> Будем прощаться? - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Будем прощаться?

№  () от 5 сентября 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Крюкова ]

Жалобы на павильоны, где, невзирая на время суток и возраст покупателя, продают алкоголь, в редакцию «АН» поступают регулярно. Их владельцы словно «вне закона». Помните печальную историю с «Боярышником»? Конечно, горожанам не хотелось бы повторения. А кто гарантирует, что люди, привыкшие игнорировать нормы и правила, не пойдут на очередную сделку с совестью и не поставят на полки бутылки с «паленой» водкой, настойкой или виски? «Неужели нельзя найти управу на этих «ларечников» а-ля 90-е? Тем более что и внешний вид таких павильонов часто совсем не соответствует представлениям о красивом городе. Завешанные навязчивой рекламой обшарпанные строения обезображивают иркутские улицы, остановки, дворы…» — недоумевают наши читатели. Есть ли решение проблемы? Можно ли привести павильоны к единому стандарту с точки зрения комфорта и безопасности? Эти вопросы мы адресовали городской администрации — если быть точными, департаменту потребительского рынка, который как раз и должен контролировать работу так называемых нестационарных торговых объектов.

«Городу действительно давно нужна была реформа системы нестационарной торговли, — констатировала начальник департамента потребительского рынка Анна Дудкевич. — Мы видим в Иркутске сотни нестационарных торговых объектов, установленных порой даже без надлежащего разрешения. Подобные конструкции не только портят внешний вид города, но нередко подвергают опасности и жизнь граждан. Кто из владельцев этих торговых точек задумывается о соблюдении СНиПов, САНПиНов, правил пожарной безопасности? По нашему опыту, очень немногие. Потому мы совместно с правоохранительными органами, со Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области и другими подразделениями органов власти стараемся привести эту сферу в соответствие с законодательством, с определенными стандартами. Ориентируем предпринимателей на торговые точки нового образца. И нам, и, думаю, жителям города хотелось бы, чтобы киоски и торговые павильоны вписывались в городскую среду и не выделялись на фоне действительно достойных внимания архитектурных сооружений».

Анна Дудкевич напомнила, что в настоящий момент в Иркутске развернут целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни, на повышение уровня комфорта. В рамках приоритетного проекта «Комфортная городская среда» благоустраиваются общественные пространства и дворы, а еще один проект «Безопасные и качественные дороги» позволяет привести в порядок городские магистрали. К размещению наружной рекламы и нестационарных торговых объектов (НТО) тоже предъявляются соответствующие современным представлениям о красоте и комфорте требования — они закреплены в обновленных с учетом рекомендаций федерального минстроя правилах благоустройства, с которыми легко «свериться», заглянув на официальный сайт городской администрации. Кроме того, можно посмотреть и актуальную схему размещения НТО, она размещена на сайте КУМИ администрации города Иркутска (kumi.admirk.ru).

Широкая общественность идею, в общем-то, одобряет. «Мы в двадцать первом веке живем. Наш город называют культурной столицей, центром притяжения туристов со всего мира. И тут такое! — возмущается житель Иркутска Роман. — Пора бы оставить в прошлом эти жуткие павильоны. Как-то преобразить их. Ну, нужно же уважать покупателей и продавцов!»

Поддерживает Романа и еще одна наша собеседница Наталья. Она какое-то время пробовала поработать как раз продавцом. «Не смогла, не для меня это, — признается девушка. — В нашем павильоне пол проваливался, туалета нормального нет, руки помыть нормально негде. Мусор рядом складируем — люди приходят, скандалят. Зимой приходилось включать обогреватель, так проводка периодически искрила. А если загорится все, кто отвечать будет? К тому же мы круглые сутки продавали винно-водочные изделия. Я все время на стрессе — а если рейд? В общем, ушла, когда всю эту «кухню» изнутри прочувствовала».

В общем, горожанам неприятно, продавцам тоже не особо комфортно. А владельцы этих «островков примитивной торговли» что? Разумеется, многим предпринимателям «перезагрузка» павильонов не по душе. Не горят они большим желанием приводить свои торговые зоны в соответствие с градостроительными нормами и требованиями безопасности. Оно и понятно: зачем что-то менять к лучшему, если и под лежачий камень вода — то есть денежки — течёт? При этом на самом деле львиная доля торговых доходов поступает не от продажи хлеба или молока, а от реализации алкоголя. «А это уже прямое нарушение закона. В нестационарных торговых объектах продажа любой алкогольной продукции полностью запрещена в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», — подчеркнула Анна Дудкевич.

Есть ли управа на нарушителей? «Специалисты департамента потребительского рынка регулярно проводят мониторинг НТО на территории города Иркутска и фиксируют факты продажи алкогольной продукции во временных сооружениях, собирают фотосвидетельства, — рассказала глава департамента. — Дальше в рамках своих полномочий мы скованы в действиях, но тесно сотрудничаем с правоохранительными органами, направляем обращения в полицию и просим провести совместные контрольные мероприятия».

Бульвар Рябикова в районе дома №22, ул. Севастопольская в районе дома №151, ул. Лермонтова в районе дома №126… Вот лишь несколько тревожных адресов, упоминающихся в результатах августовского мониторинга. Местные власти призывают сотрудников МВД обратить внимание на факты вопиющего нарушения закона. Как правило, рейды полиции подтверждают, что в павильонах продается как минимум пиво. Правоохранители просят мэрию «рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды на землю с недобросовестными предпринимателями», а также «убрать павильон с данного участка для предпринимательской деятельности».

«Я тоже за снос таких павильонов, — говорит жительница Иркутска-2 Валентина. — Проведут рейд, изымут продукцию, оштрафуют, наверное. Но этим ларечникам все нипочем! Возрождаются! И снова очереди к ним выстраиваются — и по праздникам, и после 23.00, когда в нормальных супермаркетах ничего с градусом уже не продается! И кого спаивают? Молодежь! Школьников! Первого сентября сама видела! Или вон юные мамочки вместе с ребенком в коляске катят «баллон» пива. Это разве нормально? Да лучше бы павильон с фермерской продукцией у нас поставили, рядом с домом мясо свежее, творог бы брала…»

Оказывается, подобные предложения периодически поступают в департамент потребительского рынка, в том числе и от самих предпринимателей, готовых организовать современную, аккуратную торговлю.

«Я занимаюсь продажей продуктов питания. Всегда все свежее, рассматриваю вариант продажи в павильоне или, как его еще называют по-другому, в магазине шаговой доступности. Я нашел место, но сейчас там уже стоит павильон. Прошу вас в соответствии с законом провести конкурс, аукцион», — обращается к местным властям начинающий предприниматель Сергей. Он еще сдержан в формулировках, а другие переходят на упреки: «В городе стоят древние страшные павильоны, люди, которые являются «хозяевами», думают, что обосновались там навсегда… Непроведение аукциона нарушает мои права как предпринимателя, а они, как нам известно, равны. Буду жаловаться в антимонопольный орган».

Антимонопольный орган, как известно, должен всячески отстаивать честную конкуренцию. «И мы с представителями антимонопольной службы детально обсуждаем сложившуюся ситуацию, — объяснила Анна Дудкевич, — но ряд юридических коллизий делает ее не такой однозначной. В последнее время суды (я считаю, вразрез с нормами гражданского права и интересами горожан) не дают расторгать договоры с арендодателями-нарушителями в одностороннем порядке и освобождать земельные участки от самовольно размещенных нестационарных торговых объектов. Как следствие, мы не можем организовать необходимые конкурсные процедуры, так как участок считается несвободным. Тем не менее мы не согласны с такой трактовкой закона и продолжим отстаивать свою позицию, так как она, по моему глубокому убеждению, совпадает с пожеланиями жителей Иркутска, которые хотели бы жить в красивом современном городе. И мы в этом направлении развиваемся, хотя такие кардинальные преобразования, конечно, требуют времени и большой разъяснительной работы».

Как быть с теми, кто не способен на диалог и не намерен меняться? Сдается нам, что Иркутску требуется помощь сознательных горожан с активной жизненной позицией. Раз основной источник средств для существования таких «точек» — алкоголь, то надо перекрыть этот канал. Кто за? Будем бдительны!

Информацию о нестационарных торговых объектах, павильонах, где торгуют алкоголем, можно передать по телефону: (3952) 52-02-09 или написать сообщение на электронную почту: kumi@admirk.ru.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте