Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 38(631) от 27.09.18 13+

Дальники – это круто!

, 20:10 , Обозреватель отдела Промышленность

22-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознамённая дивизия отпраздновала 75-летие. Три четверти века на защите Отечества! В честь даты на обычно закрытой от посторонних глаз авиабазе «Энгельс» в прошлую пятницу состоялось необыкновенное действо – день открытых дверей. Фантастика – вокруг боевых носителей ядерного оружия ходили толпы жителей Саратовской области. Восторг в глазах мальчишек, девчонок, взрослых дяденек (и тётенек тоже).

Стратеги и «небесный тихоход»

21 сентябряв 5:00 утра автобус от штаба Дальней авиации в центре столицы начал движение в сторону аэродрома Чкаловский. Всё по-военному – время вышло, поехали. В салоне – золото погон. На Чкаловском, там всё организовано: новый терминал, короткая регистрация, приглашение пройти к самолёту: «Товарищи ветераны и гости…» Этот Ил-18Д построен не позже 1969 года. Но, что интересно, ощущение надёжности этого шедевра конструкторской мысли никуда не пропадает. Полвека летал – и ещё полетает. Шумноват по современным меркам, ну и что? Генералы и ветераны Дальней авиации поднимаются на борт абсолютно спокойно. Значит, техника в порядке.

Спустя почти два часа под крылом появляется удивительная вязь узоров волжских протоков. Вид сверху говорит о том, что древние греки не знали красоты такой сложности. Их лабиринт Минотавра – детская игрушка.

Меняется звук двигателей, под крылом мелькают дачи-«шестисоточники», и мягкое касание полосы. Короткий рёв винтов на реверсе для торможения, и самолёт заруливает на стоянку. Рядом стоят строевые самолёты, посторонние отсутствуют. А за оцеплением – кипит бурная жизнь. Кажется, что попал на авиакосмический МАКС в Жуковский. На стационарной стоянке представлены техника дивизии, комплексы РЭБ, ПВО, инженерные и пожарные машины и, конечно, самолёты. Стратегические ракетоносцы Ту-95МС и сверхзвуковой Ту-160, бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 и топливозаправщик Ил-78. За самолёты стало страшно – ребятня облепила стойки шасси огромных машин, и если бы у них хватило силёнок, то Дальняя авиация не досчиталась бы многих деталей. На почётном месте уникальный самолёт По-2, по документам выпущенный в 1942 году. Ночной бомбардировщик! Его пилоты Евгений Смирнов и Владимир Пташинский бегают вокруг машины, отгоняя малолетних «вредителей» – так и норовят что-нибудь сломать или отодрать на память. Крылья, оперение обтянуты перкалью, специально пропитанной тканью, и требуют бережного отношения. С самолётов этого типа и начиналась история аэродрома Энгельс – в 1932 году отсюда впервые поднялся в небо У-2 (после 1944 года – По-2) военной школы лётчиков. Следует отметить: наш По-2 – не музейный экспонат, а вполне себе летающий самолёт. Они «своим ходом» прилетели на праздник из Самары. И после показательного полёта гигантского Ту-160, с проходом над полосой, после завораживающего группового пилотажа пятёрки «Стрижей» По-2 поднялся в небо и заставил замирать сердца зрителей. Крохотный биплан совершал такие пируэты в воздухе, иногда практически замирая на месте, что потом лётчики с ракетоносцев восхищённо подходили к пилотам По-2 и говорили: «Ну вы и летаете! Я раза три думал, что уже всё, катастрофа неминуема…»

 

С боевым крещением

На сцене выступает любимый автор и исполнитель авиаторов Николай Анисимов. Его песни с невероятной точностью передают дух и суть лётной работы, любой любитель авиации узнает даже типы самолётов и вертолётов – главных, наравне с лётчиками, героев его баллад. Тут же телемост с МКС, космонавт Сергей Прокопьев с орбиты поздравляет с годовщиной личный состав дивизии и ветеранов Дальней авиации. В Энгельсе собрались сотни людей, так или иначе причастных к этому весомому, стратегическому, «аргументу» Российского государства. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев, руководство фирмы «Туполев», конструкторы и представители предприятий, которые оснащают самолёты самыми современными образцами вооружений. Из Самары прибыли с подарками и.о. вице-губернатора Юрий Рожин, депутаты губернской думы Юрий Шевцов и Владимир Дуцев.

Командир 22-й гвардейской ТБАД лётчик-снайпер Олег Пчела командует торжественным маршем, оркестр, знамёна – красота!

Стоит отметить, что современная Дальняя авиация совсем недавно приобрела реальный боевой опыт. Ту-22М3 принуждали Грузию к миру в августе 2008 года, а Ту-160 и Ту-95 показали зубы в Сирии. И когда торжества приблизились к финишу, над аэродромом раздался гул двигателей пары Ту-95МС – они выполняли задание где-то за южными рубежами России. Взлетели ещё ночью, вернулись во второй половине дня. Подслушал, как командир беспокойно связывался с экипажами и требовал: «Доложите остаток топлива!» Праздник праздником, а служба службой.

 

Вне зоны действия разума

Военные люди, да ещё в праздник, о проблемах не говорят. Но, пообщавшись с представителями промышленности, одну крайне неприятную историю узнал. Точнее, ещё год назад что-то слышал, но не поверил – уж очень непрофессионально она звучала. Дело в том, что Дальняя авиация целиком и полностью зависит от двигателей, которые для Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 производят на ПАО «Кузнецов» в Самаре. Бесконечная смена руководителей привела к тому, что предприятие увязло в долгах, генерирует убытки. А задача стоит – не больше и не меньше – восстановить производство двигателей НК-32, да ещё и модернизированных, так называемого второго этапа, для стратегического Ту-160. Производство самолёта восстанавливается сейчас в Казани, вкладываются огромные деньги, выстраивается цепочка поставщиков. Ракетоносец обещает стать ещё более грозным авиационным комплексом.

А что делает Объединённая двигателестроительная корпорация во главе с Александром Артюховым? Вместо того чтобы наладить работу, прислали командовать «Кузнецовым» несколько лет назад «варяга» из Уфы Сергея Павлинича. И он начал процесс переноса производства НК-32 из Самары в Уфу, на УМПО. Если дело пойдёт таким образом, то новые двигатели для своих самолётов Дальняя авиация увидит нескоро. Известно, что в 1980‑е годы в обратном направлении, из Уфы в Самару, переносили производство компрессора высокого и среднего давления именно для этого двигателя. При огромных ресурсах СССР этот процесс занял 4 года! А тут весь двигатель… Вредительство, никак иначе. Решили приземлить «Белых лебедей», чтобы не смущать и не стращать партнёров из НАТО?

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram