Аргументы Недели Иркутск → Общество № 41(634) от 18.10.18 13+

Регистр спасения

, 10:19

Ежегодно тысячи людей в России умирают от рака крови, потому что им не могут найти донора. К сожалению, национальный регистр доноров костного мозга только недавно начал свое формирование, и сегодня он включает в себя данные всего о 84 тыс. добровольцах. Для сравнения — в аналогичной базе Германии 8 млн человек. А в международном объединенном регистре доноров костного мозга BMDW (BoneMarrowDonorsWorldwide) их более 32 млн. Иркутский областной онкологический диспансер летом 2018 года создал региональный регистр, данные из которого будут включены и в общероссийскую базу данных. Сказать об огромной важности этого шага — не сказать ничего. Собственный регистр по мере его наполнения позволит ИООД приступить к аллогенным трансплантациям — пересадке костного мозга от донора. К этому готовы и врачи, и отделение, оснащенное всей необходимой техникой. Теперь дело за каждым из нас. О том, как важно не оставаться в стороне, что нужно для включения в базу данных потенциальных доноров и как происходит сама донация, — в материале АН.

Иркутск вошел в систему

Аллогенная трансплантация или, по-другому, пересадка донорского костного мозга — один из наиболее эффективных методов лечения для пациентов с лейкозами, лимфомами и наследственными заболеваниями кровеносной системы, которые ранее считались неизлечимыми. Сложная медицинская процедура требует специальной подготовки, использования инновационного оборудования и тщательного подбора донора.

И если первые два пункта Иркутский областной онкологический диспансер (ИООД) уже успешно выполнил: открыто специализированное отделение, закуплено необходимое оборудование, врачи прошли и продолжают проходить обучение под руководством высококлассных специалистов НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой (Санкт-Петербург), то с поиском доноров одному медицинскому учреждению не справиться.

Заведующая отделением химиотерапии с блоком трансплантации ИООД Марина Демченкова поясняет: это общероссийская проблема, с которой ежедневно сталкиваются даже известнейшие федеральные центры трансплантологии. Национальный регистр доноров костного мозгла по сравнению с мировыми аналогами только начал формироваться и пока ничтожно мал. В него включены данные всего о 84 тыс. потенциальных доноров. И это на 142 млн жителей страны.

Для более активного развития общей базы в нее постепенно включаются локальные регистры, существующие в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Челябинске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах.

В Иркутской области до 2018 года такого регионального регистра не было. Но теперь этот пробел заполнен. В июне областной онкодиспансер подписал договор о сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом имени И.П. Павлова. Благодаря ему данные из вновь созданного иркутского регионального регистра доноров костного мозга будут автоматически поступать в базу Санкт-Петербургского университета, а через него и в национальный регистр.

Региональный регистр: быстрее и дешевле

Почему же так важно создание регионального регистра? Попробуем объяснить.

Даже родные братья и сестры только в четверти всех случаев бывают полностью совместимыми донорами для больных, нуждающихся в трансплантации костного мозга. Родители и ребенок совместимы чаще всего на 50%. Чтобы помочь остальным, нужны неродственные доноры — чем больше, тем лучше. Сегодня чаще всего совместимых доноров удается находить в иностранных базах. Но эта услуга — поиска и активации донора за границей — подчас слишком дорога и непосильна для российских семей (порядка 2 млн рублей). Кроме этого, наша страна занимает четвертое место по частоте редких HLA-фенотипов и отличается крайне пестрым этническим составом населения. Доноры с «европейским» фенотипом нашим соотечественникам зачастую просто не подходят. Поэтому так необходимо продолжать увеличивать национальный регистр, в который должны входить представители разных национальностей и народностей страны. И вклад Иркутской области в том числе очень важен.

Ценность создания регистра доноров костного мозга в Иркутской области подтверждают и другие факты. Так, каждый год пациентам ИООД требуется проведение минимум 60 аллогенных трансплантаций костного мозга. Но делают их в среднем только пяти счастливчикам по квотам в профильных федеральных центрах. Остальные пациенты — или делают операцию за свой счет, или ждут очереди, или погибают. «Федеральные центры сегодня перегружены. Тогда как при донорской трансплантации костного мозга очень важен временной фактор. Пациенту может быть проведена эта операция только при ремиссии. В ожидании же квот, поиска донора, поиска денег — время может быть упущено», — говорит Марина Демченкова, добавляя, что собственный регистр доноров костного мозга по мере наполнения способен будет значительно ускорить процесс.

