Если Израиль не понимает по-хорошему – ему разъяснят по-плохому
№ () от 26 сентября 2018 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Скандал вокруг сбитого после подставы израильской авиации нашего самолёта радиотехнической разведки (СРТР) Ил-20М набрал полные обороты. Они вышли с холостого хода на рабочий – история получила вполне ожидаемое развитие.
Наглая подстава
Как и предполагалось, Министерство обороны России не стало тянуть с обнародованием дополнительной информации по инциденту, в ходе которого погибли 15 наших военных. Представленная информация со средств объективного контроля нашей группировки сил ПВО в САР наглядно указывает на прямую вину ВВС Израиля. Израильтяне обманули наших военных с местом реального нанесения удара и предупредили всего за минуту до его начала.
В итоге Ил-20М переместился из безопасной зоны на опасное направление и пошёл на посадку «от греха подальше». При этом один из израильских самолётов F-16 специально сблизился с ним в тот момент, когда по израильтянину отстрелялся сирийский дивизион ЗРС С-200. Ракета перенавелась на более яркую отметку Ил-20М и попала в цель. Сирийцы, надо сказать, также нарушили наставление по работе на комплексе – в подобных обстоятельствах оно прямо запрещает стрельбу.
Иерусалим: «Мы ни при чём»
Израильтяне не смогли предоставить в ответ никакой внятной информации, доказывающей их непричастность к инциденту. Более того, те объяснения, которые привёз главком ВВС ЦАХАЛ Норкин, судя по всему, просто взбесили российское военное руководство. Очевидно, в командовании ВВС ЦАХАЛ решили – раз их «хитрый план» привёл к таким печальным последствиям, надо сыграть в стиле известной репризы Аркадия Райкина – «запустить дурочку». Неудивительно, что это не получилось. МО РФ на очередном брифинге закрепило доказательную базу дополнительной информацией с экранов АСУ ПВО и ЗРС С-400 на Хмеймиме и Тартусе.
Израильтянам явно был дан шанс на то, чтобы свернуть ситуацию с плохого для них пути: публично и полностью признать свою вину, заявить о готовности выплатить компенсацию за самолёт и семьям погибших. Впрочем, говорят, что с компенсацией вопрос был вполне решаем. Но Израиль желал сделать всё келейно. Честное признание вины явно противоречило его публичной позиции, возлагающей всю вину на Сирию, Иран и «Хезболлу».
Стоит заметить, что сразу после инцидента с Ил-20М Москва объявила о начале учений ВМФ и ВКС в обширных районах Восточного Средиземноморья, закрывающих для полётов зоны у побережья Сирии и Ливана вплоть до Кипра. Об этом было выпущено соответствующее предупреждение – NOTAM. То есть летать можно, но опасно – могут случайно сбить в ходе стрельб. Как только один NOTAM истёк, Москва сразу выпустила другой и объявила об очередных учениях. Теперь это, похоже, надолго.
Ответный пинок номер раз
Были объявлены и другие ответные меры. Во-первых, для плотного прикрытия основной части территории страны Сирии будут поставлены в двухнедельный срок ЗРС С-300. Разные источники говорят о двух зенитно-ракетных полках с 4–6 или даже 8 дивизионами в них. Возможно, сначала будет поставлена часть дивизионов, а потом их доразвернут до нужного штата.
Специалисты считают, что 6–8 дивизионов, то есть, по сути, урезанной дивизии ПВО, хватит для надёжного прикрытия большей части территории страны. Конечно, вместе с нашими официальными дивизионами ЗРС большой дальности и ЗРК средней и малой дальности, которых много в ПВО САР.
Почти однозначно это будут комплексы из наличия зенитно-ракетных войск (ЗРВ) ПВО ВКС либо с хранения. Потому что у промышленности нет залежей готовых комплексов на складах. Хотя нельзя исключать, что 4 сирийские дивизиона С-300ПМУ2, которые не были поставлены Дамаску раньше, никто не утилизировал, как об этом рассказывали, а оставили до нужного момента, который в итоге наступил.
Причём на первом этапе (как минимум) вести дежурство на комплексах С-300 будут наши расчёты. Сирийским просто неоткуда взяться, даже если нашли всех людей, которых готовили несколько лет назад. Их недостаточно, и их надо переподготовить. Но постепенно расчёты заменят на сирийские, хотя понятно, что с советниками из России.
Интересный момент – объявлено, что ракеты поставляемых в Сирию С-300 будут иметь дальность более 250 км.Такой дальностью обладает зенитная ракета (ЗУР) 40Н6 комплекса С-400 и ракеты системы С-300В4. Но вряд ли речь о них. Ещё есть ракета 48Н6ДМ, используемая на С-300ПМ2 и той же С-400 -у неё дальность как раз чуть больше 250 км. О её поставках на экспорт в составе С-300 ранее никогда не объявлялось – в другие страны шли ракеты 48Н6Е2 с дальностью 200 км. В общем кому-то в израильском правительстве стоит задуматься, нужно ли дальше дёргать медведя за уши.
По такой же схеме и столь же срочно в 1983 г. в Сирии были развёрнуты те самые полки ЗРС С-200В, что там есть сейчас. Они сразу включились в игру, сбив несколько целей, включая самолёт ДРЛО Е-2С «Хокай» «неустановленной» национальной принадлежности, на дальности около 200 км. Такие были и есть у Израиля и США.
Кирпич номер два
Второй мерой будет усиление группировки систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в Сирии. Процесс уже идёт, техника прибывает, в том числе не использовавшаяся в регионе ранее, вроде комплекса «Дивноморье» и ряда других систем. Причём играть РЭБ теперь будет по другим правилам. Она начнёт практически перманентно подавлять радиосвязь, РЛС авиации и системы наведения ракет и спутниковую навигацию в Сирии, в приграничных регионах, в районах у побережья и нейтральных водах.
Эта мера напугала американцев и израильтян даже сильнее. Они примерно представляют себе уровень нашей современной РЭБ, хотя и не полностью – на полной мощности возможности никогда ранее не демонстрировались, это для войны. Ранее наши системы РЭБ в Сирии иногда работали, иногда нет, иногда на половинной мощности или более – зависело от обострений. Но и этого хватало, чтобы все вокруг прониклись уважением и страхом. А если давить будут все и вся, то кое-кто вообще нормально летать не сможет. ЗРК и ЗРС – достать могут не везде, а РЭБ достанет очень далеко и очень серьёзно.
По сути, эти две меры вводят в Сирии бесполётную зону, которую можно варьировать в очень широких пределах.
Дубина номер три
Третьей мерой станут развёртывание в ПВО САР новейших российских АСУ ПВО и окончательная интеграция их с российской ПВО в Сирии и с системой боевого управления армии России. До этого и раньше вся ПВО в Сирии координировалась штабом на Хмеймиме. Но, очевидно, автоматизированное взаимодействие было ограниченным.
Эта мера как-то в тени остальных. На самом деле она стоит и дивизионов ЗРС, и работы РЭБ. Дело в том, что АСУ, поставляемые на экспорт, и то, что остаётся для себя, – две большие разницы. В Сирию пойдут не экспортные варианты. И если всё заработает, то эффект может быть очень значительным. И во взаимодействии, и по времени реакции ПВО, и по эффективности.
Причём если этих мер недостаточно, то будут и ещё, чтобы охладить горячие головы, как заявил С. Шойгу. Очевидно, будут сбивать всё, что летает вне коридоров и несёт отметку «на запрос госпринадлежности цель правильно не ответила», то есть «чужой». Заодно все эти меры закроют вопрос с «партнёрами» из США и НАТО и их дурацкими угрозами и провокациями с химоружием.
Слабоумие и отвага
Именно этими словами можно описать реакцию израильских официальных лиц. С одной стороны, там пытаются изобразить, что не понимают, за что с ними так. С другой – что они не боятся. Мол, С-300 им разбить – так одной левой, РЭБ тоже не проблема.
Граждане израильские политики и военные! Если бы вы только занимались риторикой, то России было бы всё равно, но сейчас вы виноваты в гибели наших военных. И за это вам придётся ответить, а также за неумение вовремя включить задний ход, не потеряв лицо. И если вы будете упираться лбом в своих заблуждениях и гордыне, то на лбу появятся шишки, а за лобной костью – сотрясение. Если, конечно, есть чего сотрясать. Всё по Святому Писанию – гордыня наказуема.
Израиль слишком долго имел с нашей стороны режим наибольшего благоприятствования и вёл себя сначала умно. А потом постепенно обнаглел и потерял берега. Придётся Москве обозначить, где берега, а где буйки.
Ярослав ВЯТКИН,
военный обозреватель «АН»