Книга «Он спас Сталина», написанная бывшим сотрудником советских спецслужб Анатолием Терещенко и выпущенная издательством «Аргументы недели» в серии «Мир шпионажа», посвящена генерал-майору Николаю Григорьевичу Кравченко, сотруднику Смерш НКО СССР.
НА САМОМ деле этот человек спас не одного «вождя народов». Если бы не он, то в далёком 1943 году антифашистская коалиция могла разом лишиться глав всей «Большой тройки» – и Иосифа Виссарионовича Сталина, и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, и президента Соединённых Штатов Америки Франклина Делано Рузвельта. Кто знает, как бы тогда развернулась история и в каком мире мы бы сейчас жили. И жили ли бы вообще.
Скромный подполковник Смерша Кравченко оказался ключевой фигурой в сложнейшей контрразведывательной операции, которую наши органы госбезопасности вели совместно со спецслужбами союзников. Её целью было предотвратить террористическую акцию гитлеровцев, направленную на то, чтобы одним махом уничтожить всех глав противостоящих фашистам государств во время их встречи в Тегеране.
Когда стало понятно, что многоходовая комбинация с блеском выиграна, планы немцев сорваны и лидерам союзников ничто не угрожает, некоторые подробности операции сообщили Рузвельту и Черчиллю. Они были настолько поражены, что потребовали встречи с Кравченко, чтобы поблагодарить его лично. Сталин не стал возражать. Но ещё больше главы США и Англии были удивлены, что организатор такой великолепной игры оказался всего лишь подполковником. Они стали настаивать, чтобы их спасителю дали генеральское звание. Сталин и тут согласился. Так и получилось, что генерал Кравченко никогда не носил погоны полковника, получив «штаны с лампасами», минуя это звание. Было герою тогда всего-навсего 30 лет.
Люди постарше должны помнить советско-французский фильм «Тегеран-43» с великолепным Аленом Делоном и целой плеядой гениальных советских актёров. Он рассказывает о той самой контригре разведчиков, сорвавших покушение. Фильм в своё время произвёл настоящий фурор. На самом деле такие «игры» требуют не столько твёрдой руки и меткого глаза, сколько невероятного напряжения умов.
К сожалению, большая часть материалов, касающихся той операции, до сих пор засекречена. Как и очень многое из того, к чему вообще имел отношение Николай Григорьевич Кравченко. Автору книги пришлось самому попытаться восстановить путь тридцатилетнего генерала от родимой хаты в казацком селе Екатеринославской губернии до знойных улиц Тегерана. Десятки статей, книг, публикаций. Мало этого – Анатолий Терещенко лично встретился с множеством людей, которые когда-то были знакомы с человеком, спасшим Сталина. С его родными, знакомыми, сослуживцами. Людьми, которые вопреки тайнам более чем полувековой давности смогли рассказать, каким он был, через что прошёл, прежде чем попасть в зенит славы.
Попасть в зенит – и рухнуть оттуда. Рухнуть не из-за каких-то ошибок или проступков. А из-за политической подлости и обычной человеческой злобы.
Хрущёвские времена нынче принято с теплотой называть оттепелью. Иногда с иронией – волюнтаризмом. Но другая сторона этого времени не слишком популярна. Её старательно пытаются заретушировать. От неё стыдливо отводят глаза. Потому что она слишком сильно напоминает время безумия наших «святых 90-х», которые так милы многим ныне власть имущим. Это время оголтелого мерзкого шельмования всего, что было до того, как пришли «победители», которые сами плоть от плоти и кровь от крови того, что они «победили». И чтобы эта связь быстрее забылась, они в кровавую грязь готовы втоптать всё и всех, кто об этом может напомнить.
Мы видели комсомольских функционеров у руля воровской приватизации. Хрущёв же бил по армии и госбезопасности. По тому, что могло угрожать его власти. По тем, кто помнил о его ничтожестве на фоне рухнувшего «усатого колосса». Чистка в рядах спецслужб была грандиозной. Попал под неё и генерал-майор Кравченко. В 46 лет, в самом расцвете сил, он был лишён должности и отправлен в отставку. От этого удара он так и не оправился.
И только теперь, спустя более полувека глухого молчания, его имя снова упоминается с гордостью. Есть предложения назвать его именем новую улицу в Калининграде, где оборвался его жизненный путь.
Эта книга – рассказ о жизни прославленного и незаслуженно забытого героя тайных сражений.
Читайте также:
«Апостолы фронтового Смерша»
«Разлом. Белый и красный террор»
«Гений оперативных игр»