В Сирии царит обманчивое спокойствие. После развёртывания там как минимум трёх дивизионов ЗРС С-300ПМ2, на которых, вероятно, дежурят наши расчёты вместе с сирийскими, активность израильской авиации и ракетных средств упала до нуля. К тому же сколько и каких средств ПВО на самом деле развернули в этой стране наши военные, никто не знает. Но затишье это, возможно, перед бурей.
Израиль ведёт незримый бой
Израильская активность упала ещё до этого развёртывания – сразу после случайного сбития нашего радиоразведчика Ил-20 и гибели 15 военнослужащих ВКС. Дело не только в новых дивизионах, закрывших имевшиеся «дыры», но и резком усилении группировки средств РЭБ и введении режима глушения связи и навигации на морских подступах к Сирии. А также на южном направлении и, разумеется, вокруг наших баз, где средства РЭБ активно использовались и ранее из-за постоянной борьбы с вражескими БПЛА.
Причём резкий контраст между бравадой израильских военных и политиков, рассказывавших бодрые сказки о непобедимом и невидимом истребителе F-35A, который легко одолеет С-300, и реальностью, стал заметен даже в самом Израиле. Поэтому в израильской прессе начали публиковать очередные бравурные заявления о том, что «удары не прекращались и наносятся». Там даже сообщили о некоем разгромленном на пути в Ливан конвое якобы «Хезболлы». Правда, удары, как выяснилось, наносятся по целям в Газе и Ливане, а про разгромленный конвой никто не слышал ни в Сирии, ни даже в израильской армии. Но будут ли пробовать израильтяне набить себе шишки на лбу о поставленный Россией щит – неизвестно. Они всё же могут рискнуть и попробуют провернуть какую-либо каверзу. Но наверняка в израильской армии прекрасно понимают, кто сейчас сидит за пультами С-300, какая у этих людей подготовка и что будет, если они вдруг пострадают. Да и что делать с РЭБ – тоже непонятно.
Впрочем, вместо авиаударов и ударов ракетами израильтяне могут попробовать иные пути – например, артобстрелы. А также вспомнить о диверсиях. Тем более что в Сирии и раньше хватало предателей, работавших на Израиль. Это особенности местного менталитета. Ну а пока Израилю приходится вести «незримый бой», который не виден ни на первый, ни на второй взгляд и проявляется только в прессе.
Кнут и пряник
Любопытно – затихли и американцы со своими прихлебателями. Не слышно никаких угроз нанести новые удары «в случае применения химоружия», как было ещё недавно. Видимо, животворящая российская группировка средств РЭБ и ПВО творит чудеса. Сыграло роль и то, что Россия и Сирия пока отказались от ликвидации идлибского «зелёного пятна». Хотя надо говорить лишь о переносе срока этой операции. Но пока существует «зелёный» Идлиб, у боевиков остаются несбыточные мечты о реванше. Несбыточные потому, что армия России никуда уходить из Сирии не собирается.
Несмотря на громкие заявления ряда наиболее радикальных идлибских группировок (лучше называть их террористическими армиями) о том, что они не намерены выполнять соглашение о сдаче 15–20 км полосы вдоль линии соприкосновения, они были вынуждены его выполнить. Сработали два фактора – кнут в виде российской авиации и артиллерии плюс сирийские части, готовые к наступлению. И пряник в виде турецких спецслужб и их посулов. И не только посулов, но и ликвидаций неугодных командиров боевиков. Турецкие спецслужбы, надо признать, рьяно взялись за дело, пытаясь сохранить тех боевиков, которые им подчиняются и могут быть в очередной раз натравлены на курдов. В итоге процесс вывода техники и группировок террористов, несмотря на срыв первоначальных сроков, близок к завершению.
Саммит четырёх
На состоявшемся на днях саммите Россия – Турция – Германия – Франция в первую очередь обсуждали начало работы будущего конституционного комитета в Сирии. Путин не скрывал того, что рассматривает соглашение о деэскалации в Идлибе как временное. И ответственность за исполнение соглашения боевиками возлагается на турок. В случае если нападения из этой зоны продолжатся (в том числе с помощью БПЛА, которых уже сбито более 50 штук), будет начата военная операция и ВС РФ к ней присоединятся. То есть возглавят. Учитывая «умение» боевиков держать слово и соблюдать соглашения, поводы они дадут. Когда это будет нужно или необходимо – ими воспользуются.
Что интересно, почти сразу же после саммита Эрдоган обрушился с гневной речью на «курдских террористов» из SDF, которые находятся под колпаком у американцев. В ходе переговоров с Россией туркам явно было дано неофициальное благословение на действия против проамериканских курдов, которые не рвутся урегулировать свои отношения с Дамаском и вообще не хотят вести себя поскромнее. Эрдоган вообще в выступлении на заседании парламентской фракции своей партии высказался очень интересно: «Турция нарушит планы сил, которые провоцируют режим Башара Асада и пытаются возродить террористическую организацию ДАЕШ, чтобы вновь ввергнуть Сирию в пучину кровавого хаоса». Спрашивается, кто эти таинственные силы, провоцирующие ранее ненавистного Анкаре Асада? И которые пытаются возродить ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ)? Ну точно не сами курды из SDF.
Кому нужна живая ИГИЛ в Сирии?
А вот их американские покровители как раз могут быть заинтересованы в том, чтобы ИГИЛ жила и здравствовала. Им, как и платным докторам, выгодно, чтобы «больной не выздоровел и не умер, а чтобы долго лечился». Всё просто: американцы заявили, что уйдут из Сирии после окончательного разгрома ИГИЛ. «Чёрные» и так уже фактически разгромлены, но на территории под контролем правительства есть маленький анклав в вулканической пустыне в Сафе. Да и в других пустынях ещё скрываются группы «чёрных», периодически устраивающих нападения. А на другом берегу Евфрата, который контролируют SDF, у «чёрных» зона куда солиднее.
Её пытаются ликвидировать уже год отряды курдов при поддержке американской авиации и их союзников. Но на днях случилась очередная песчаная буря, и американская авиация оказалась бесполезна. А хорошей артиллерии, на действия которой не влияют подобные явления природы, у американцев нет.
«Чёрные» сразу же воспользовались песчаной бурей. Но на «нашем» берегу Евфрата у них не было особых успехов, кроме нападений на удалённые блокпосты ополченцев. А на «той» стороне игиловцы отбили обратно большое количество ранее утраченных населённых пунктов и даже дошли до иракской границы. Иракцы, опасаясь прорыва, сразу выдвинули туда подразделения шиитских отрядов, усиленных армейскими танками. Конечно, буря закончилась, и американцы опять начали бомбить, но, по сути, так воевать можно долго.
Кто дороже американцам – «свои» курды или «чёрные»?
Впрочем, у сирийской армии тоже не очень ладится добить «чёрных» в Сафе. К тому же у ИГИЛ есть заложники из мирных жителей, и они этим пользуются. Армии удалось отрезать террористов от источников воды, но, видно, не от всех. Иначе примерно тысяча с лишним боевиков (было около двух тысяч) давно бы сдохли от жажды. Но, очевидно, что ресурсы для сопротивления у них всё же исчерпываются, да и армейцам надоело воевать таким образом. Встал вопрос о сдаче позиций «чёрными», освобождении заложников и выезде террористов на «зелёных автобусах» – но куда?
И вот тут есть интересный момент. Как сообщают, российские и сирийские военные были за то, чтобы выпустить бандитов в Идлиб. Памятуя о том, что устроили там в своё время «просочившиеся через боевые порядки ВС САР» игиловцы, долгое время гоняя там «зелёных» и доставляя им большие неприятности. А вот американцы, с которыми по данному вопросу тоже велись консультации, выступают за то, чтобы пустить «чёрных» в Заевфратье. То есть на территории под контролем проамериканского SDF! Интересный расклад, не правда ли?
Казалось бы, это России и Сирии было бы желательно сплавить «чёрных» повоевать с курдами, которых мы пока никак не трогаем. А заодно подложить «мину» американцам. Но выходит, американцы хотят, чтобы ИГИЛ ещё больше усилилась на территориях за Евфратом, хотя это грозит неприятностями именно их клевретам. Значит, им просто хочется оставаться в Сирии как можно дольше, а на «своих» союзников им всегда было плевать. Ну и ещё жалко будет Вашингтону, если «чёрные» зазря погибнут под снарядами русской артиллерии и бомбами ВКС. А так, когда «мавры» станут не нужны в Сирии, американцы дадут им «случайно сбежать» туда, где они будут нужнее. Но куда?
Ярослав ВЯТКИН,
военный обозреватель «АН»