Ольга Зуева: «Герои из „На районе” есть в каждом дворе»
№ () от 22 августа 2018 [«Аргументы Недели Кубань», Анастасия КУРОПАТЧЕНКО ]
Об этом сценаристе и режиссере, чей фильм «На районе» участвовал в конкурсе дебютов XXIX «Кинотавра», обычно говорят: «А, модель, девушка Козловского». Однако в киноистории Ольги Зуевой о Вове (Илья Маланин) и его лучшем друге Кисе (Данила Козловский), которые в погоне за радостями жизни оказываются по разные стороны барьера, легко читаются задатки крепкого режиссера.
Владивосток-2016
— Ольга, Владивосток последний раз «снимался» у Николая Хомерики в «Сказке про темноту». Почему вы выбрали этот город в качестве «героя» фильма?
— Я родилась и выросла во Владивостоке —это моя родина, и я очень люблю свой город. Когда ты что-то любишь, то хочешь об этом говорить и снимать. Владивосток невероятно кинематографичен: по ландшафту он очень напоминает Сан-Франциско, по свету — Лос-Анджелес, по текстуре — Бруклин. С тех пор, как стала увлекаться кино и стала учиться его снимать, я думала о том, как было бы здорово снять любимый горд и хотя бы напомнить России, что он есть на карте: потому что «Владик» — невероятно красивый, особенный, но кажется, он не получает достаточного внимания ни в политике, ни в кино.
Так что, когда в 2016 году мы начали там снимать, я была невероятно рада, что могу хотя бы так высказаться о любви к родному городу. Я отдаю себе отчет в том, что у меня простое зрительское кино: понятное, нефестивальное. Я хотела рассказать социальную драму в декорациях моего города — и я ее рассказала. И самое главное, что «На районе» — история о парне, который есть в каждом городе, в каждом дворе: парень, который не может найти себя из-за той социальной среды, в которой он живет, и потому он зарабатывает деньги непонятными способами — избивает кого-то, продает наркотики и пр. Мои герои вместе выросли в одном дворе, а первых лучших друзей мы не выбираем, как и родителей: вы рядом сначала в коляске, потом всё ваше детство, юность, период взросления. И в моей истории мы попадаем в тот период дружбы людей, когда главный герой начинает осознавать, что его лучший друг тянет его вниз — в криминал, в нечестное бытие и неосознанно пытается найти свой собственный путь.
— Одного из двух главных героев играет Данила Козловский. Насколько трудно было найти исполнителя роли его экранного партнера Илью Маланина?
— Когда Данила Козловский, а он сейчас находится на гастролях в Америке с петербургским Малым драматическим театром — Театром Европы, он же главный вдохновитель этого фильма, прочитал сценарий, то сразу сказал, что хочет выступать как продюсер и сыграть главную роль. Это для меня было абсолютной неожиданностью: я не рассчитывала на такой отклик, очень обрадовалась, и мы стали потихоньку готовиться к съемкам картины. Прошло какое-то время — и я всё отчетливей понимала, что главный герой должен быть другим. И я озвучила эти сомнения Даниле: «Ты знаешь, я на первых порах загорелся, но сейчас вижу, что ты права. Я очень рад, что ты об этом сказала. Давай искать более интересного героя, чтобы мне было интересно сыграть». Дальше передо мной стояла очень сложная задача: найти второго главного героя для фильма, где первого другого героя играет Данила Козловский — сильный актер с высоким статусом.
Когда я стала пробовать Данилу с другими артистами, чувствовалось их волнение, особенно если актеры были младше его. И тут я вспомнила, что когда-то здесь, на «Кинотавре», познакомилась у бассейна с Ильей (смеется). Данила был Илье на площадке как старший брат, который безумно помогал на пробах, подсказывал, хотя первые пробы прошли сложно — уж очень большая энергия была в Даниле. Прежде чем я поняла, что эта роль — роль Ильи, прошла неделя. Он просто позвонил мне и сказал: «Давай второй раз попробуем? На первых пробах я растерялся». Потом уже были дополнительные пробы, но всё равно в первый съемочный день на площадке было видно, что Илья как бы говорит: «Извините, можно я здесь рядом с вами поиграю, Данила Валерьевич?»
— На пресс-конференции вам задали нетривиальный вопрос о том, нет ли между главными героями сильных чувств…
— Очень грустно, что в нашей гомофобной стране хорошая мужская дружба сразу кому-то напоминает гей-драму: если два парня в кадре вместе, то это сразу гей-контекст. Я совсем недавно посмотрела какой-то старый советский фильм, где была такая сцена: старший брат принимает душ, его младший брат забегает в ванную — и старший брат трет ему спину, они расплескивают воду и о чем-то разговаривают. Я смотрела этот фильм и думала: как грустно, что эта сцена сегодня в кино абсолютно невозможна, потому что мы загнали себя в какие-то рамки — вот так мы должны вести себя с женщинами, вот так — с мужчинами. Но ведь есть такие вещи, как любовь и дружба,— они идут от сердца и не имеют пола. Нужно более открыто воспринимать такие вещи, как объятия двух мужчин или поцелуи женщин,— воспринимать как отношения между людьми и только потом — с точки зрения пола.
