Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Кубань → Общество № 36(629) от 13.09.18 13+

Разделить нельзя, или Дом военных действий

, 10:10

Инвалид третьей группы Галина Курбанмагомедова, ее сын Денис и дочь Карина — беженцы из Донбасса, где их дом разрушен войной. Вот уже несколько лет дети Галины скитаются по съемным углам, а сама женщина ютится в одной комнатке принадлежащего ее семье по праву наследования дома в Краснодаре. Потому что весь остальной дом занимает совсем другая семья. Разделить имущество между ними почему-то не может… ни Прикубанский районный, ни Краснодарский краевой суды.

Был твой — стал мой

Галина из Луганска и Саид из Дагестана познакомились и поженились в родном городе женщины. Семья растила троих детей. В 1990-х Саид Курбанмагомедов был по делам в Москве, где встретил земляков. Те предложили ему перебраться в Краснодар. Саид оформил ИЧП, купил и зарегистрировал на свою фирму недострой по ул. 1-й Пригородный проезд, 52, и стал строить дом, чтобы Галина с детьми могли переехать к нему из Луганска. Галина продала свою квартиру и отдала деньги мужу, чтобы тот строил дом. После окончания строительства Саид забрал Галину с детьми в Краснодар, где она узнала, что муж жил на две семьи. Другая женщина Лариса уговорила Саида на фиктивный брак. Развод с Галиной мужчина не оформил.

Фиктивный брак был зарегистрирован в апреле 1999 года, а 19 ноября, накануне дня рождения Галины, Саид был убит. Галина вернулась с родины мужа, где его похоронили. Она обращается в суд, чтобы признать брак с Ларисой недействительным. Оформляет свидетельство о праве собственности на половину дома как пережившая супруга и по 2/6 доли дома на своих детей. И в 2000 году вынужденно уезжает домой в Луганск, поскольку остается без средств к существованию.

В 2002 году Лариса, брак которой с Саидом Курбанмагомедовым был признан судом недействительным, обращается в Прикубанский районный суд Краснодара с иском к Галине и ее сыну Денису о признании недействительными их прав на дом. Лариса считала, что имеет право на долю в наследстве, поскольку она построила дом вместе с Саидом, хотя дом принадлежал не мужу Галины, а его предприятию и был приобретен еще до заключения недействительного брака. В своем иске Лариса претендует на половину дома, а остальную часть просит разделить между законной супругой и детьми в равных долях, то есть даже без выделения Галине ее ½ доли как пережившей супруга. Тридцатого октября 2002 года суд выносит заочное решение в пользу Ларисы, уменьшая долю законной супруги Галины и признавая за ней право собственности на ½ долю. При этом о своем решении ни Галину, ни Дениса суд не уведомил.

Справедливость торжествовала недолго

В 2014 году, когда в Донбассе начался вооруженный конфликт, инвалид третьей группы и заслуженный донор СССР Галина Курбанмагомедова была вынуждена отправить детей, а потом и сама решила уехать из Луганска в Краснодар, где, как им казалось, у них была большая часть дома в собственности... Когда в ее доме взрывом выбило стекла, Галина затянула окна пленкой. Когда треснула, а потом упала стена дома, она перебралась с собакой в дальнюю комнату-пристройку — несколько недель провела там при температуре + 5° С без света и воды. В этот момент позвонил ее сын и сообщил, что в их краснодарский дом его не пускают, так как теперь большую часть дома отсудила себе Лариса. Сын со своей семьей поселился в Краснодаре на съемной квартире (друг помог с работой и занял денег на аренду жилья, а дочка Галины Карина уехала на заработки в Крым).

Так началась долгая судебная тяжба за возврат дома законным наследникам. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 декабря 2014 года заочное решение в пользу Ларисы было отменено. Тогда Лариса подала на кассацию, но и в этом случае ей было отказано. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но не тут-то было.

Лариса решила действовать через свою дочь, которая 20 ноября 2017 года обратилась с заявлением о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение краевого суда от 11 декабря 2014 года, вернувшее Галине права на дом. Якобы ранее дочь Ларисы в силу несовершеннолетия не могла защитить свои права, но в суде она так и не смогла пояснить, чем же нарушены ее права этим обжалованным судебным актом, ведь ни до него, ни после него ее доля никак не изменилась. И хотя на подачу кассации отводится полгода, а с момента вынесения решения по правам на дом в пользу Галины прошло уже три года, своим определением от 12 января 2018 года Прикубанский районный суд Краснодара просьбу дочери Ларисы о восстановлении срока (вопреки закону!) удовлетворил.

