Ворьём был полон сад
№ () от 8 августа 2018 [«Аргументы Недели », Денис ТЕРЕНТЬЕВ ]
Власти упустили ситуацию с детскими садами, дефицит которых растёт, несмотря на региональные программы развития. В дефиците нет ничего удивительного: темпы строительства новых садиков отстают от роста очередей, а показухи в «программах развития» больше, чем реального желания разгрузить молодых матерей. Качественным подспорьем могли бы стать льготы для частных детских садов, но и тут одни разговоры. Чиновники, словно собака на сене: и денег жалко, и инициативу в воспитании дошкольников терять не хочется.
Садический комплекс
Весной 2018 г. Московский городской педагогический университет (МГПУ) по заказу Рособрнадзора провёл исследование качества образования, в том числе дошкольного. Получилось, что почти в 60% детсадовских групп насчитывалось более 25 детей, в 34%[end_short_text] – более 30, в 3% – более 40 ребят. А кое-где их больше полусотни в 40-метровой комнате. Социологи отмечают: «Спальни переполнены, кроватки стоят вплотную друг к другу – из-за этого у детей нет даже минимального личного пространства для расслабления, при этом инфекции дыхательных путей в период сезонной заболеваемости распространяются очень быстро в такой обстановке. Кроме того, индивидуальные особенности детей в отношении дневного сна не учитываются». По факту в группах детей не слишком много как раз по этой причине: либо болеют, либо сами родители держат их дома, едва появляется возможность не вести в сад.
Прошлогоднее исследование Высшей школы экономики показало, что 81% матерей с детьми до семи лет нуждаются в дошкольных учреждениях, более половины не могут получить к ним доступ. Это не значит, что дефицит тотальный – в некоторых регионах мест в садиках даже переизбыток. Но факт есть факт: в 1990 г. в РФ было 88 тысяч детских садов, к 2015 г. осталось менее 40 тысяч. Специалисты объясняют, что в 1990-е годы потребность в них падала из-за снижения рождаемости и числа работающих женщин. Количество детских образовательных организаций (ДОО) таяло на 6% в год, но к 1998 г. в них всё равно было 78 детей на 100 мест. Все понимали, что рождаемость в стране достигла дна, что со временем она вырастет и садиков будет не хватать. Но российский чиновник живёт сегодняшним днём, и ему трудно устоять перед соблазном отдать ДОО кому-нибудь под офис или строительство нового дома.
А теперь мы видим проверенное чиновничье средство: не замечать проблему, которую решать не хочется. В 2017 г. глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева сообщила, что проблемы с очередями испытывают пять российских регионов: Северная Осетия, Тыва, Крым, Дагестан и Ингушетия. Премьер-министр Дмитрий Медведев тут же отметил, что за последние четыре года в РФ было создано более 1, 25 млн мест в дошкольных учреждениях. Но тогда получается, что Краснодарский край и Брянская область – неблагополучные в плане обеспеченности садиками регионы. Согласно данным Краснодарстата, в 2017 г. на 100 мест в детских садах края в Динском районе приходилось 174 ребёнка, в Сочи – 137, в Туапсинском районе – 135, Апшеронском – 131. В учреждениях края на одного ребёнка приходится в среднем 7, 1 кв. метра – немногим больше, чем в СИЗО. Физкультурный зал имеют 42, 1% ДОО, плавательный бассейн закрытого типа – 3, 2%, зимний сад – 3, 8%. Размер взяток за возможность отдать ребёнка в садик достигает 100 тыс. рублей.
Ещё в 2013 г. Брянская облпрокуратура констатировала: только половина из 107 тыс. детей Брянской области обеспечены детскими садами, а в самих дошкольных учреждениях царят антисанитария, нищета и поборы. В очередях в детские сады маялись 6, 3 тыс. детей, но ещё у 47 тыс. юных брянцев родители даже не пытались получить заветное место. Прокуроры отмечали, что дошколят кормят неизвестно чем: «готовая пища выдавалась без проведения контроля качества», а «доставка некоторых продуктов осуществлялась гужевым транспортом, не имеющим санитарного паспорта». Кроме того, «полдники и ужины скудные, в питании отсутствовали соки. Кисломолочные продукты детям практически не выдавались, отмечался недобор натурального мяса, овощей и перебор круп». Под стать питанию и медицина: «Были выявлены лекарственные препараты с истёкшим сроком годности, в отдельных детских садах отсутствовал медицинский работник, в связи с чем гигиенические и противоэпидемические мероприятия в саду не выполнялись». Как следствие – вши и глисты, одно полотенце на троих и частник в белом халате, на проверку не имеющий лицензии на медицинскую деятельность. Зато поборы с родителей за пребывание в таком месте – святое. Как показала проверка, брали даже с детей-инвалидов.
Брянские садики озверели в том числе и от недофинансирования – даже налоги заплатить не могли. И что вы думаете: налоговая инспекция выходила в суд и получала своё. Например, с детсада «Чебурашка» в Клинцовском районе выбили налог на имущество в сумме 14, 7 тыс. рублей, «Малиновку» Суражского района раздели на 187 тыс. рублей, а «Капельку» – на 206 тысяч. По хорошему областная администрация должна урегулировать такие истории в досудебном порядке. Но она не шевельнулась и два года спустя, когда детский омбудсмен Елена Чистякова заявила об участившихся жалобах родителей на поборы в детских садах – где-то за устройство ребёнка, где-то на текущее функционирование бюджетного учреждения. Зато в 2018 г. гордо заявлено о выделении 234 млн рублей на строительство дошкольных учреждений в Советском и Фокинском районах города, а также на создание пристройки к детскому саду №155.
Дорого ли это? Согласно оценкам Минстроя, стоимость строительства типового детсада в Воронежской области составляла 111 млн рублей, а в соседней Липецкой – 99 миллионов. В Ростове-на-Дону – 91 млн рублей, а в Москве – 119 миллионов. В столице за 6 лет построено 205 детских садов, рассчитанных на 33, 7 тыс. малышей. Но дефицит в ряде округов всё равно сохраняется.
Детство золотое
Разговоры о том, что на детские сады нет денег, смешны. По логике нынешних бюрократов, виноваты в дефиците не они, а предшественники. А те, в свою очередь, уверяли: мол, ситуация была такая, сады простаивали невостребованные. Но ничего подобного:в энциклопедическом справочнике «Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград» выпуска 1990 года говорится, что обеспеченность мест в детских садах по городу составляет 70%. Тем не менее именно в эти годы началась распродажа садиков: в 1990 г. в Ленинграде насчитывалось около 1, 8 тыс. ДОО, а спустя 20 лет исчезло 670 учреждений – более трети. Правда, многие садики были укрупнены и имеют два, три и даже четыре адреса. Зато границы города за постсоветские годы расширились, и возникали новые детские сады.
И разве не показательно, что больше всего садиков исчезло в центре города: на Невском проспекте, например, выжил только один из девяти: на месте остальных универсамы, кофейни, шляпные салоны.Согласно исследованию Центра экспертиз ЭКОМ, на Большой Разночинной улице, 27, вместо яслей построен Еврейский общинный центр ЕСОД, на Железноводской улице, 15, располагается религиозная секта, на Ижорской улице, 13, – секс-шоп. Ни одна городская структура не проводила экспертизы законности, по которым здания детских садов попали в частные руки.
– Купить садик было нельзя, но взять в аренду – очень легко, – говорит предприниматель Олег Н. – Я участвовал в оформлении нескольких садов в Петроградском районе. Проще всего, если сад ведомственный, – договариваешься напрямую с директором завода, никаких комиссий и согласований не нужно – только его подпись. С обычным садиком всё ненамного сложнее. Надо договориться с кем-то в районной администрации, чтобы признали содержание учреждения нецелесообразным. Лучше взять справку у пожарных или коммунальщиков, что дальнейшая эксплуатация здания опасна. Надо принять на себя обязательство провести ремонт, которое ни к чему не обязывало. Потом пишете заявление главе района и в Смольный: «Прошу оказать содействие в передаче здания в аренду под …» Лучше всего указать какой-нибудь благотворительный фонд – всё равно никто не проверяет. Долгосрочная аренда оплачивалась на договорной основе. Я знаю случаи, когда за аренду двухэтажного здания платили как за однокомнатную квартиру. По прошествии определённого времени на большинство бывших садиков оформлялась собственность, которую пропускали через несколько сделок купли-продажи, создавая «добросовестного приобретателя».
Сегодня в Смольном заговорили, будто в новых кварталах строят слишком много детских садов и школ. И надо бы снизить нормативы градостроительного проектирования (РНГП), а то придётся, как в 1990-х, пускать «лишнюю» социалку с молотка. Но взять, например, типичный новый район Шушары: здесь три садика на 40 тыс. жителей. По словам местной жительницы Александры Назаровой, в группах у её детей – по 60 малышей и один санузел.Но и в такое учреждение – большие очереди: пока дойдёт до вас, надо уже собираться в школу.
Цены у частников кусаются: воспитание по системе Монтессори обойдётся в 30 тыс. рублей в месяц. Никаких льгот по налогам у них нет, а подпольные попытки мам держать группы по 6–7 человек на квартирах отслеживаются полицией. К тому же частные сады нередко возглавляют бывшие работники казённых ДОО. Взрослые люди редко меняются, и стоит чуть зазеваться, как вы уже платите за знакомый казённый уют.