Председателю
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
VII созыва ВОЛОДИНУ В.В.
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Союз вкладчиков России многократно обращался к Вам за парламентской защитой финансовых интересов граждан, бизнеса и бюджета страны от произвола, творимого руководителями Банка России.
В своих обращениях мы неоднократно указывали на факты грубых и массовых нарушений руководителями регулятора гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан России, имеющих негативные последствия для общества и государства.
Расследование этих фактов Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. №196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» отнесено к компетенции Государственной Думы ФС РФ и преследует цель защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, контроля деятельности Банка России по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, а также информирования о них общества и оказания содействия в их устранении.
В адресованном Вам открытом письме, опубликованном в газете «Коммерсантъ» №131 от 26.07.2018, Союз вкладчиков России привел многочисленные примеры системных и многолетних нарушений Конституции Российской Федерации руководителями Банка России, наиболее вопиющим из которых является лишение сотен тысяч граждан России сбережений, не покрытых страховым возмещением, а также средств малого и среднего бизнеса, размещенных на счетах и депозитах банков, лишенных лицензий и обанкроченных. Общий размер причиненного им ущерба самим Банком России оценен в 827 миллиардов рублей без учета возвратности 27 миллиардов рублей, возмещенных при проведении банкротных процедур, составляющих 3, 1%, т.е. статистическую погрешность.
На конкретном примере, в отношении ПАО БАНК «ЮГРА», Союз вкладчиков России аргументированно вскрыл незаконный механизм лишения Банком России этого Банка лицензии, что приведет к негативным последствиям для общества в виде финансовых потерь 34 700 граждан России по непокрытым страховым возмещением частям вкладов в общем размере 16, 1 миллиарда рублей, а также к негативным последствиям для государства в виде убытков в размере 172, 5 миллиарда рублей, которые могут быть устранены парламентским расследованием. Этот пример настолько ярок и показателен, что неминуемо приведет к парламентской оценке действий Председателя Банка России Набиуллиной Э.С. и ее Первого заместителя Тулина Д.В. как незаконных и прямо нарушающих Конституцию России.
06.07.2017 по указанию Тулина Д.В. его подчиненный, руководитель Службы текущего банковского надзора С.Ю. Шевченко, вынес ПАО БАНК «ЮГРА» предписание о доформировании до 15 часов 07.07.2017 резервов в размере более 13, 4 млрд рублей, реклассификации ссудной задолженности заемщиков Банка, а также о предоставлении отчетности Банка по состоянию на 07.07.2017. Предписание вручено представителю ПАО БАНК «ЮГРА» в 22 часа 06.07.2017 и являлось заведомо невыполнимым по сроку, так как для его исполнения отводилось лишь 17 часов с учетом ночного времени или 6 часов рабочего времени.
До получения указанного предписания 06.07.2017 ПАО БАНК «ЮГРА» увеличило размер собственных средств (капитал) Банка до 45 214 323 тыс. рублей, из которых были доформированы необходимые резервы без нарушения любого из обязательных нормативов, в полном объеме исполнило это предписание и направило в Банк России соответствующие информацию и отчетность 07.07.2017 в 15:05 и в 17:45 соответственно.
Зная об этом, Тулин Д.В. организовал составление фиктивного документооборота за 07.07.2017, реальное проведение мероприятий по которому невозможно даже по временному хронометражу:
07.07.2017 Тулин Д.В. подписал приказ № ОД-1901 о введении временной администрации по управлению ПАО БАНК «ЮГРА», указав в качестве основания его издания подпункты 2 и 7 пункта 1 статьи 18926 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (кредитная организация допустила снижение собственных средств (капитала) более чем на тридцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России (пп.2) и Комитетом банковского надзора Банка России утвержден план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (пп.7).
В последующем представители Банка России в качестве подтверждения нарушения по состоянию на 07.07.2017 ПАО БАНК «ЮГРА» обязательных нормативов, основывались на отчетности Банка по состоянию на 05.07.2017, математически исключив из собственных средств (капитала) Банка на этот день сумму в размере 13, 4 млрд рублей в виде недоформированных резервов, которая была предписана 06.07.2017 и учету в предыдущем периоде не подлежала. Противоправность таких расчетов очевидна, поскольку, сделав математический вычет из капитала Банка по состоянию на 05.07.2017 размера недоформированных резервов, предписанного лишь 06.07.2017, Банк России сознательно не принял в расчет многомиллиардное увеличение в тот же день (06.07.2017) капитала Банка. Полученную отчетность ПАО БАНК «ЮГРА» по состоянию на 07.07.2017, представленную Банком по требованию предписания 07.07.2017 в 17:45, Тулин Д.В. полностью проигнорировал, т.к. она подтверждала исполнение предписания без нарушения обязательных нормативов и сделала невозможным введение в Банк временной администрации по этому основанию. Позже, 17.07.2017, заместитель руководителя назначенной Банком России временной администрации подтвердил полное исполнение предписания без нарушения обязательных нормативов, представив в Банк России соответствующую отчетность и информацию ПАО БАНК «ЮГРА» по состоянию на 08.07.2017. Второе основание приказа – наличие утвержденного Плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка противозаконно по его форме и сути, так как этот План не содержал ни одного мероприятия по финансовому оздоровлению Банка, а сам План утвержден Тулиным Д.В. без проведения процедур, установленных ст.ст.18947-18949 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и «Положением о принятии решения об участии ГК «АСВ» в предупреждении банкротства банка и утверждении плана ее участия в предупреждении банкротства банка» (утв. решением Правления ГК «АСВ « от 16.04.2009, протокол N 33).
Приведенные сведения констатируют отсутствие оснований введения временной администрации в ПАО БАНК «ЮГРА» и незаконность изданного Тулиным Д.В. приказа № ОД-1901 от 07.07.2017.
В целях негативного формирования общественного мнения о ПАО БАНК «ЮГРА» и публичной демонстрации действий регулятора, руководители Банка России В.А. Поздышев и А.П. Орленко на брифинге с журналистами 10.07.2017 довели до представителей средств массовой информации не соответствующие действительности сведения о наличии в ПАО БАНК «ЮГРА» забалансовых счетов и выводе активов, которые опровергнуты в том числе самим Банком России (акт № АЗК-И25-10-13/1760ДСП от 14.07.2017).
10.07.2017 руководитель назначенной приказом Банка России №ОД-1901 от 07.07.2017 временной администрации, до издания приказа №1 «О вступлении в должность», незаконно издал два приказа без номера и распоряжение, которые безосновательно, с формулировкой «в связи со служебной необходимостью» и в отсутствие первичных документов привели размер капитала Банка к отрицательному значению. Бухгалтерские операции проведены с игнорированием письменных возражений главного бухгалтера, с ее принуждением к их исполнению под угрозами негативных последствий.
20.07.2017 проведены страховые выплаты вкладчикам Банка по указанию Председателя Банка России Набиуллиной Э.С., грубо нарушившей срок выплат (на десятые сутки, вместо установленного Федеральным законом №177 срока «не ранее 14 суток с момента наступления страхового случая»). При этом ею проигнорированы протесты от 19.07.2017 Генеральной прокуратуры РФ.
В период с 20 до 25 июля 2017 г. по указанию руководителей Банка России:
– службой анализа рисков (А.П. Дымов) сформировано и направлено руководителю временной администрации заключение №22-8/595дсп от 26.07.2017 с результатами оценки объектов недвижимого имущества, принадлежащего ПАО БАНК «ЮГРА», в нарушение Положения об этой службе, исключающего полномочия по оценке собственности кредитной организации. 27.07.2017 руководитель временной администрации, используя в отсутствие первичных документов в качестве основания лишь данное заключение, издал приказ №142 об уменьшении более чем на 11, 3 млрд рублей балансовой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ПАО БАНК «ЮГРА»;
– главной инспекцией Банка России (В.А. Сафронов) сформирован и направлен руководителю временной администрации акт проверки по отдельному вопросу №АЗК-И25-10-13/1861 ДСП от 26.07.2017, позволивший руководителю временной администрации исключительно со ссылкой на этот акт без документального подтверждения издать приказ №144 от 27.07.2017 о дополнительном формировании резервов на сумму более 5, 2 млрд рублей, т.е. о снижении капитала Банка на эту сумму;
– руководителем временной администрации 27.07.2017 издан приказ №145 «Об открытии операционного дня Банка», обязавший внести изменения по счетам бухгалтерского учета Банка в соответствии с изданными им приказами от 27.07.2017 №№ 142-144, открыв операционный день Банка 21.07.2017. Таким способом, «задним числом» в банковском дне 21.07.2017 осуществлены операции, предписанные приказами №№142, 144, 148/1 от 27.07.2017, которые необоснованно и незаконно привели размер капитала Банка к необходимым руководителям Банка России отрицательным величинам.
Эти незаконные действия руководителя временной администрации искусственно создали видимость правомерности издания на следующий день, 28.07.2017, Председателем Банка России Набиуллиной Э.С. приказа № ОД-2138 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у ПАО БАНК «ЮГРА».
Союз вкладчиков России обратился к Вам (вх.2.8-15-150137 от 06.09.2018) с просьбой подтвердить факт проведения парламентского расследования деятельности Банка России в отношении ПАО БАНК «ЮГРА», а при его отсутствии инициировать возбуждение парламентского расследования.
Наши обоснованные обращения к Вам по разбору грубых нарушений Банком России действующего законодательства и Конституции России к какому-либо результату не привели. Напротив, в нарушение ч.6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», запрещающей направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, обращение Союза вкладчиков России (вх. 2.8-15-27128 от 27.08.2018) с просьбой провести парламентское слушание с участием Председателя Банка России Набиуллиной Э.С. по факту умышленного причинения Банком России и временной администрацией в августе 2018 г. ущерба в размере более 17, 5 млн рублей ПАО БАНК «ЮГРА» в виде пени и штрафов, связанных с несвоевременной уплатой соответствующих налогов, направлено Председателю Банка России Набиуллиной Э.С., чьи действия (бездействия) нами обжалуются.
Союз вкладчиков России в этом Открытом письме сообщает в Вашем лице всему депутатскому корпусу о фактах грубых и массовых нарушений руководителями регулятора (Набиуллина Э.С., Тулин Д. В., Поздышев В.А.) прав граждан России, гарантированных ст. ст. 8, 18, 35 и 53 Конституции РФ. Перечисленные нарушения являются основанием для возбуждения парламентского расследования. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Союз вкладчиков России является многотысячной частью народа и на этом основании, в порядке ст. 45 Конституции России, просит Вас обеспечить государственную защиту прав более 34 700 граждан России путем инициирования возбуждения парламентского расследования деятельности руководителей Банка России для устранения негативных последствий для общества и государства.
Глава Союза вкладчиков России
Николаев Н.Н.
17 сентября 2018 г.