Террористический акт, унёсший жизни главы ДНР Александра Захарченко и его охранника Вячеслава Доценко (позывной «Славян»), потряс ДНР, ЛНР и даже Россию. Но вызвал бурную радость с другой стороны линии фронта – Захарченко погиб на поминках люто ненавидимого украинскими националистами Иосифа Кобзона. Впрочем, киевские зря радуются очередной перемоге – будет и зрада. Кто же убил «Батю» Донбасса, настоящего лидера и просто очень хорошего, честного и искреннего человека? Чем можно ответить на его смерть?
Провал «лички»
ЕСЛИ анализировать, как был убит «Батя», то становится ясно, что вина Республиканской государственной службы охраны (РГСО) ДНР очевидна. В кафе «Сепар» Александр Владимирович заезжал часто. Говорят, что помещение регулярно проверялось на наличие прослушивающей аппаратуры и взрывных устройств. Но явно недостаточно часто (раз в пару недель) и недостаточно тщательно, раз там случилось то, что случилось.
Взрывное устройство, начинённое убойными элементами, было заложено в плафон лампы над входом (по другой информации – в вывеску) и сработало, когда глава ДНР и сопровождавшие его лица входили в зал. То есть его смогли туда достаточно оперативно подложить, и никто этого не заметил.
Нельзя исключать, что из личного окружения главы ДНР или его охраны, как говорится, «текло». То есть кто-то сливал противнику информацию о ближайших планах лидера. Хотя можно предположить другое – в кафе в тот день должны были состояться поминки по Иосифу Кобзону. И то, что Захарченко туда приедет, было достаточно очевидно.
В общем, РГСО «прокололась», причём фатально, и её ждут серьёзные чистки, изменения в составе и методах работы. Очевидно, под чутким надзором соответствующих специалистов.
Ищи, кому выгодно
Есть разные версии гибели Захарченко. Одна из них тиражируется различными ультрапатриотами и, что самое интересное, украинцами. «Батю», мол, заказал кто-то из его ближайшего окружения, чтобы занять освободившееся место. Например, зампред правительства ДНР Александр Тимофеев («Ташкент»). Правда, он сам чуть не погиб при взрыве, но фантазёров такие «мелочи» не останавливают.
Другая версия утверждает, что Захарченко устранили российские спецслужбы: ФСБ, ГРУ или кто-нибудь ещё. Мол, «Кремлю он мешал вернуть Донбасс Украине». Для начала – Россия не отбирала у Украины Донбасс, он сам не захотел быть в её составе, и действия Киева лишь укрепляют это желание. Россия лишь помогла народу Донбасса.
Если бы «Батя» мешал, то, учитывая зависимость республик от помощи Москвы, он просто уехал бы в Россию, что и произошло с Плотницким. А с чего бы он мешал, если стабильно управлял республикой, был популярен, не был замешан в воровстве или двурушничестве. В общем, эта версия – тоже украинского происхождения. В Киеве после каждого злодейского теракта начинают петь одну и ту же песню: «Это сепары сами себя обстреливают и взрывают или это делают москали». В общем, хуторской уровень информационной провокации. Выше не тянет.
Можно предположить, что Захарченко убили американские спецорганы, скажем, ЦРУ, но это ещё более сомнительно. Да и не действуют американцы на Украине непосредственно, а в Донбассе тем более. Зачем, если есть «прокладка» из украинцев – их и не жалко, а поймают – не беда. Впрочем, ЦРУ могло оказать некую консультационную помощь, но доказать это сложно. Скорее всего, Захарченко устранили украинские спецслужбы. Это сделала СБУ руками исполнителей из некоего спецназа. Именно такая схема была использована при убийствах А. Павлова («Моторола») и М. Толстых («Гиви»). Мы имеем дело с актом государственного терроризма. Причём исключать того, что украинцы использовали какие-то местные кадры как источники информации или помощников исполнителей, – нельзя.
Зачем это Киеву? Захарченко всё больше раздражал Киев своей принципиальной и открытой позицией. Украинские власти решили, что своим террором они заставят население Донбасса склониться, а руководителей – разбежаться. Но эффект получился прямо противоположный.
Гнев Москвы
Кремль сразу и недвусмысленно выразил отношение к случившемуся. Сделал заявление Владимир Путин, что бывает крайне редко. Обычно он предпочитает взять некую, иногда длинную паузу. Причём лексика его заявления была крайне жёсткой, практически такой же, какую он использовал перед ЧМ-2018, предупреждая, что попытка военного нападения на республики приведёт «к фатальным последствиям для государственности Украины». Сейчас Путин выразил твёрдую уверенность, что «убийцы понесут заслуженное наказание».По сути, он дал понять, что уже знает, кто убийца и заказчик.
Глава МИД Сергей Лавров и вовсе высказался настолько жёстко, насколько вообще возможно. Чувствуется, что России надоело общаться с психически больными из Киева под ничего не стоящие гарантии евроимпотентов. Для полного комплекта ещё не высказывался Сергей Шойгу.
В Донбасс выехали следователи СКР (о чём не сообщалось) и ФСБ. Причём об этом объявлено официально, чего никогда раньше не было. И не устами пресс-секретаря, а руководителя 5-й Службы ФСБ (оперативной информации и международных связей) генерал-полковника Сергея Беседы. Это очень непростая структура в самой многочисленной из наших спецслужб. За этим названием скрываются: аналитические органы, органы стратегического планирования, орган оперативного информирования высшего руководства страны (сводки на стол Путину составляют там), и, самое главное, внешняя разведывательная структура, ориентированная на страны СНГ. То есть озвучил посылку следователей ФСБ тот, кто отвечает за разведку в отношении Украины. Это очень серьёзный сигнал Киеву.
Следователи явно будут собирать доказательства вины Киева и заодно искать, откуда идут утечки из руководства ДНР на украинскую сторону, раз местная контрразведка этот вопрос решить не смогла. Следственные бригады поехали туда так, будто это не отдельная республика, а субъект Российской Федерации. Это тоже сигнал, свидетельствующий о том, что Россия может и сменить фигуру умолчания в отношении своих действий в Донбассе на более открытую политику. Надеемся, куда более интеграционного характера, чем ранее. Кстати, наверняка высказанное РФ предложение о совместном международном расследовании теракта будет проигнорировано «партнёрами» – это же не липовое «дело Скрипалей».
Чем ответить?
Стоит ожидать и иного ответа. Весьма вероятно, что установленные исполнители теракта, те, кто их действия обеспечивал, кто их тренировал в ВСУ или ими командовал – начнут скоропостижно умирать, взрываться в машинах как жертвы внутренних разборок, давиться галушками и падать с лестницы. Вопрос – до какого уровня это дойдёт.
Но такого ответа, возможно, недостаточно. Нужны жёсткие экономические санкции против Киева. В первую очередь: прекратить поставки нефтепродуктов, прежде всего бензина и солярки, на которой ездят украинские танки. Пора перекрыть «кран», по которому украинцы пересылают деньги на Украину, – пусть перебираются сюда. Нужно усилить проверки украинских судов, при том что Киев хочет денонсировать соглашение о статусе Азовского моря. Можно и вовсе заблокировать для украинских кораблей проход через Керченский пролив.
Пора назвать вещи своими именами, признав республики и заключив с ними все необходимые соглашения, прежде всего о совместной обороне. Сколько можно жить враскоряку – тут признаём документы, тут помогаем, тут защищаем, а тут – это территория Украины и мёртвые соглашения. А можно организовать операцию по снижению агрессивного потенциала ВСУ. Впрочем, сейчас на фронтах стало тише, чем до теракта в Донецке. Бандеровцы, похоже, боятся спровоцировать самый жёсткий и заключительный ответ. А может, что-то готовят. Но шансы у них есть разве что на те самые «катастрофические последствия для своей государственности».
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»