Например, пациенту из Иркутской области, нуждающемуся в трансплантации костного мозга, теперь не нужно будет ждать квоты в федеральные профильные центры. Иркутский онкодиспансер может инициировать поиск неродственного донора для своих пациентов в национальном регистре. Клиника в том регионе, где будет найден совместимый донор, на месте произведет все манипуляции по забору трансплантата и отправит его в Иркутск. Здесь уже врачи ИООД проведут аллогенную трансплантацию.

При этом и донору из Иркутской области теперь не надо будет ехать в другой регион для забора ткани для пересадки реципиенту. В случае если житель Приангарья оказался совместим с нуждающимся в пересадке костного мозга, например, из Москвы, забор клеток будет произведен на базе ИООД. Совместимого донора пригласят на беседу в медучреждение, обследуют на наличие противопоказаний и, в случае его согласия, проведут донацию. После этого донорский материал незамедлительно доставят к месту операции.

В планах ИООД привлекать в регистр минимум 500 человек каждый год. Учитывая, что только в Иркутске проживает почти 700 тыс. населения, задача вполне посильна. Главное, не оставаться в стороне.

Спаси жизнь! Стань донором!

Стать потенциальным донором костного мозга легко. Нужно сдать до 10 мл крови для определения HLA-фенотипа — набора генов, отвечающих за тканевую совместимость. После анализа на типирование зашифрованные данные вносятся в регистр. Станет ли он впоследствии реальным донором — зависит от того, подойдет ли когда-нибудь его HLA-фенотип конкретному пациенту.

Из стандартных требований к потенциальному донору — возраст от 18 до 45 лет, вес более 50 кг, отсутствие заболеваний крови и сердца, гепатита, сифилиса, ВИЧ, диабета, туберкулеза, малярии, онкологических заболеваний.

С момента забора крови на HLA-типирование до момента донорства гемопоэтических стволовых клеток может пройти несколько лет. В случае если фенотип подошел, с потенциальным донором связываются доктора. Если он по-прежнему готов поделиться кроветворными клетками, ему предстоит еще раз пройти подтверждающее тканевое типирование. Врачи онкодиспансера подробно расскажут о самой процедуре донации. Здесь же будет проведено тщательное обследование, определяющее отсутствие противопоказаний. Это сводит к минимуму риск осложнений.

Сама донация может быть проведена двумя способами, выбрать один из них предстоит самому донору. В одном случае извлекают костный мозг из тазовой кости с помощью иглы. Сама процедура проводится под общим наркозом и занимает по времени примерно один час. Во втором случае гемопоэтические стволовые клетки выделяются из периферической крови донора, то есть из крови, циркулирующей по сосудам тела. В процесс подготовки входит подкожное введение препаратов, которые «выгоняют» стволовые клетки из костного мозга в кровь. Потом донора положат в кресло и проведут фильтрацию: кровь возьмут из вены на одной руке, она пройдет по стерильной магистрали через специальный прибор, отделяющий стволовые клетки от остальных, и вернется в вену на другой руке. Вся процедура займет от двух до пяти часов.

«Подробно об этих способах взятия костного мозга донору предварительно расскажут доктора. Но могу заверить, что ущерба для здоровья дающего клетки нет, осложнения крайне редки. Оба этих метода много лет используется во всем мире, и, естественно, они были многократно проверены в исследованиях ученых разных стран. После взятия материала для трансплантации организм донора восстанавливается в течение месяца», — поясняет Марина Демченкова.

При этом, как напоминает врач, в любой момент человек может отказаться от намерения стать реальным донором без объяснения причин. Но принимая решение, необходимо помнить о том, что речь идет о чьей-то жизни. Вероятность найти другого полностью совместимого донора крайне мала, считается, что необходимая совместимость встречается лишь в 1 случае из 10 тысяч.

И еще, важно знать, что донор в итоге не получает никаких денег. Безвозмездность, наряду с добровольностью и анонимностью, во всем мире являются незыблемыми принципами донорства костного мозга. И дело не в том, что нельзя найти дополнительно средств на оплату этих услуг. Жизнь показала, что человек, заранее знающий о принципе безвозмездности и все-таки решающий пополнить регистр доноров, — это человек ответственный, мотивированный на донорство не деньгами, а самим своим сознанием, отношением. А это лучший стимул.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram