Гибель Ил-20: Израиль едва не спровоцировал большую войну
№ () от 19 сентября 2018 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Понедельник 17 сентября выдался тяжёлым вдвойне. Сначала прошли сложные переговоры Владимира Путина с Реджепом Тайипом Эрдоганом, закончившиеся, как показалось многим, неоднозначным соглашением по Идлибу. А затем – подлый израильский налёт на запретную для них зону в провинции Латакия и гибель самолёта радио- и радиотехнической разведки Ил-20М вместе с 15 офицерами на борту.
«Рассвета Идлиба» не будет?
После переговоров с турецким президентом российские официальные лица (в частности, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу) заявили, что «операции в Идлибе не будет». Стало известно, что Путин и Эрдоган договорились о создании демилитаризованной полосы глубиной 15–20 км, откуда будут отведены бандформирования и любое тяжёлое вооружение. Патрулироваться она будет турецкими и российскими подразделениями. Должны также быть разблокированы и основные автотрассы, проходящие через регион.
Из-за того, что это соглашение одобрили США и страны ЕС, то есть те, кто долгие годы поддерживал террористов, в России многие наблюдатели заговорили о «сливе» Идлиба. Но всё не так просто.
По сути, сейчас у боевиков «отжимают» полосу, которая уменьшает площадь бандитского анклава примерно в 1, 5 раза, причём без единого выстрела. К тому же Дамаск, которому отмена уже почти начатой операции тоже должна не нравиться, абсолютно спокоен.[end_short_text] Сирийские военные говорят, что не прекращают подготовку к проведению операций против террористов в тех кусочках провинций Хама, Алеппо и Латакия, которые пока ещё не освобождены. Мол, соглашение на них не распространяется.
«Рассветёт» наверняка, но позже
Спокойствие сирийцев может быть связано также с пониманием, что операция против Идлиба не была бы лёгкой – бандитам бежать некуда. Турция их не примет, и Анкара этого не скрывает. Самых ценных боевиков и авторитетных главарей турки, конечно, пустят на свою территорию вместе с деньгами, а вот рядовым предложат решать свои проблемы самим – их слишком много.
Есть и ещё один фактор. Террористы вряд ли выполнят хоть какие-то договорённости. Уже появилась информация о том, что ряд группировок не намерены выполнять соглашение между Россией и Турцией. Стало быть, их всё равно придётся уничтожать. Только теперь с этим процессом могут оказаться связаны и турки, которым придётся, как минимум, делать вид, что они воюют со своими бывшими подопечными.
Интересно, что даже турецкие СМИ пишут, что наступление на Идлиб всё равно неизбежно начнётся, самое позднее – в ноябре. Мол, Турция к ноябрю неизбежно «закусится» с США по вопросу антииранских санкций, которым она следовать не намерена и не может: половина нефти Анкарой закупается в Иране. То есть Эрдогану придётся и дальше сближаться с Москвой и удаляться от НАТО и США.
Израильская провокация
Ничего удивительного, что соглашение России и Турции могло не понравиться в Израиле, где хватает сторонников точки зрения «чтоб вы там все передрались между собой – нам лучше». Поэтому и была устроена провокация с нападением ВВС Израиля на объекты в Латакии – практически рядом с нашими главными базами Хмеймим и Тартус. Это идёт вразрез с российско-израильскими договорённостями о недопущении взаимных конфликтов в Сирии.
Дело в том, что Израиль официально декларирует целью своих ударов не борьбу с сирийской армией, а с проиранскими формированиями и иранским влиянием в Сирии. Несмотря на то что Иран в Сирии является нашим ситуативным союзником, в расширении и упрочнении его влияния в послевоенной Сирии Россия не заинтересована. Именно Москве, а не Тегерану Дамаск обязан уже состоявшейся победой в войне. Поэтому именно России должно принадлежать основное влияние, хотя разумные иранские интересы мы вполне можем и учитывать.
Поэтому Москва не намерена встревать в разборки «люто воюющих» между собой иранцев и израильтян. У России – свои интересы. Рвать жилы русским ради чужих? Такого было много в прошлом – больше не нужно.
Но 17 сентября Израиль атаковал уже сирийские объекты в провинции Латакия в зоне размещения российских баз. Удар крылатыми ракетами израильского производства был нанесён 4 истребителями F-16C.Израильтяне бомбили в том числе и средства ПВО Сирии, где полно наших офицеров. Это уже совсем другое дело.
Поскольку удары были направлены на объекты неподалёку от наших баз, сирийцы утверждают, что российская ПВО тоже открывала огонь. Согласно сирийским источникам, якобы стреляли даже С-400. Наши источники на эту тему молчат.
Что произошло?
Израильтяне предупредили штаб нашей группировки об ударе, но строго формально – за минуту до удара. Это уже само по себе нарушение договорённостей. Впрочем, у наших средств разведки наверняка была какая-то информация, ведь подготовка к удару обычно вызывает повышение активности в радиосетях, более активные действия самолётов-разведчиков и БПЛА в нейтральных водах. Наши радиолокационные станции, конечно, не спят, да и российская эскадра в Средиземноморье могла что-то засечь заранее.
Но точной информации, видимо, не было. Поэтому возвращавшийся на аэродром самолёт Ил-20М не встречали истребители, как обычно это делается в подобной ситуации. Иначе бы зашедшие далеко с моря израильские самолёты не смогли бы «спрятаться» за яркой отметкой цели массивного «Ильюшина».
Впрочем, пока сложно утверждать, как точно было дело – возможны варианты. Израильтяне могли просто «сесть на хвост» в непросматриваемой экипажем «Ила» зоне, как они часто делали ещё в советские времена с нашими транспортниками около Сирии. Это значит, что они намеренно ждали возвращения Ил‑20М и были уверены, что истребителей охранения не будет.
Или же произошла действительно трагическая случайность. Для операторов одного из дивизионов ЗРС С-200ВМ 23-й зенитно-ракетной бригады ПВО Сирии, расположенного юго-восточнее Хмеймима, отметки более близкого Ил-20М совместились с находящимися выше и дальше израильскими истребителями. Они шли плотным строем. То есть могло произойти то же, что в 2001 г. на учениях украинских горе-зенитчиков, сбивших российский самолёт Ту-154М. Только тогда мишень летела низко и близко, а самолёт был далеко и высоко. Украинцы по лени и недомыслию не измерили дальность до цели и сбили «пассажира». Сейчас сирийцы, возможно, тоже не перепроверяли дальность, а сигнал от системы госопознавания в случае, когда за одним самолётом прячутся ещё 4, мог прийти неправильный – чужой.
Нельзя также исключать, что расчёт действовал правильно, но израильтяне использовали системы РЭБ, поэтому замеры по дальности дали ложный результат. Ведь С-200 – это не С-300 или С-400 – система значительно устарела.
Как сказал В. Путин, «надо ещё разобраться» в том, насколько это была «цепь трагических случайностей». Но важно другое – израильтяне намеренно подставили наш борт под удар, рассчитывая, что сирийцы не будут стрелять в него, а значит – и в них. Но те стрелять стали и сбили набитый дорогой и секретной аппаратурой самолёт с 15 опытными офицерами на борту. Так что вопросов к аппарату советников в частях ПВО Сирии будет много. Виновников найдут и накажут.
Ё-моё, что же я сделал-то?
Но если бы не Израиль, который полез туда, куда было нельзя, – ничего бы не было. Это главное. К тому же рядом находился французский фрегат, который вполне мог быть принят российскими военными за виновника трагедии и мог попасть под ответный удар. Может, на это тоже кто-то рассчитывал?
Причём израильские военные сделали это под еврейский праздник Йом-Кипур, когда в стране ни до кого не достучишься, вплоть до самого верха. Явно был расчёт на то, что, пока русские будут искать выход на первых лиц для объяснений, заварится такая каша, с которой можно будет снимать политические дивиденды.
Но в Израиле быстро поняли, какую глупость сотворили. Несмотря на праздник, испугались и стали искать контакты с руководством ВС РФ и России. Правда, официально, кроме соболезнований и несколько завуалированных извинений, израильтяне попытались переложить всю ответственность на Сирию (потому что сбили сирийцы), Иран и даже «Хезболлу». Но также они демонстрировали желание загладить вину и предоставить всю информацию. В общем, оправдаться. Даже придумали, что самолёт был сбит, когда израильские самолёты были уже дома, – это выглядит явной ложью.
Совершенно очевидно, что без последствий это не останется. Произойдёт усиление ПВО и РЭБ, группировки авиации, ужесточатся правила. Вероятно, на израильскую деятельность в Сирии или даже около Сирии перестанут закрывать глаза. Это уже поняли и в самом Израиле. СМИ страны полны комментариев типа «сделали себе же хуже», «осложнили дальнейшую работу» или «нам теперь закроют небо Сирии».
Но, главное, уже разрушено доверие – Израиль нарушил совместно утверждённые договорённости. И за это заплатит. Разными способами, но обязательно.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»