В «лихие и проклятые» 90-е годы, когда рухнули застенки цензуры вместе со здравым смыслом, на читателя вылился (и льётся до сих пор!) мутный и лживый поток псевдоисследований о Великой Отечественной – воистину Народной войне. Ручейков в этом потоке много, есть и «самые любимые». Один из таких – что за спиной каждого красноармейца за пулемётом лежало с десяток откормленных энкавэдэшников, которые угрозами заставляли бойцов вставать в атаку и дурниной орать: «За Родину!» и «За Сталина!» А чуть что не так, то сразу пулю в затылок. Вообще войска НКВД «на передке» никогда не были, отъедались в тылу. Шайтан бы с ними – с диванными экспертами с отсутствием даже зачатков здравого смысла и уж точно совести, не говоря уже о реальном боевом опыте. Но вся беда в том, что дети 1990-х, впитавшие эту ложь, сегодня выросли. Кто-то пришёл в школы учить уже наших детей и внуков, кто-то управляет образованием. Некоторые поднялись повыше по ступенькам власти и самодовольно игнорируют слова президента Владимира Путина о безусловном увековечивании памяти павших. Что может победить сладкие песни лжи? Только горькие слова правды…
Душное лето 1943-го. Ставка Центрального фронта
В штабе Центрального фронта было очень жарко и накурено. Недавно было принято нелёгкое решение пока не развивать успех Сталинграда и вместо стратегического наступления отойти на заранее подготовленные для активной обороны позиции, «зарыть» личный состав и технику в землю и в оборонительных боях измотать силы противника, которые собирались срезать Курский выступ. Эта оперативная пауза позволила бы перебросить на фронт дополнительные резервы, добиться значительного превосходства и только затем переходить в контрнаступление.
Что с блеском и было сделано. Фашистские войска выдыхались, пытаясь взять в «клещи» два наших фронта, оборонявших Курский выступ. Началась Орловская наступательная операция. Но противник постоянно контратаковал на различных направлениях, пытаясь сорвать продвижение наших войск.
14 июля командующий войсками Центрального фронта генерал-полковник Константин Рокоссовский заслушивал рапорты командующих армиями о готовности к оборонительным боям. Как обычно, вникая в мельчайшие детали предстоящей операции.
Первым докладывал командующий 70-й армией генерал-лейтенант Иван Галанин. Его подчинённые перекрывали северное направление фронта, на котором к Курску прорывалась 9-я – самая многочисленная и мощная армия вермахта. Галанин, как и требовал командующий, докладывал очень подробно, чётко проговаривая номера частей и места их новой дислокации...
– А где будут твои «басмачи»? – внезапно перебил его Рокоссовский.
– 162-я Среднеазиатская стрелковая дивизия будет в резерве командования армии в районе населённых пунктов Петроселки, Сергеевка, Головинка, Новая Головинка. Именно там. А в районе Молотычей наша разведка ожидает попытку прорыва войск противника в районе Молотычи – Фатеж, – быстро ответил Галанин, ничуть не обидевшись на «басмачей».
Прозвище приклеилось к 162‑й из-за места формирования – Ташкента. В конце 1942 года по постановлению Государственного комитета обороны Союза ССР Наркомат внутренних дел СССР приступил к формированию для РККА Отдельной армии войск НКВД СССР. В неё входило шесть дивизий, одной из них и была Среднеазиатская стрелковая дивизия войск НКВД «сто шестьдесят двойка». Уже 5 февраля 1943 года она была переформирована в 162-ю стрелковую армейскую дивизию 70-й армии. И уже в марте вела наступательные бои на западном участке северного фаса Курской дуги. В целом вся 70-я армия была сформирована из пограничных и внутренних войск НКВД всего Союза. Формирование её соединений и частей проводилось в Уральском, Сибирском, Среднеазиатском, Забайкальском, Дальневосточном военных округах.
– 224-й Памирский стрелковый полк также передислоцируется вот сюда, в район деревни Самодуровка, – генерал-лейтенант Галанин острым карандашом показал место на большой оперативной карте.
– Там серьёзная группировка противника. Кто будет прикрывать передислокацию? – вопросительно посмотрел на командующего армией Рокоссовский.
– Разрешите, товарищ командующий фронтом? – К карте вышел кряжистый офицер. – Командир полка Афанасий Бодаков. Передислокацию на высоте у Самодуровки будет прикрывать 3-й взвод 1-го батальона. Командир взвода – лейтенант Александр Романовский. Имеет боевой опыт. Командовал сабельным взводом маневренной группы пограничного отряда. Личный состав взвода также имеет боевой опыт.
– Выдюжат?
