Аргументы Недели Сахалин → Общество № 39(632) от 4.10.2018 13+

Учитель со стажем рассказывает, как донести знания до учеников

, 09:36

5 октября в России отмечается День учителя. Преподаватели просвещают и воспитывают учеников, ведут работу по становлению и преобразованию личности. Учитель – творческая профессия. Она требует способности находить уникальные подходы к каждому, вне зависимости от его особенностей, добиваться понимания материала.

О том, как изменился учебный процесс за последние 40 лет, как поменялись сами дети, рассказывает учитель русского языка и литературы средней школы № 22 Светлана Коробейникова.

Вслед за мужем

В каком возрасте вы решили стать учителем?

Я продолжатель династии учителей, у меня папа и мама педагоги. Поэтому преподавателем я стала по образу и подобию родителей, но у меня было право выбора, никто не агитировал. Мне всегда были интересны дети, и я очень любила литературу. Твёрдо решила уже в пионервожатском возрасте, в старших классах.

В СССР книги были дефицитом, где вы брали хорошую литературу?

Я росла в достаточно большой деревне Хабаровского края, мой папа был директором школы, и у нас дома была большая библиотека. Но надо сказать, что и в нашем леспромхозе библиотека тоже была богатой, книги сложно было купить, а вот взять на руки и почитать – пожалуйста.

Куда вы пошли учиться после школы?

В государственный пединститут Комсомольска-на-Амуре, на филфак, хотя в приёмной комиссии убеждали пойти на физмат, потому что там был недобор.

Как попали на Сахалин?

Как и многие учителя, вслед за мужем, он в Комсомольске на-Амуре окончил политехнический институт, сначала по направлению уехал работать в Новосибирск, а потом переехал на Сахалин, потому что у него здесь мама осталась одна. Сначала в Южно-Сахалинске я работала в пятнадцатой школе, это во Владимировке, а потом получили квартиру в 9-м микрорайоне, и я перешла в школу № 22. Пятнадцатая школа… Это было упоительно! Когда я пришла в 80-х годах в департамент с документами, заведующая ГОРОНО спросила, как я отношусь к корейцам, а я ответила, что никак к ним не отношусь, так как их не знаю вообще. Но мне очень интересен этот народ, впервые я столкнулась с ним здесь. Она так обрадовалась! И сказала, что направляет меня в среднюю школу № 15, там как раз много корейцев. Когда я впервые вошла в класс из 30 человек, на меня смотрели 26 пар карих глаз и только четыре пары голубых и зелёных, это было удивительно. Ребята оказались замечательные, мы с ними дружим до сих пор!

И им со мной было очень интересно, потому что я практически ничего не знала об их народе, они мне рассказывали. Мы ходили в походы, им нравилось учить меня есть палочками корейскую еду, знакомить со своими обычаями и фольклором.

Дети с другим ритмом

Какими личными и профессиональными качествами должен обладать учитель?

По моему мнению, учитель, который приходит в школу, должен точно знать, что отношения с учениками, это отношение субъекта с субъектом, то есть, я личность и ты, мой ученик, личность, я тебя уважаю, а не субъекта и объекта. Я не папа Карло, который приходит с топором, и говорит, что сейчас  из этого полена будет делать что-то стоящее. Нужно быть самому интересным, как личность для ученика, и быть высоким профессионалом, за это ребята преподавателя ценят.

В чём заключается профессионализм?

Это и большой объём знаний, и умение интересно и доступно донести их до детей, но не примитивно. Умение правильно поставить исследовательскую  задачу и дать ученикам информацию о средствах, пользуясь которыми они могут её решить.

Какого возраста детей вы обучаете?

Разного. В этом году у меня после старших классов пятиклассники. Для учителя, который только что выпустил 11-е классы – это просто шок. Потому что огромная разница в возрасте: тем было 17, а этим 10. Это совсем новые люди, они сильно отличаются от детей, которые были 30 лет назад.

Чем?

Конечно, все дети разные. И тогда были и сейчас есть как мотивированные на учёбу, так и те, которые учиться не хотят. Но школьники  нынешнего времени – это дети, которые живут в потоке информации, они в нём хорошо ориентируются. Для ребят не составляет особого труда найти любой материал и принести его. Но «клиповое мышление» бич современных детей. Они быстро реагируют на картинку, умеют находить нужную информацию, но не запоминают её. Думают, что незачем грузить мозг, если эту информацию можно найти в любой момент. С памятью у многих проблемы, вот говорят мне, мол, давайте я вам сразу два стихотворения Пушкина расскажу, а то потом их забуду. Им нужны картинки, быстрая смена информации, событий, они быстро устают, когда долго занимаются одним и тем же. Поэтому у них возникают проблемы при чтении классической литературы в старших классах. У меня есть замечательные ребята, они знают, что книгу прочитать в любом случае можно, на лето я им даю большие произведения Толстого, Достоевского, и я точно знаю, что они будут их читать. На каникулах встречаю их, а они жалуются, что читать очень тяжело, так как слишком длинно, в произведениях присутствуют долгие и подробные описания того, как едят герои, о чем думают. У современных детей совсем другой ритм жизни. Но они всё равно всё прочитали, правда, половину героев забыли. Хотя это очень хорошие, успешные мальчишки.

Для чего бегать  по коридорам?

А как объяснить, для чего нужно это запоминать?

То, что это определённый культурный, интеллектуальный, эстетический и нравственный уровень – они понимают. Объясняю им, что если память не развивать, то может произойти такая ситуация: в тайге вы потерялись вместе с врачом и повредили чтото в своём организме. А врач не помнит, как это лечить, у него с памятью плохо и интернета нет. Тогда они соглашаются, что запоминать информацию всё же нужно.

Сейчас дети – здоровые прагматики, они хотят заниматься тем, что с их точки зрения им нужно. У меня в 9м классе один ученик считал, что ему не нужен русский язык, говорил, что он продолжит обучение в Канаде, где не будет пользоваться родной речью. Мы с ним договорились, что для того, чтобы поехать учиться в Канаду, надо в 9-м классе сдать экзамен по русскому. Тогда он скрепя сердце сказал, что будет учить русский язык. А в результате никуда не поехал, остался дома. Спрашивают, зачем нужна литература. Объясняю, что литература вся о человеке и для человека. Я обращаюсь к ней тогда, когда хочу понять, что со мной происходит, с людьми вокруг, и что с этим делать. И к старшим классам они приходят к открытию, что как бы не менялся антураж, человек остался одним и тем же. Чем мы живём? Желанием любить и быть любимым. И это самое основное. Что у Петрарки, что у Маяковского, что у Бродского.

Интернет и новые технологии сейчас помогают в учёбе?

Конечно. Даже рабочее место учителя сейчас – смарт доска, с подключенным к ней компьютером, я могу показать на ней любой материал из интернета. А дети вообще легко обращаются с информацией в интернете, это плюс. Другое дело, если это занимает всё время ребёнка и он видит в гаджетах только развлечение, тогда это большой минус. На уроках пользоваться сотовыми телефонами запрещено, по требованию учителя дети убирают их в рюкзаки. На переменах печальная картина – все сидят на полу и каждый занят своим телефоном, им вообще никто не нужен! Представляете, я однажды говорю им, чтобы убрали свои телефоны и побегали бы по коридорам, а они меня не поняли! Как это бегать? Для чего? А раньше, вспомните, пройти по коридору было невозможно. Потому что дети ордами носились, кричали. И это очень полезно, подвигаться после длительного сидения на уроке.

Как вы оцениваете современную учебную программу?

Это интересно, потому что программа ориентирована на личностное развитие ребёнка и в идеале требует от учителя построить индивидуальную траекторию развития ученика. И в результате оцениваться будет личностное продвижение ребёнка. Если оно есть – здорово, значит, он развивается. Требуется системнодеятельный подход, то есть дети должны работать на уроке всё время, работать в паре и себя оценивать.

У вас трудные дети есть?

Есть гиперактивные. Когда ребёнок в силу своей психики не может спокойно сидеть 40 минут. Его надо переключить на другую деятельность – вот все делают это, а ты сделай другое. Нужно его замотивировать: сделаешь упражнение, покажешь, а я тебе оценку поставлю. Вообще, я считаю, что самая интересная в мире профессия – это учитель. Приходят маленькие, десятилетние, они не знают значение многих слов, приходится растолковывать. Потом видишь, как они растут, как меняются, как они сначала становятся гадкими утятами в 7 – 8 классе, когда им хочется спорить, дерзить. Зато в 10 – 11 классах в каких они лебедей превращаются – красавцы, умницы все! Почти за 40 лет моей работы в школе я не выпустила ни одного ребёнка, который бы пропал, пошёл не той жизненной дорогой, все получились замечательными людьми.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram