреннее расследование, откуда, от какого поставщика к нам поступила некачественная продукция, мы не смогли. Поставки у нас централизованные, работаем мы с оптовиками, и в одной партии однотипных продуктов бывает по несколько предприятий из разных концов страны. Мы сейчас работаем над созданием собственной системы контроля продукции наших поставщиков, но это уже «работа над ошибками». Но вместо ожидаемой помощи мы получили фронтальную проверку уровня «ресторан», которую ожидаемо «завалили», так как мы никакой не «ресторан», мы даже не придорожное кафе, мы магазин еды на вынос! А причину отравлений мы так и не узнали».
Ситуация напоминает старый добрый анекдот:
«1917 год. Внучка декабриста слышит шум на улице и посылает прислугу узнать, в чём дело. Вскоре прислуга возвращается:
– Революция, барыня!
– О, революция! Мой дед мечтал о революции! И чего же они хотят?
– Они хотят, чтобы не было богатых.
– Странно. Мой дед хотел, чтобы не было бедных».
Что это было?
– это сеть магазинов, которые развиваются по франчайзинговой модели. И, оказавшись в непонятной для себя ситуации, как уверяет Вячеслав Сагалов, «своих не бросают». Оказывают консультативную, юридическую, даже психологическую помощь – у многих владельцев точек, попавших «под каток» Роспотребнадзора, просто не выдерживают нервы.
«Магазин ИП Тагиева Э.Э. на Сущёвском Валу закрыли 4 октября, она быстро исправила то, что возможно, и открылась снова. Замечания типа «в кафе отсутствует санитарный узел для посетителей», они же в принципе неисправимы, и не кафе мы, мы – магазин, – рассказывает Вячеслав Сагалов. – 11 октября Роспотребнадзор вернулся уже с полицией».
Читаем на сайте Роспотребнадзора:
«Информация об инциденте направлена в Тверской районный суд для приобщения её к материалам административного дела и учёта при вынесении судебного решения дополнительных обстоятельств, отягчающих вину ИП Тагиевой Э.Э.».
«Как человек, я её могу понять – у вас отняли единственное средство содержания семьи, но молчу об этом и, как представитель «Суши Wok», объясняю, что все вопросы надо решать строго в рамках закона, без самоуправства, в суде, – продолжает Вячеслав Сагалов. – А сам в это время думаю – а как исправить то, что вход только один? Производственное помещение одно-единственное? Ладно, Тагиева смогла поставить раковину для посетителей для мытья рук, а как быть с санузлом для них же? Всё это, конечно, убивает идею нашей недорогой франшизы на корню. Мы же потенциальным клиентам говорим уже 7 лет, что для открытия стандартного магазина «Суши Wok» достаточно всего 40–70 кв. метров. Для точки на фудкорте в торговом центре – от 15 кв. метров. И как вместить в 40 метров отдельные цеха для разделки разных видов продукции?
«Никогда такого не было, и вот опять»
Может быть, в этом и есть замысел московского Роспотребнадзора? Превратить магазинчики еды на вынос, пришедшие к нам из Ленинграда, в дорогущие элитные рестораны? А то шаверма, поребрики… здесь вам не там!
А если серьёзно, то и руководство сети, и все владельцы магазинов в недоумении. Потому что стоит любому магазину сети исправить все нарушения и открыться – тут как тут Роспотребнадзор: «А что это тут у вас вредные членистоногие (это мухи так по-роспотребнадзоровски называются. – Прим. «АН») летают? Непорядок. Закрываемся. Устраняем».
Устранять нужно, никто не спорит, но зачем сразу закрывать? Чтобы уже никогда не открылись?
Что-то тут не так.
Такое пристальное внимание к одному из миллиона субъектов общепита Москвы вызывает смутные сомнения.
Мы внимательно просмотрели вынесенные постановления о закрытиях и штрафах, посмотрели воочию на тщательно выполненные сетью магазинов предписания Роспотребнадзора об устранении недостатков.
И решили все эти документы, вместе со статьёй и сопроводительным письмом отправить во фракцию «Единая Россия» в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Ведь под ударом более 100 малых предприятий, а поддержка малого и среднего предпринимательства и избавление российского бизнеса от излишних проверок со стороны контролирующих органов – это их тема.
О результатах сообщим.