– Конечно, товарищ командующий фронтом!
Мы не утверждаем, что именно такой разговор состоялся тем душным и жарким летом 1943-го года в штабе Центрального округа. Но, по воспоминаниям подчинённых, Константин Рокоссовский действительно вникал – повзводно! – в дислокацию перед предстоящей операцией. Уважал и самих пограничников. В своей книге «Солдатский долг» легендарный маршал писал: «Только что прибывшая из резерва Ставки – 70-я армия. Она была сформирована из пограничников, отличных солдат, прекрасно подготовленных для ведения боя в любой обстановке. Мы возлагали на эту армию большие надежды, направили на самый ответственный участок – правый фланг, встык с войсками Брянского фронта…»
Взвод лейтенанта Романовского
1. Амельчуков Григорий Алексеевич (Алтайский край);
2. Арслангереев Ильяс Акбулатович (Дагестанская АССР);
3. Воеводин Иван Антонович (Орловская обл.);
4. Воскобоев Михаил Ульянович (Орловская обл.);
5. Гайдаматченко Григорий Дорофеевич (Украинская ССР);
6. Дурнаков Михаил Николаевич (Орловская обл.);
7. Емельянов Василий Алексеевич (Оренбургская обл.);
8. Енин Анатолий Федотович (Орловская обл.);
9. Жургенов Ордабай (Казахская ССР);
10. Золотухин Семён Егорович (Курская обл.);
11. Иванов Степан Александрович (Оренбургская обл.);
12. Кокошкин Иван Николаевич (Оренбургская обл.);
13. Новосёлов Николай Афанасьевич (Челябинская обл.);
14. Патрихин Пётр Павлович (Украинская ССР);
15. Пикалов Василий Даниилович (Украинская ССР);
16. Рафиков Рахман Офетакович (Оренбургская обл.);
17. Романовский Александр Демидович (Казахская ССР);
18. Сендеров Тимофей Афанасьевич (Новосибирская обл.).
На безымянной высоте
Владимир Фёдорович Королёв, житель города Щигры (Курская область), руководитель военно-патриотического клуба «Пограничник», много лет собирает информацию о подвиге «зелёных беретов». Ему слово:
«Взводу лейтенанта Александра Романовского – 18 пограничникам – было приказано вцепиться на фланге в господствующую высоту у деревни Самодуровка (сейчас это посёлок Игишево Поныровского района Курской области) и закрепиться на ней, что называется, намертво. Что он и выполнил. Врагу эта высота стала как кость в горле, местность была такая, что обойти её – никак. И начались атаки. Одна за другой. Численное превосходство противника было подавляющим, взводный это видел, в таких условиях обычно просят вышестоящего командира о поддержке или об отходе. Но видел он и другое: отойдёт – и оголит фланг батальона, откроет гитлеровцам возможность нанести удар с тыла. Решили – будем стоять насмерть!
Немцы катились на высоту волнами, не думая о своих потерях. Практически все обороняющиеся были ранены. Против израненного взвода бросили полный полк, усиленный танками и самоходками. Лейтенант Романовский был ранен вторично, но продолжал руководить боем. Живых осталось немного. Заканчивались боеприпасы, бойцы брали автоматы убитых гитлеровцев и продолжали сражаться. Неоднократно пограничники переходили в штыковую атаку, подбили три танка, но не дрогнули. Несколько часов сражались они во вражеском кольце. Патроны закончились, Романовский поднял оставшихся бойцов в последнюю контратаку, в рукопашную, в ножи и сапёрные лопатки... В ней и все оставшиеся и полегли. Когда обнаружили тела погибших пограничников, то их позы свидетельствовали о том, что они до последней секунды были в бою, кто в позе броска гранаты, кто в положении стрельбы, так смерть застала наших героев в их стремлении двигаться вперёд. Тело Александра Романовского было буквально изрешечено пулями... После подхода основных сил полка вокруг погибших пограничников было найдено более восьмидесяти немецких трупов».
Что думает русский солдат, бросаясь в свою последнюю самоубийственную атаку? Обычно вспоминает самых близких, прощается с ними, говорит последнее «прости»… Смотрит на убитых сослуживцев, лежащих рядом… Поднимающиеся откуда-то снизу боль и злость помогают подавить могучий инстинкт самосохранения, инстинкт спасения собственной шкуры… Шелуха цивилизации спадает как очистки, ты готов зубами рвать того, кто убил товарищей, убьёт родителей, убьёт детей. Если пройдёт через тебя, конечно.
Всё, последний выдох, дикий крик, чтобы боль и страх вышли из тебя вместе с ним, и – вперёд, навстречу костлявой: «Однова живём!»… Те, кто смог выжить в таком бою, никогда не забудут это ощущение безбашенности и какой-то весёлой пьяной злости. Но и рассказывать о нём не будут…
Справка «АН»
Владимир Королёв в 1985 году создал первый в Курской области военно-патриотический клуб, который стал готовить ребят не просто к службе, но и к службе в пограничных войсках. Всего на границу клуб «Пограничник» отправил служить (со служебными собаками!) 35 своих воспитанников. Вместе с воспитанниками побывал на месте формирования 162-й Среднеазиатской дивизии. Многие его воспитанники прошли службу в этом неспокойном регионе.
С 1990 года активно участвует в поисковой деятельности по поднятию останков погибших в годы Великой Отечественной войны красноармейцев. С 1998 года занимается поднятием останков пограничников на северном фасе Курской дуги, где непосредственно воевала 70-я армия НКВД.
Владимир Королёв инициировал проект по увековечению памяти взвода лейтенанта Романовского и нашел практически всех потомков бойцов взвода.
Достойны звания Героев
Несколько недель спустя после того боя у Самодуровки вышел приказ о представлении всех 18 героически погибших героев-пограничников взвода лейтенанта Романовского к званию Героя Советского Союза. Наградные листы надлежащим образом оформлены и подписаны: «Достоин звания Героя Советского Союза». Но в каких-то высоких кабинетах решили по-другому. Вместо Звезды Героя пограничники были награждены орденами Великой Отечественной войны I степени. Посмертно. Гадать сегодня, кто и почему решил именно так, – занятие малопродуктивное.
Но на то они и ошибки прошлого, чтобы их исправлять потомкам. Это «расстреливать два раза уставы не велят», а вознаграждать, вернее, достойно награждать – пожалуйста. Тем более что прецеденты есть.
– С 1994 по 2010 год Героями России стали 109 участников Великой Отечественной войны, которые в те годы либо были представлены к званию Героя Советского Союза, либо их подвиги не были тогда оценены по достоинству. Например, в годы войны был представлен к званию Героя Советского Союза житель Хабаровского края снайпер Максим Пассар, но в дальнейшем получил только орден. Местные школьники узнали о подвиге земляка, собрали подписи в его поддержку, обратились к президенту, и в феврале 2010 года Пассар стал Героем России, – говорит Владимир Королёв.
От себя добавим. Твердить о патриотизме и «делать» патриотизм – всё-таки разные вещи. Словесная шелуха быстро забывается, а конкретные дела запоминаются на десятилетия. Вместо сотен миллионов рублей, вбуханных в различные «патриотичненькие» шоу, на которых артисты «за толику малую» под фанеру выводят «Мне кажется порою, что солдаты…», гораздо правильнее и честнее восстановить справедливость по отношению к памяти погибших18 пограничников 3-го взвода 1‑го батальона 224-ого Памирского стрелкового полка 162-й стрелковой Ташкентской дивизии НКВД, принявших смерть «за други своя» 15 июля 1943 года на северном фасе великой Курской дуги. Они достойны звания Героев России!
Знаете, каким он парнем был!
Геройский взвод Романовского был, как принято говорить, интернациональным: русские, украинцы, чеченец, татарин, казах. Проще – настоящим советским взводом. Листаешь биографии – все из простых семей, не избалованных особым богатством или должностями. Такое время, такие люди…
ЛЕЙТЕНАНТ, кандидат в члены ВКП(б) Александр Романовский, украинец, родился 16 февраля 1916 года в селе Лиховка Верхнеднепровского района Днепропетровской области Украины. Он был четвёртым ребёнком в семье. Всего было десять детей: восемь сыновей и две дочери. Но отец – Демид Васильевич и четверо его сыновей умерли в голод в 1933 году.
В сентябре 1937 года Александра Романовского призывают в 30-й Бахтинский погранотряд Восточного округа. Срочная-сверхсрочная, старшина, младший лейтенант. Командир сабельного взвода маневренной группы отряда – группы спецназа, по-современному. Женился в октябре 1942-го. Через две недели на фронт. После войны мама Ольга Ефимовна взяла на воспитание детей, у которых на войне погибли родители, и воспитала как родных. Обычное дело в те годы.
Снайпер Григорий Амельчуков, русский, из таёжной Хакасии был постарше – 1907 года рождения. Дочке Марии было три года, когда справный мужик Григорий, её отец, ушёл на войну. В 1943‑м семья получила известие, что он пропал без вести. Мария Григорьевна плакала, когда к ней приехали ветераны-пограничники сообщить, что её отец погиб, героически сражаясь за Родину в битве на Курской дуге.
