Можно смело утверждать – в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) планов громадьё. Они усердно тиражируются в СМИ, радостно подхватываются необразованными журналистами, блогерами и соцсетями. И как обычно, всё в настоящем времени. Они умудряются сравнивать ещё не существующие образцы отечественной техники с боевыми самолётами конкурентов. Круто! Некоторые верят… При этом рациональные зёрна в заявленных программах есть. Вопрос один – как их будут исполнять. Засучив рукава или, как обычно работают чиновники Минпромторга и ОАК, скажут «ква» и давай тянуть резину.
Лучший в мире самолёт-амфибия
Почти 32 года назад (целая жизнь!), 8 декабря 1986 года, впервые совершил полёт самый крупный на сегодняшний день самолёт-амфибия А-40 «Альбатрос». Бесспорно, уникальный самолёт. Способный взлетать и приводняться при волне 2, 2 метра (а на практике и с 3-метровыми волнами справлялся). Под руководством главного конструктора Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (ТАНТК) Алексея Константинова создали шедевр, который привёл в восторг весь авиационный мир.
Мало того, тот самолёт-амфибию проектировали так, чтобы он не уступал своим чисто сухопутным собратьям по основным характеристикам – скорости, дальности, экономичности. Известно, что гидросамолёты и самолёты-амфибии проигрывали по эксплуатационным характеристикам обычной авиатехнике из-за особенностей фюзеляжа-лодки, избыточной прочности и соответственно массы, неоптимального с точки зрения аэродинамики расположения двигателей, которые следовало защищать от фонтанов воды. Так вот, А-40 «Альбатрос» показал результаты, достойные классического сухопутного авиалайнера аэродромного базирования. Конструкторы смогли совместить высокую мореходность с прекрасной аэродинамикой.
Техническое задание (ТЗ) получили от ВМФ в 1976-м, постановление правительства после долгих лет убеждений вышло в 1982 году, тогда и началась практическая работа над амфибией. Самолёт тяжело пробивался к производству – кроме флотского начальства, он никому не был интересен. Командование ВС СССР считало, что для патрулирования и борьбы с подводными лодками достаточно проверенных временем Ил-38 и Ту-142 – модификации пассажирского авиалайнера Ил-18 и стратегического ракетоносца Ту-95. Но флоту были нужны именно амфибии, Бе‑12, остатки которых и по сей день стоят на вооружении, уже не отвечали современным требованиям по боевой нагрузке, скорости и дальности полёта. В перестроечные времена, начиная с 1989 года, доведённую «до ума» амфибию вывели в свет, показав на авиационном празднике в Тушине. Назвали, естественно, «чтобы никто не догадался», поисково-спасательным самолётом-амфибией. Но в натовских штабах дураков не держат, там самолёт быстро классифицировали как противолодочный, многоцелевой.
Мисс Париж – 91
Беда у самолёта была одна – не в то время родился. С одной стороны – безо- говорочный фурор на международных аэрошоу и авиасалонах. В 1991 году в Ле Бурже президент Франции Франсуа Миттеран поднимался на борт «Альбатроса». А-40 тогда получил титул «Мисс Париж – 91» – красивый значит. А дальше были Великобритания, Сингапур, Новая Зеландия… Англичане даже заикнулись о том, чтобы закупить партию машин для своих ВВС. Возможно, эта была обычная для того периода завлекаловка. И «старший брат» из Вашингтона быстро эти фантазии обрубил. Помните, как сразу после развала СССР мы взасос «дружили» с США и Британией? А тем временем по указке цэрэушных советников Чубайса и Гайдара громили собственные высокотехнологичные отрасли. Авиапром попал под каток негодяев в числе первых. Министерство обороны интерес к А-40 регулярно показывало, но заказывать самолёт не спешило – нет денег, да и зачем, когда из-за океана нам никто и ничто не угрожает? То есть из года в год объявлялось о начале производства, но ничего не делалось. В 2012-м «по-тихому» программу А-40 официально прикрыли.
На заделе «Альбатроса» в 1998 году сделали его заметно уменьшенный вариант – амфибию Бе-200. Сейчас его закупает МЧС в варианте противопожарного и спасательного самолёта, есть заказы из Китая и Индонезии. Сенсацией этой осени стали подписанные контракты на поставку Бе-200ЧС в США и Чили. Американская компания Seaplane Global заказала четыре самолёта с опционом ещё на шесть. Контракт с Чили – это поставка двух и опцион на три амфибии. Тут всё ясно – лесные пожары в этих странах давно стали национальным бедствием, и наша амфибия, пожалуй, лучшее, что сегодня может предложить рынок. Самолёт оборудован восемью водяными баками, расположенными под полом грузовой кабины, и способен с ходу, приводнившись, за считаные секунды брать на борт до 12 тонн воды. Самолёт также сертифицирован для полётов на грунтовые и ледовые аэродромы. Но для военных он не слишком интересен. Почему – чуть ниже.
