Имя руководителя отдела собственной безопасности регионального УМВД Андрея Шлыкова фигурирует в нескольких скандальных историях, часть из которых сейчас ждёт рассмотрения в судах разных инстанций. Самая громкая история, отголоски которой докатились до администрации президента, произошла чуть меньше года назад в Бабаевском районе Вологодской области. Там начальник местной оперчасти Дмитрий Гусев задержал с поличным «чёрного лесоруба».
– МЫ ЗНАЛИ, что на территории района производятся незаконные рубки леса, но поймать нарушителей долго не получалось. Помогла фотоловушка, – рассказал оперативник.
Фотоловушка сработала в ночь на 11 августа прошлого года. Гусев вместе с коллегами отправился на задержание. В лесу полицейские увидели лесовоз, грузивший свежеспиленный лес. Задержанный на месте преступления Александр Ванюков предложил решить вопрос полюбовно. Однако Гусев надел на него наручники. Вместе с Ванюковым были задержаны его подельники.
Два следующих дня задержанный провёл в ИВС местного райотдела, где с ним уже работали следователи, возбудившие уголовное дело по ст. 260 УК РФ – «незаконная рубка древесины». Сыщики в это время обнаружили в лесу ещё несколько аналогичных участков со спиленным лесом. Вскоре следователю, который вёл дело Ванюкова, поступило предложение от одного из бывших сотрудников следственного управления регионального УМВД, который открыто заявил следователю – либо тот закрывает дело по незаконным рубкам, либо «закрывают» самого Гусева.
Следователь ответил отказом, а уже ранним утром следующего дня в район приехал лично начальник ОСБ регионального УМВД Андрей Шлыков с двумя спецназовцами и в здании райотдела арестовал Дмитрия Гусева. «Оперативника показательно задерживают спецназовцы, как только он начал вплотную подбираться к преступному лесному спруту и раскрывать незаконные рубки в Бабаевском районе», – написали позже в открытом письме президенту РФ местные жители.
Было очевидно, что Гусев в вопросе борьбы с «незаконками» попал в «десяточку» и, скорее всего, смог бы выявить ещё не одну делянку, где работали «чёрные лесорубы». Однако ему это не позволили сделать.
Кстати, уже в этом году, во время спутникового мониторинга, проведённого областным департаментом лесного комплекса, в районе были обнаружены пять участков с незаконно вырубленным лесом. Общая сумма ущерба, по официальным данным, превысила 35 млн рублей. Найти «чёрных лесорубов», которые работали на этих участках, не удалось.
Суть обвинения, которое предъявили Гусеву, сводилось к следующему: Александр Ванюков, отпущенный под подписку о невыезде, обнаружил у себя какие-то травмы, нанесённые ему якобы во время задержания, и написал встречное заявление на сыщика. Впрочем, при досмотре в отделе у него не были зафиксированы побои, и позже это нашло своё подтверждение в суде.
Против Гусева возбудили уголовное дело за превышение должностных полномочий, которое расследовалось районным отделом СК. Это задержание вызвало большую волну гнева в районе. Местные активисты составили открытое письмо президенту, под которым подписалось почти 400 человек, причём не только из Вологодской области, но и из соседних – Новгородской и Тверской.
«Есть ощущение, что кто-то из влиятельных людей в правоохранительных органах Вологодской области очень заинтересован в отстранении Гусева от расследования незаконных рубок леса в Бабаевском районе. В этой ситуации в ход идут любые методы. По нашему мнению, оперативник стал разменной монетой в большой игре влиятельных людей с хорошими связями», – говорится в послании.
В начале этого года в районном суде это дело развалилось как карточный домик. Ни одно из обвинений Ванюкова не нашло своего подтверждения. В результате представители Фемиды полностью оправдали Гусева, что вызвало недовольство у местных прокуратуры и отдела СК, которые подали жалобу на решение суда. Позже Вологодский областной суд нашёл в приговоре ряд процессуальных нарушений и направил дело на новое рассмотрение.
Тем временем через суд прошло и дело самого Ванюкова, которого признали виновным в незаконных рубках. Ему дали три года условно со штрафом в 867 748 рублей.
Как оказалось, показательное дело Гусева – не единственное в богатой биографии Андрея Шлыкова, который, к слову, отказывается от любых комментариев.
В 2011 г. в Устюженском районе Вологодчины был задержан подозреваемый в хранении «травки» Владимир Бушманов. Спецоперацией руководил также Шлыков, который в то время был главным борцом с наркотиками в Череповце. Бушманова повязали на автовокзале райцентра при большом скоплении людей. Хотя он никакого сопротивления не оказывал, его сбили с ног прикладом автомата по голове и для верности ещё попинали.
Кстати, приказ начальника регионального УМВД о проведении оперативных мероприятий был подписан спустя неделю после задержания Бушманова. То есть сам факт проведения спецоперации с большой натяжкой можно было назвать законным.
Заявление Бушманова о привлечении к уголовной ответственности полицейских месяц рассматривали следователи районного отдела СК. Как пишет областная газета «Премьер», закончилась история тем, что к Бушманову приехали авторитетные люди из Череповца, которые попросили не поднимать шум. По всей видимости, они приезжали не по своей личной инициативе.
В прошлом году здоровье Владимира начало давать сбои. Он напрямую связал ухудшение самочувствия с травмами, полученными несколько лет назад в результате задержания, и обратился в местный отдел СК с просьбой всё же возбудить уголовное дело против сотрудников полиции. Однако никакого движения по этому заявлению нет.
Получается интересная картина. В деле Дмитрия Гусева, который начал борьбу с «чёрными лесорубами», силовые структуры с подачи ОСБ делают всё, чтобы привлечь его к уголовной ответственности. В истории Владимира Бушманова, который просит возбудить уголовное дело против полицейских, в том числе действующего руководителя ОСБ, те же силовые структуры хранят молчание.
Виктор ЕГОРОВ, Вологда