31 августа патриарх РПЦ Кирилл прибудет в Стамбул. На встречу с Его Божественным Всесвятейшеством Архиепископом Константинопольским – Нового Рима и Вселенским Патриархом – первым по чести епископом в сообществе православных поместных церквей – греком Варфоломеем I. Это будет последняя попытка Москвы остановить надвигающуюся гражданскую войну на Украине.
УВЫ, соседняя страна действительно стоит на краю пропасти. Причём образовалась она не столько по языковой, политической или финансовой причине. Главным образом – по религиозной. Чтобы понять истинные мотивы этой трагедии, придётся окунуться в историю. Хотя сделать это трудно – за более чем полторы тысячи лет с появления православия произошло столько событий, что проследить причинно-следственные связи стоит больших трудов. Аксиомой остаётся одно – Россия с её 1030-летним принятием православия как государственной религии остаётся единственной наследницей величайшей империи в истории человечества – Византии.
По словам известного востоковеда С. Багдасарова, до 1917 года в царской России даже в школьных учебниках Российская империя представлялась наследницей империи Византийской. И свою сущностную историю отсчитывала не от Крещения Киевской Руси, а от появления Византии в IV веке нашей эры. Даже закат великой средиземноморской державы в XV веке был всего лишь переходом в новое качество – империю Российскую, новый центр православия. Отсюда и старое название Москвы – Третий Рим, после Рима первого, итальянского, и второго – Константинополя. Отсюда постоянное желание русских царей отвоевать у османов свою древнюю византийскую столицу Константинополь. По такой логике Киевская Русь была лишь переходной ступенью между вторым Римом – Византийской империей – и современным российским государством.
Это важно знать для понимания того, почему Москва всегда смотрит на любые поползновения против себя как на преступный акт против самого мироздания.
«Аргументы недели» достаточно подробно описывали процесс плавного перехода церковной власти от Киева к Москве. Главная причина – Киевский патриарх был зависим от османских властей, захвативших Константинополь, и Папы Римского. Вот и появился не зависимый ни от кого, кроме Господа Бога, патриарх Московский. Его влияние быстро распространилось «округ Москвы». В том числе на области, вошедшие в наше время в состав Украинской Республики. При всём при этом остался и Вселенский патриарх с резиденцией в Константинополе, ставшем Стамбулом.
Стоящие за его престолом греки сделали всё, чтобы иметь возможность влиять через него на православный мир. Почти 100 лет назад они «сформировали концепцию о том, что вся православная диаспора церквей должна полностью подчиниться Константинопольскому патриарху». Спорить с этим было некому – большевики покрошили почти всех попов.
А уже после Второй мировой войны на греков сильное влияние имела Москва, и Вселенский престол нам благоволил. Взошедший на него в 1991 году грек Варфоломей I даже резко осудил в 1993 году стремление киевских властей расколоть православную церковь на Украине, сделать её автокефальной, то есть вне рамок РПЦ. В 2008 году тогдашний президент Украины Ющенко в честь 1020-летия Крещения Руси ждал от Варфоломея I признания украинской церковной автокефалии. Вновь не получилось. В 2009-м патриарх Кирилл сам посетил резиденцию Константинопольского патриарха. Варфоломей вновь пообещал не крушить основы. Мало того, в 2010 году он призвал впадающих в раскольническую ересь украинцев вернуться к канонической церкви.
И тут что-то пошло не так. Вселенский патриарх и стоящие за ним власти Греции начали играть резко против Москвы. Причина может лежать на поверхности. Среди высшей российской знати начался массовый религиозный психоз по поводу Святой горы Афон, которая, как известно, находится в Греции. И в России испокон веков это место почитали святым. Настоящие верующие хоть раз в жизни обязаны там побывать – места ближе к Богу на земле нет. Но всё испортили деньги. В Греции множились скандалы с церковными землями, скупка которых контролировалась якобы из России. Близкие к власти люди стали влиять из Москвы на церковную жизнь святой Афонской земли. В Греции это запрещено законодательно. Апофеозом и стала высылка нескольких наших дипломатов из Греции по обвинениям в делах именно такого рода.
Да и Вселенского патриарха будто подменили. Говорят, он прислал письмо украинскому президенту П. Порошенко, в котором уведомляет, что решение о признании автокефалии будет принято 1–2 сентября на Архиерейском соборе в Стамбуле. Вот патриарх Кирилл и едет туда 31 августа, чтобы остановить грядущую трагедию Украины.
Любопытно вот что. Оккупационные власти фашистской Германии, управлявшие «Рейхскомиссариатом Украина» с 1941 года, так и не решились установить на территории рейхскомиссариата автокефалию. Мало того: автокефальную церковь, что возникла самостоятельно, распустили. Наоборот – благоволили так называемой «автономной церкви», которая образовалась на Украине после начала войны под предлогом временной невозможности контактировать с Москвой. Ей передавались и ранее закрытые большевиками церковные приходы.
...ПОНЯТНО, это лишь ничтожная часть того, в чём «варится» сегодняшняя Украина. Масла в огонь подливают все. Особенно начальники. Про Порошенко всё сказано. Человек отрабатывает. Но почему киевский раскольник Филарет вновь заварил кашу с украинской автокефалией и получил в союзники Вселенского патриарха Варфоломея? Зачем им сталкивать лбами православных с православными? Что толкает этих старцев, одному из которых 89 лет, а второму 78 – то есть накануне встречи с Богом, – вести православных на убой друг друга? С Филаретом будто бы всё ясно. В 1990 году он был одним из двух претендентов на патриарший престол РПЦ. Но победил Алексий. Обида перешла в кровавую месть.
Примерно то же самое случилось с Российской академией наук, когда академики прокатили на выборах достойного и уважаемого учёного с фамилией Ковальчук. После этого РАН была разгромлена. А могла бы процветать. Так и с Филаретом. И если друзья Ковальчука отобрали у РАН всю собственность, передав её в ФАНО, то Филарет объявил, что священные для всех православных Почаевская лавра и Киево-Печерская лавра скоро перейдут раскольникам. Напомним, даже гитлеровцы не покусились на статус этих православных святынь, одна из которых находится в Западной Украине, вторая – в Центральной.
Вот и получается – не мытьём, так катаньем многострадальной Украине уготована страшная участь: религиозная война. Причём православных с православными! О том, что такой сценарий возможен, говорит то, что на недавнем праздновании 1030-летия Крещения Киевской Руси более 250 тысяч верующих Московского патриархата со всей Украины прошли крестным ходом вокруг Киево-Печерской лавры. Их не остановили даже вооружённые националисты. Последователей Филарета было много меньше. Украинская независимая пресса уже называет экспроприацию святынь предвестником гражданской войны.
А теперь – кому это выгодно. Киевский патриарх Филарет вполне может иметь желание войти в историю. Согласитесь – имена раскольников история хранит с особым тщанием.
В Вашингтоне с удовольствием будут наблюдать, как их давнее желание стравить русских и украинцев реализуется в таком трагическом виде.
Турецкий президент Эрдоган один может повлиять на Вселенского патриарха Константинопольского: отключить газ, электричество, найти в храме бомбу… Возможно, так и сделает, если захочет выторговать у Путина что-то ещё, кроме поставок в Россию помидоров. Он сможет, поскольку правительство Турции не признаёт за Константинопольским патриархом титула «Вселенский». В официальной Анкаре он всего лишь глава православной общины Турции. И надо же – ставит себя на несколько километров выше великого Эрдогана – провоцирует православный мир к гражданской войне!
Поневоле задумаешься – некие силы мировой закулисы дали зарок: «Карфаген должен быть сожжён», и Украина обречена? Остаётся последняя надежда на патриарха Кирилла.
Хреново это всё. Так и хочется дать кому-то по его хитрой морде.
Но кому?