Амфибия – не прихоть, а необходимость
Поэтому не удивительно, что два года назад А-40 вновь явился из небытия. Начальник морской авиации Черноморского флота Геннадий Загонов сообщил, что А-40 «Альбатрос» к 2020 году заменят на флотах устаревшие самолёты-амфибии Бе-12 в рамках полного обновления парка. Но потом опять тишина. И только в этом сентябре в ОАК заявили, что с лета в Таганроге идёт работа по возобновлению производства А-40. В очередной раз остаётся только верить.
Правда, генеральный директор – генеральный конструктор ТАНТК имени Бериева Юрий Грудинин, профессиональный авиационный инженер и уважаемый человек в отрасли, подтвердил, что уже проведено эскизное проектирование обновлённой версии самолёта. Будет улучшено качество крыла, на амфибию установят двигатели ПД-14, которые сейчас проходят сертификационные испытания в летающей лаборатории в ЛИИ им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском. Для использования на амфибии их ещё предстоит «оморячить» – вода и морская соль обычный двигатель попросту сожрут. Расчётная дальность самолёта в новом облике – 11 тысяч километров. С дозаправкой в воздухе, а она изначально предусмотрена в военном варианте, дальность и время патрулирования ограничатся физическими возможностями экипажа.
Так чем же не устраивает Бе-200 военных, зачем городить огород с А-40? Тактико-технические характеристики самолётов говорят сами за себя. Практическая дальность Бе-200 – 3500 километров, он почти втрое уступает А-40. Максимальная взлётная масса Бе-200 – 43 тонны. У А-40 – 93 тонны. Соответственно – у «Альбатроса» больше и полезная нагрузка. А это глубинные бомбы, буи, торпеды и другие системы вооружений. «Альбатрос» способен работать с воды при вдвое более сильном волнении, чем Бе-200. И наконец, «Альбатрос» попросту быстрее, его крейсерская скорость около 800 км/ч, как у большинства крупных реактивных авиалайнеров. Бе-200 имеет «максималку» 700 км/ч, но крейсерская скорость у него сопоставима с турбовинтовыми самолётами – 550–600 км/ч.
Многоцелевой самолёт-амфибия – сегодня не прихоть, а необходимость. Надо контролировать Арктику, к ней сегодня повышенный интерес у всех приполярных игроков и даже Китая. Космодром Восточный также ставит задачу спасения экипажей при пилотируемых пусках, а они не за горами. Траектория вывода космических кораблей на орбиту проходит над Тихим океаном. Что случись, как вытаскивать экипажи? Кораблей для этого не хватит, только авиация может поспеть на помощь вовремя. Да и количество аэродромов в России совершенно не соответствует масштабам страны. А для амфибии реки, моря и озёра естественная среда. Да и ВМФ России сегодня работает всё дальше и дальше от родных берегов. Поэтому специализаций у А-40 может быть множество: поиск и уничтожение подводных лодок противника, поисково-спасательная, противопожарная (как и у Бе-200ЧС). Нельзя исключать появление и пассажирской версии амфибии.
Вероятно, ОАК и Минпромторг подстегнули сообщения из Китая, где вовсю идут испытания самолёта-амфибии AG600. Китайцы позиционируют свой самолёт как крупнейшую амфибию в мире. Но это в отсутствие «Альбатроса» – китайский самолёт уступает А-40 по всем статьям. Заявлено, что эта турбовинтовая четырёхмоторная амфибия будет тушить пожары и заниматься спасательными работами на воде, мониторингом морской среды, грузопассажирскими перевозками. Но, думается, в первую очередь AG600 наденет армейский мундир и получит военную специальность.
А нам остаётся только ждать. Выйдет «Альбатрос» на взлётную дистанцию – от души поаплодируем. Или устроят ему тягомотину, как с переносом и возобновлением производства регионального турбовинтового лайнера Ил-114 – не спеша, вразвалочку, с 2014 года исполняется это распоряжение президента В. Путина. ОАК грозится выдать первые серийные самолёты аж в 2020–2021 годах. Ладно, пусть так, чем никак.