В масштабном благоустройстве и, можно даже сказать, переустройстве Москвы принимают участие молодые архитекторы Михаил БЕЙЛИН и Даниил НИКИШИН – представители творческой группы «Горожане/Citizenstudio», Московской архитектурной школы «МАРШ», лауреаты Первой международной молодёжной биеннале архитектуры – 2017, участники Венецианской биеннале архитектуры – 2018. О своих успехах, планах, а также о том, какой видят столицу будущего, они рассказали в интервью «Аргументам недели».
– В ЛЮБОЙ профессии практически всегда происходит конфликт поколений. Есть ли в архитектуре глобальные противоречия между «мэтрами» и молодёжью? Чего хочет молодёжь и более старшее поколение архитекторов для Москвы сегодня?
– Мы не видим глобальных противоречий. Если тебе есть что сказать, то ты будешь услышан в профессиональной среде, невзирая на возраст. Но твоё высказывание должно иметь высокий профессиональный уровень, быть чётким, эстетически сильным. У нас не противоречия, а скорее противостояние между людьми, которые хотят что-то дать городу и горожанам, видят Москву как живой единый организм, со своими законами, особенностями и духом места, и людьми, реализующими только собственные амбиции или зарабатывающими деньги.
– А что вам удалось сделать в Москве? Расскажите о своих проектах.
– Пока, может быть, сделано не так много, как хотелось бы. Но участвуем в самых разных проектах и конкурсах. Из последнего: работа-исследование про будущее города и транспортной инфраструктуры на примере площади трёх вокзалов. Эта работа сейчас представлена на главной архитектурной выставке мира – Венецианской биеннале архитектуры.
В составе московского бюро «Меганом» под руководством Юрия Григоряна нами был сделан проект реконструкции и приспособления памятников архитектуры на Софийской набережной. Он сейчас реализуется. В нём нам удалось сохранить, восстановить и приспособить существующие памятники и восстановить утраченные дома. Это было очень непросто, но, сталкиваясь с сильным противодействием, мы добились полного сохранения и восстановления исторической среды и зданий. Сегодня в Москве это редкость. Мы спроектировали и построили кинетическую интерактивную скульптуру в парке Горького, ставшую главным арт-объектом чемпионата мира по футболу.
Ждёт своей реализации разработанный проект музея Константина и Виктора Мельниковых. Сейчас работаем и с такими площадками, как музей Москвы и ВДНХ.
– Кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин одним из главных пунктов своей предвыборной программы считает проект «Мой район», который предполагает инфраструктурное развитие каждого округа, каждого района столицы. Будет ли он интересен москвичам? Актуален ли?
– Несомненно, интересен и актуален. Главное, чтобы в разработке и реализации принимали участие профессионалы, причём в разных сферах, и чтобы в ней учитывалось мнение жителей районов. Горожане – главный заказчик этой программы. Продуманность, демократичность и бережное отношение к ткани города должны стать её основными пунктами.
– В чём сегодня глобальное отличие между центром и периферийными районами Москвы? Велика ли инфраструктурная разница между ними?
– Глобальное отличие центра от периферии велико, но в этом нет ничего плохого. Это естественно. В Москве много прекрасно спроектированных в 1960–1970-е так называемых спальных районов. Там очень комфортно жить. Есть, конечно, и страшные бетонные гетто 1990–2000-х годов с плохой, неразвитой инфраструктурой. Но транспортное удобство города растёт на глазах. Развитие метро и наземного общественного транспорта меняет жизнь горожанина в лучшую сторону.
– Считаете ли вы актуальной и важной программу реновации жилья? Поможет ли она создать комфортную среду в районах Москвы?
– Мы считаем её и актуальной, и важной. Но только тогда, когда к этому процессу подключены профессионалы из разных сфер: архитекторы, в том числе и ландшафтные, социологи, инженеры транспорта. Эта программа должна быть целевой: отдельные проекты должны быть созданы для каждой площадки. Важно избегать «общих рецептов». Город очень многолик. И самое главное – программа должна быть крайне аккуратной в плане сохранения городского лица и «духа места». И очень чувствительной к пожеланиям горожан. Здесь надо руководствоваться принципом «не навреди». Только так.
- Ваши проекты были представлены не только на отечественных, но и на самых престижных международных биеннале. Помогают ли такие архитектурные конкурсы заявить о себе молодым архитекторам?
– Безусловно, помогают. Но самое важное в них – возможность высказаться. Обозначить свои позицию и принципы. Подискутировать о путях развития архитектуры в целом и города в частности. И сделать себе имя, само собой.