В Каннах, решившихся как-то показать фильм компании Netfliх, владеющей платформами с более чем 10 млн подписчиков, в своё время был скандал, и ассоциация кинопродюсеров напомнила дирекции, что согласно регламенту фестиваля в его программы могут включаться только фильмы, предназначенные для кинопроката. В регламенте Венецианского МКФ этого пункта, видимо, нет, и могущественный конкурент голливудских киностудий, снимающий многобюджетные фильмы со звёздами, победоносно вписался в конкурс.
ФИЛЬМ «Роум» Альфонсо Куарона, производство Netflix, режиссёра, чья «Гравитация» принесла ему двух «Оскаров» в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший монтаж» и мировая премьера которой состоялась на Венецианском кинофестивале в 2013 году, сразу стал лидером конкурса. Он и получил «Золотого льва». Фильм снят абсолютно в контркоммерческой эстетике, чёрно-белый, повествует о жизни семьи, принадлежащей к среднему классу, в районе «Рома» города Мехико в 70-е годы. С героиней (у неё четверо детей) разводится муж. Её служанка в любовном плане тоже у разбитого корыта. Говорят, что Netflix заказал Куарону именно авторско-авторское кино и в съёмочных днях не ограничивал, так что режиссёр смог детально реставрировать свои впечатления детства и отрочества. А главное, как утверждает сам Куарон, создать «душевный портрет женщин, которые вырастили меня с убеждением, что любовь преодолевает и пространство, и беспамятство, и время».
Но не все фильмы Netflix, включённые в конкурс, были уж очень авторскими. Например, «22 июля» Пола Гринграсса, рассказывающий в очередной раз историю убийства нацистом Брейвиком 77 подростков в молодёжном лагере под Осло.
Этот фильм, конечно, дороже обычного телевизионного. Есть массовые сцены, взрывается автомобиль, летят окна в административном здании. В центре фильма – история о том, как после расстрела на острове один подросток, защищая младшего брата, получил пять пуль и еле выжил. И весь фильм мы сочувственно следим за стадиями его выздоровления, волнуемся за его иногда гаснущую волю к жизни. Он слепнет на один глаз, сперва вообще, а потом без палки не может ходить. И на суде именно его речь является кульминацией: всеобщая любовь заставила его восстать из пепла. Так автор фильма решил «наказать» Брейвика: тебе не удастся нас запугать. То есть демократия «морально» победила фашиста. И готова «проглотить» следующего. Но хотелось другого, а именно эмоционального Nurenberg\'а над нацистом с приговором – смертная казнь… А так осталось ощущение, что Брейвик «поимел» демократию.
Смотришь фестивальное кино, и часто удивляешься тому, что концы с концами не сходятся. Вот берём, например, «Голос люкс» режиссёра Брэйди Корбета. В фильме рассказывается история девочки-подростка, которая выжила после теракта в школе, и ей пишет песню о пережитом сама Сиа (Sia), чтобы она выступила в каком-то шоу (понятно: «show must go on»). Дело пошло, и продюсер Джуд Лоу толкает её дальше. Нужно чувства, которые она испытала во время теракта, выразить не только песней, но и танцем. Девушке дают репетитора, и она, контуженная после теракта, беспомощно повторяет правильные движения. Но Джуд Лоу не дремлет. Нашу героиню он спрячет под серебристой маской, и запустит по ТВ видеоклип, в котором героиня обнимает несущегося по тоннелю (вечности) мотоциклиста тоже в золотистой маске. И это будет хит всё того же песнопения (ставлю на «Оскар» в номинации «Лучшая песня»).
Проходит 17 лет (действие переносится в 2017-й). И вместо девочки, болезненного подростка, на сцене появляется шоумонстр-тараканище Натали Портман. Я бы поверил в циничное перерождение, но режиссёр «от большого ума» наделяет героиню-2017 дочерью, которую играет та же актриса, что была в начале фильма. При этом её сестра за эти 17 лет внешне не изменилась. А героиня изменилась до неузнаваемости и стала Натали Портман. Скорее всего – пока героиня торговала трагедией в маске, её лицо все забыли, и Джуд Лоу, прохвост-продюсер, нашёл для продвижения бренда «тараканищу Портман». А то, что героиня называет себя дочкой Портман, так это так, условия нового контракта.
Я, дорогие читатели и кинозрители, когда рассказываю вам о больших фестивалях, сосредоточен на конкурсе. Но всегда делаю «патриотическое» исключение. Если «русский дух» будет прорываться сквозь плиты внеконкурсных программ, он будет пойман. Так, в программе «Горизонты» был показан фильм режиссёров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех». Меня, кстати, тоже удивил. И вот почему. По сюжету герой фильма – лесник, такой сибирский мачо. Его играет Евгений Цыганов. Он вначале фильма «гасит» двух браконьеров. И с женой, роль которой исполняет Наталья Кудряшова, у него происходит что-то в стиле «Маленькая Вера». Но во время планового обследования экран томографа обнаруживает у него злокачественную опухоль. Врач, дав обезболивающее, говорит: осталось месяца два. Жена ведёт его к шаманке, и та колдует. А потом на просеке в лесу говорит герою: денег не верну, потому что водки купила. Хочешь, пей. И за распитием бутылки рассказывает герою примерно такую притчу. Сидел на ветке красивый селезень, и Смерть заметила его. И пошла за ним. Но был он негордый селезень, он спустился с ветки на землю к уткам. И среди уток затерялся, Смерть его не заметила.
Герой Цыганова мотает себе на ус (у него пока ещё сохраняется лёгкая небритость) и, вернувшись домой, тайно ночью наряжается в заранее заготовленное (?) женское платье, малиновое с вырезом, и красит себе губы. Особенно трогательно выглядит сцена, когда он надевает чулки и в интимном месте между ног, где даже у самых неказистых мужичков наблюдается некоторая выпуклость (и авторы фильма «Интимные места» это прекрасно знают), у героя Цыганова никакой выпуклости не заметно. Вообще такое впечатление, что к преображению в «серую утку» лесник готовился давно. У него и женские ботинки по размеру нашлись. И в таком виде бывший лесник является поселковому обществу. Что будет дальше, смотрите в кино. Вопрос: если это воля к жизни, то поход в платье с напомаженными губами из домика лесника к пяти браконьерам, которые уже месяц не видели женщин, – это «воля к какой-то супержизни»?
Добавлю только, что жюри программы «Горизонты» наградило жену Цыганова (по фильму) Наталью Кудряшову призом за лучшую женскую роль. Поздравляю. Но блестящая и, можно сказать, самоотверженная и вдохновенная работа Евгения Цыганова, перевоплотившегося в женщину лёгкого поведения, осталась без приза. Но бог с ним, с фестивалем, – впереди любовь зрителей.
И последнее. Прекрасный фильм Одиара «Братья Сестровы», о котором я рассказывал в прошлом выпуске «АН», получил приз за лучшую режиссуру. И это правильно. Давно не видел такого прекрасного фильма. А теперь, дорогие читатели и кинозрители, я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!