Эксперт сказал: разделить нельзя

Галина, Денис и Карина Курбанмагомедовы подали апелляцию, но апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 марта 2018 года определение Прикубанского райсуда было оставлено без изменений.

— От Ларисы мы не раз слышали слова о покровителе из суда. Кроме того, в нашем деле отсутствует процессуальный документ, который был бы подписан председателем суда об изъятии дела из гражданской коллегии и передаче в административную. И вот на основании этого определения дочь Ларисы подала свою первую кассационную жалобу, но 14 мая этого года ей было отказано. И, несмотря на то, что в краевую в кассацию можно обратиться только один раз, дочь Ларисы повторно подает кассационную жалоб в президиум Краснодарского краевого суда на всё то же определение от 11 декабря 2014 года, которым признаны наши права на дом. К ее повторной кассационной жалобе от 8 августа 2018 года прилагается уже использованное ею при первой кассации определение о восстановлении срока на обжалование. Судьей кассационной инстанции дело истребовано для изучения, а это значит, что судья допускает возможность повторного рассмотрения жалобы опять же вопреки закону. Ни на отвод судье, ни на увещевания о нарушении закона и необоснованность жалобы ответы не поступают. Как тут не вспомнить о том самом покровительстве в стенах суда? — говорит Галина.

— Почему мы не можем в судебном порядке разделить дом в 1-м Пригородном проезде, 52, с семьей Ларисы? Да просто потому, что ей это невыгодно. Сейчас она с семьей, имея 3/12 доли в доме, занимает его весь. Тогда как наша семья, имеющая 9/12 долей дома, фактически не может там жить. При этом Лариса доказывает в суде, что дом площадью 400 квадратных метров невозможно разделить на две части! Ранее судьей Прикубанского райсуда Краснодара рассматривался иск Галины, Дениса и Карины Курбанмагомедовых к двум дочерям и сыну Ларисы о разделе жилого дома, определении порядка пользования земельным участком и вселении в дом. Была назначена строительно-техническая экспертиза для определения возможности и вариантов раздела. Эксперт Краснодарской лаборатории судебной экспертизы С. Переверзев, имеющий стаж работы один год, сообщил… о невозможности раздела на две части дома. Уже больше года мы не можем добиться проведения объективной проверки в отношении этого эксперта. Сообщают, что не могут его опросить. Неужели у полиции нет возможности найти эксперта, составившего заключение, при наличии обращения стороны по делу о проверке на заведомую ложность? — сетует Галина.

Перенести заседание, и еще перенести

Кто заинтересован в таком заключении экспертизы? Конечно, ответчики Галины, которая для получения квалифицированного заключения обратилась к независимым специалистам — ООО «Архонт». Они дали отрицательную рецензию на заключение эксперта КЛСЭ. Другой независимый эксперт, ИП Виктория М., предложила сразу три варианта раздела дома! Еще одна — проведенная по решению суда экспертиза это подтвердила: заключением специалиста ООО «Эксперт» от 12 марта 2018 года раздел дома признан возможным в нескольких вариантах. Именно эта экспертиза положена в основу решения Прикубанского райсуда Краснодара от 10 апреля 2018 года о реальном разделе домовладения.

— Поскольку дочь Ларисы подала повторную кассационную жалобу в Краснодарский краевой суд, раздел дома так и не произведен. При этом наши ответчики ходатайствуют о переносе суда о разделе дома: их адвокат уверенно заявляет, что после рассмотрения их кассации доли во владении дома поменяются уже не в нашу пользу. Спрашивается: почему? Откуда такая уверенность? Каждый раз в суде апелляции, как только дело доходит до вынесения решения, возникает какое-то препятствие и заседание переносится. Очевидно, в ожидании президиума. Очередное заседание назначено на 20 сентября, но вот чем оно закончится?.. — продолжает Галина.

Сын Галины и ее дочь попрежнему живут на съемных квартирах, а сама женщина занимает в принадлежащем ей по праву доме одну комнату. Причем именно «занимает»: у хозяйничающей на участке и в доме Ларисы три собаки во дворе, еще три — в доме, поэтому без газового баллончика выходить Галина не рискует. Ситуация в доме напряженная, обращения в полицию за защитой ни к чему не приводят, судебный процесс затягивается, а правосудие всё не торжествует...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram