Заслуженная артистка России Элеонора ШАШКОВА на сцене родного Театра Вахтангова создала целую галерею прекрасных женских образов. Играла Машу в «Живом трупе», Александру в «Идиоте». А прославилась как «жена полковника Исаева – Штирлица» из «Семнадцати мгновений весны». В её фильмографии более 50 работ. В том числе роли в таких популярных картинах и сериалах, как «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Тени исчезают в полдень», «Возвращение Мухтара» и других.
– ЭЛЕОНОРА Петровна, отец хотел, чтобы вы стали учительницей, мама видела вас врачом, верно?
– А я после школы поступила в Крымский сельскохозяйственный институт на факультет виноделия и виноградарства. Всем назло – в знак протеста! Но проучилась всего полгода. Поняла, что мне надо идти в артистки. Я хотела этого всегда. С детства занималась в драматических кружках, пела, училась в музыкальной школе по классу аккордеона. Когда смотрела фильмы с любимыми артистами, очень переживала за героинь и думала: «А я смогла бы тоже так сыграть...» Мы жили в Симферополе. Однажды с мамой поехали в Москву, ходили в театры. Я узнала, что есть такое училище – имени Щукина. И загорелась!
– Как получилось, что перед экзаменом в «Щуке» вы, что называется, «ошиблись дверью»?
– Да я не знала, что на первом этаже Щукинского училища оперная студия. Пришла, декорации стоят, кто-то что-то поёт. Говорю самому представительному мужчине: «Прослушайте меня, пожалуйста». Оказалось, это знаменитый оперный певец Сергей Яковлевич Лемешев! Я-то его видела только в «Музыкальной истории». А здесь он уже был в возрасте, и я его не узнала. «Хорошо, – сказал он, – идите на сцену. Послушаем». Спела «Вдоль по Питерской», он покачал головой: «Это наивно… Но из вас может получиться неплохая драматическая актриса. Может, вам надо этажом выше – там поступают в театральное». Оказалось, я просто ошиблась этажом. Поднялась на второй – и поступила.
– Мечтали сниматься в кино?
– Кино для нас было под диким запретом в те годы. Именно за «кино» были выгнаны из училища Никита Михалков, Таня Самойлова и многие другие известные актёры. Я тихо-тихо снялась в короткометражном фильме «Когда казаки плачут» – у Евгения Моргунова. Нет, вообще я долго не шла в кино. Только в 29 лет сыграла жену советского разведчика Тульева в «Ошибке резидента».
– Роль Тульева блестяще исполнил Георгий Жжёнов. Кстати, почему вы именно его называете своим крёстным отцом в кино?
– Он меня очень поддержал во время проб в эту картину. Я же была совсем неопытная как киноактриса, волновалась, а Георгий Степанович поверил в меня. После первого дубля сказал режиссёру Дорману: «Если эту актрису не утвердят, я на площадку не выйду». Вроде сказал полусерьёзно-полушутя, а меня утвердили.
– Вас не расстраивает, что вас часто представляют не как заслуженную артистку России, а как «жену Штирлица»?
– Знаете, «жена Штирлица», конечно, штамп народа, но в большей степени ошибка, потому что моя героиня – всё-таки жена Максима Максимовича Исаева, полковника советской разведки. А так… «Жена Штирлица» – я как-то уже привыкла. Тем более что картину очень люблю. Хорошо помню нашу первую встречу с Татьяной Михайловной Лиозновой. После фотопробы Лиознова сказала: «Завтра в девять утра съёмка». Спрашиваю: «А слова какие?» – «Слов нет».
– Бессловесная пауза длиной в 5 минут 30 секунд. Что здесь было самым сложным?
– У Вячеслава Васильевича Тихонова был первый за полгода выходной. А у меня играть без партнёра никак не получалось. Как передать такую сложную гамму чувств, когда твой взгляд упирается в камеру-железяку… И вдруг – о боже! Открывается дверь кафе – заходит Тихонов! Оказалось, не смог усидеть дома – такая важная сцена снимается. Пришёл, сел около камеры, и мне глаза в глаза смотрит, а они у него такие необыкновенные… не влюбиться невозможно…
На следующий день снимали его часть этой же сцены, и Вячеслав Васильевич сказал режиссёру: «Не буду сниматься один. Где артистка – с ЭТИМИ глазами?» За мной послали машину. Теперь уже я сидела рядом с камерой.
– В отличие от многих актёров в смутные 90-е вы театр не бросили, хотя работы почти не было. Как выживали?
– Безгранично благодарна Юрию Васильевичу Яковлеву. Когда настали трудные времена, он взял меня как партнёршу в спектакли «Память сердца» и «На всякого мудреца довольно простоты». Предложил участвовать в его концертах, тем самым поддержав материально. Сейчас и вовсе мало ролей для возрастных актёров. Очень обрадовалась, когда Екатерина Симонова предложила мне симпатичную работу в своём новом спектакле «Вечер шутов».
– Чем наполнена ваша сегодняшняя жизнь?
– Я каждое утро радуюсь тому, что проснулась, – жива, слава тебе господи! И потом раздаются звонки – приглашают в разные передачи, посвящённые круглым датам моих фильмов. Недавно сделала сольную концертную программу «17 мгновений», выступаю с ней на сцене арт-кафе Вахтанговского театра. Пою песни, романсы, читаю стихи, рассказываю о знаменательных встречах в своей жизни. Иногда снимаюсь в сериалах. Хожу в баню, обожаю принимать у себя дома друзей. Живу надеждой, что в моей театральной жизни ещё что-то произойдёт. Груза своих лет не ощущаю.
Александр МАЛЮГИН