Чеченец, комсомолец Ильяс Арслангереев, 1922 года рождения, уроженец Хасавюртовского района Дагестана. С детства хотел посвятить себя военной службе, в 17 лет стал курсантом сержантской школы Пограничных войск в городе Москве. Воевал в составе курсантов Подольского училища у стен Москвы, где был ранен и вывезен в тыл на лечение. После лечения попал в Среднюю Азию и был зачислен в состав Памирской пограничной заставы. Затем Памирский 224-й, Курская дуга и героическая гибель.
Учитель Михаил Воскобоев, русский, 1909 года рождения, уроженец Брянской области, город Мглин. Простая большая рабочая семья. Михаил с детства начал учиться у отца столярному мастерству. В 1937 году пошёл работать учителем труда (преподавал столярное дело) в селе Романовка. Затем уехал из села. Призван на фронт из Хабаровска.
Сержант Иван Воеводин, 1922 года рождения, беспартийный, образование – 6 классов, уроженец Орловской области Урицкого района, Городищенский сельский совет. Жениться не успел. Командир дивизии Сенчило помог маме Воеводина в строительстве дома и всё беспокоился, чтобы её не обманули.
Старший сержант, заместитель командира взвода кандидат в члены ВКП(б) Григорий Гайдаматченко, украинец, родился в 1920 году в деревне Тростинка Васильковского района Киевской области. По профессии – бухгалтер. Внук – подполковник Александр Коваль воевал в Афганистане.
Казах, снайпер Ордабай Жургенов; тракторист Николай Новосёлов; запорожский казак Пётр Патрихин; комсомолец с Донбасса Василий Пикалов; татарин Рахман Рафиков; сын раскулаченных, сибирский пограничник Тимофей Сендеров; ефрейтор, кандидат в члены партии Василий Емельянов; орловский комсомолец Толя Енин погиб в 22 года…
Такие разные… Про каждого можно, наверное, написать книгу. Или снять настоящий фильм «Они сражались за Родину».
Родина-мать не всегда была добра к ним: голод тридцатых, раскулачивание. Но они жили и умерли за неё, за всех нас, живущих сегодня. Можно сказать – маленький ничего не значащий бой у Самодуровки… Можно повесить доску г-ну Маннергейму в Санкт-Петербурге, который он держал в блокадном кольце, ссылаясь на какие-то былые заслуги. Можно учить детей, что если бы мы проиграли войну, то сейчас бы жрали баварские сосиски и пили немецкое пиво. Всё можно.
Но нельзя! Подвиг пограничников у маленькой деревни – это часть большой мозаики с общим называнием Великая Победа. Их смерть – наша жизнь. Их бой – шанс для нас всех не стать скотами, Иванами не помнящими родства. Если это всё-таки случится, то на некогда великой стране можно поставить могильный крест и повесить мемориальную доску – «тут победил фашизм…»
Имя твоё известно. Подвиг твой – бессмертен!
С 2010 года, по приглашению клуба «Пограничник» г. Щигры, на место гибели взвода Романовского приезжали родственники и представители регионов, откуда были родом погибшие герои: Курган, Орёл, Липецк, Брянск, Белгород, Дагестан. Были гости из Казахстана и Украины. Работа ведётся, тяжело, медленно, но ведётся. Энтузиасты не дают сгинуть этому подвигу вновь в небытие. Несколько лет назад был создан «Оргкомитет по увековечению памяти взвода лейтенанта Романовского», который работает над созданием памятного обелиска взводу для его установки на месте гибели пограничников. Оно определено – Курская область, Фатежский район, село Молотычи – на территории Мемориального комплекса «Поклонная высота 269». Ярким моментом в работе по увековечению памяти взвода стал прямой эфир на телевизионном канале «Россия 1» 9 Мая 2018 года – во время шествия «Бессмертного полка».
В 2018 году «Оргкомитет по увековечению памяти взвода Романовского» подписал Соглашение с Межрегиональной общественной организацией «Парк Героев» о совместной деятельности по увековечению памяти пограничников.
Недавно МОО «Парк Героев» выступила с инициативой создания полнометражного художественного фильма о героическом взводе Романовского. Сейчас объявлен сбор средств на создание фильма, средства будут собирать всем миром, что называется, это будет настоящий народный проект.
Пожертвования на создание фильма можно перечислить по банковским реквизитам:
Межрегиональная общественная организация «Парк Героев» (МОО «Парк Героев»)
ИНН 9723013664
КПП 772301001
ОГРН 1177700003634
р/с 40703810438000006546 в ПАО СБЕРБАНК г. Москва к/с 30101810400000000225 БИК 044525225