Режиссер болел — артисты тоже
— В своем фильме вы сыграли главную женскую роль. Насколько сложно было режиссеру-дебютанту совмещать два этих амплуа?
— Всё очень просто: когда ты делаешь какой-то шаг, за ним идет следующий. Когда я написала сценарий, следующим шагом было найти продюсера или продюсеров, которым было бы интересно вложиться в этот сценарий и получить продукт. Я попробовала сделать это в США — и сразу нашла продюсера. Мы улучшали сценарий, и следующим этапом нужно было найти деньги, но в процессе я поняла, что с этим продюсером мне будет работать сложно. Он не держал слово, параллельно вел три других проекта, и шесть месяцев спустя я решила: нужно расставаться. Года через два я познакомилась с Данилой, дала ему свой сценарий, но параллельно дала его известному продюсеру Рубену Дишдишяну, но первым получила отклик от Данилы, никого не упрашивая. А дальше невозможно было отступать.
У моей героини в «На районе» всего четыре сцены, не как у Данилы, который постоянно в кадре. Из съемочного периода в 29 дней только шесть я снималась как актриса, и то это были неполные дни. Так что это не была та нагрузка, о которой актеры вспоминают: ой, мне было тяжело. Было тяжело, потому что я чувствовала, что я — девочка, мне нужно больше спать, я быстрее устаю и что вокруг все-таки сильные мужчины, и даже если у них текут сопли и они кашляют, то все-таки продолжают работать. Мне же, когда я заболела на съемках, мне было настолько тяжело, что я сразу чувствовала себя несчастной, мне захотелось внимания и поддержки, хотя я приходила каждый день и садилась в режиссерское кресло.
— Вы получили образование в Нью-Йорке. В отечественном кино это преимущество или же наоборот?
— Мне кажется, что, когда в твоей профессиональной среде твое образование отличается от образования остальных, это скорее преимущество. Хотя в кино необязательно получать образование — тому есть очень много ярких примеров. Тот же Квентин Тарантино — доказательство того, что человек может развиваться сам по себе: читать книги, учить разные языки, без конца смотреть кино и анализировать, чувствовать его своим сердцем — и результат будет больше, сильнее и точнее, нежели ходить на пары и слушать профессоров, которые будет тебе говорить, как ты должен снимать свое кино. Я, если честно, считаю, что для кинематографиста путь Тарантино более логичный и личный: он дает больше шансов на то, что ты будешь снимать свое кино вот отсюда (показывает на сердце. — Прим. автора), нежели из какой-то социальной и общественной среды, которая формирует твой взгляд на вещи.
Я ни в коем случае не считаю, что образование не нужно получать: свое я получила в очень сознательном возрасте, чувствуя его сильную нехватку в жизни — просто есть разные пути и каждый для себя его выбирает сам. Я пошла учиться не в восемнадцать лет, как все подростки после школы, которых родители заставляют принять какое-то решение, а в 26 лет: получить кинообразование было не просто моим решением, а моим очень сильным желанием, и я за него платила собственные деньги, была в ответе за свои результаты, потому что у меня был принципиально другой подход к образованию — я получала его для себя.
— Тогда «локальный» вопрос. В вашем фильме одного из героев, Шамиля, играет краснодарский рэпер Нигатив из уже несуществующего дуэта «Триада». Как вы его нашли?
— Я искала рэп для фильма, и продюсер Сергей Бобза — он сам из Краснодара и раньше работал с музыкантами — предложил послушать Нигатива. Я посмотрела клип, какие-то концертные записи, а потом Нигатив записал пробы. Конечно, с точки зрения режиссера проще иметь дело с профессиональными актерами, но в этом случае у непрофессионального актера и фактура оказалась интересной, и артистизм не подвел.
Досье «Кубани сегодня»
Ольга Зуева во время учебы на факультете туризма Дальневосточного федерального университета попала в модельное агентство. В 2006—2016 гг. жила в Нью-Йорке: появилась на обложке журнала Institute и в рекламе Pour la Victoire — марки обуви Камерон Диаз, сыграла эпизодические роли в боевике «Солт» с Анджелиной Джоли, в фильме «Любовь — странная штука», в сериале «Оранжевый — хит сезона», получила актерское образование во всемирно известной школе Сьюзан Бэтсон, обучалась на факультете кино в университете The New School. Переехав в Россию, отучилась в киноакадемии Никиты Михалкова, где сняла первую короткометражку «Без пяти минут завтра». Сыграла главные роли в короткометражке «Такое настроение, адажио Баха и небольшой фрагмент из жизни девушки Лены» Анны Меликян и фильме «Тренер» Данилы Козловского.