Моряк — это навсегда
№ () от 1 августа 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]
29 июля Иркутск вместе со всей Россией отмечал День Военно-морского флота. Участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню ВМФ, приняли около 500 иркутян и гостей города. Торжественный марш по главным городским улицам объединил ветеранов Великой Отечественной войны и военно-морской службы, военнослужащих в отставке и в запасе. В стройной колонне гордо прошлись те, кто служил на подводных лодках и катерах-торпедоловах, на эсминцах и спасательных судах. Матросы, мичманы, капитаны, судовые врачи… Они и после завершения службы не теряют друг друга из виду. Морское братство — такое же крепкое, как знаменитые морские узлы.
Организатором военно-морского праздника в Иркутске выступил городской совет ветеранов ВМФ. Мероприятия прошли при поддержке администрации областного центра. Торжественный марш, по традиции, стартовал около 11 утра от дома офицеров. Участников парада приветствовал председатель совета ветеранов ВМФ города Иркутска, капитан 1 ранга Виктор Шалак.
После приветствия под троекратное ура и марш «Прощание славянки» бравые моряки — наша гордость в парадной форме, с красивой выправкой — четким шагом (кто-то с детьми, внуками, женами) выдвинулись в направлении памятника Владимиру Ильичу Ленину, где была возложена гирлянда цветов. Дальше колонна, как и положено «людям моря», продолжила движение к воде — дошла до набережной реки Ангары и острова Юность. Там состоялся праздничный митинг. Мэр города Иркутска Дмитрий Бердников передал ветеранам Великой Отечественной войны, доблестно отслужившим во флоте, подарки, также ветеранам службы были вручены медали «Ветеран Военно-морского флота», «За верность флоту», «Флот, Честь, Отечество», «100 лет Морской авиации», «320 лет Военно-морскому флоту России» и знак «100 лет Вооруженным силам». В финале мероприятий на открытой площадке острова Юность для всех собравшихся прозвучал большой концерт городских творческих коллективов. Зрители смогли увидеть парад морских судов.
По данным списка Союза моряков Иркутской области, сегодня в Приангарье живут и помогают воспитывать достойную, готовую оберегать свою родину молодежь 50 моряков-ветеранов Великой Отечественной войны. В областном центре — 432 офицера надводного и подводного флотов. Среди них — члены совета ветеранов ВМФ, сослуживцы Олег Погудин и Павел Анапов. Олег — в футболке с логотипом «Иркутский комсомолец СКР». На флоте в начале 1980-х он был старшим машинистом, прошел подготовку на острове Русский. Потом служба — охрана водных границ Советского Союза, учебные стрельбы, сопровождение к месту дислокации новых подлодок, изготовленных на заводе в Комсомольске-на-Амуре… Когда вернулся домой, трудился на заводе имени Куйбышева, но море не отпускало — занялся яхтенным спортом. И вот уже 26 лет Олег Погудин, капитан «Дракона», занимается строительством, оснащением, постановкой яхт «на ход».
Павел Анапов тоже служил в Советской Гавани на «Иркутском комсомольце», в сопровождении подводных лодок охраняли акваторию Татарского пролива. «Нашу крепкую дружбу с сослуживцами связало море, — говорит Павел Анапов. — Поздравляю всех с праздником и желаю всем здоровья и счастья. Вот уже 34 года встречаемся, и это здорово!».
Еще один участник праздничной встречи моряков на остове Юность — Владимир Романенко. Владимир Александрович с 1971 по 1974 год служил на Тихоокеанском флоте, был направлен по путевке горкома комсомола на знаменитый сторожевой корабль «Иркутский комсомолец». Свой первый день службы на «Иркутском комсомольце» он помнит точно — 30 апреля 1972 года.
«Встретили меня доброжелательно, — рассказывает Владимир Александрович. — Те, кто по два года уже отслужил, помогали освоиться. Меня на судно приняли кочегаром. До этого пять месяцев нужно было отучиться во Владивостоке в специальной школе механиков. Располагалась она на острове Русский».
На самом деле в этой школе Владимир Романенко получил две квалификации — химик-водоподготовщик и машинист котельной. «Химик-водоподготовщик — это морская специальность из разряда «вальяжных». Служишь, можно сказать, в белом халате, — поясняет наш собеседник. — Но мне выпала другая судьба. Меня «спустили ниже ватерлинии» — в котельную, но, как оказалось, на этом месте служба тоже очень ответственная, непростая, но интересная. Ведь именно наше звено — хозяева хода корабля».
Температура в кочегарке доходила до плюс 50 градусов. Даже когда на верхней палубе термометр показывал минус 30. «В этом можно и плюсы увидеть, — улыбается опытный моряк-кочегар. — Кто-то мерзнет, а нам это не грозит. Жара круглый год!»
Правда, в какой-то момент в котельном помещении стало жарче обычного — лопнул главный паропровод. «Он работает под давлением 32 атмосферы, — объясняет Владимир Романенко. — И вдруг такое ЧП, утечка перегретого пара. Командир корабля Владимир Иванович Мынов вызвал меня как вахтенного механика и четко дал понять: «Ход корабля не имеем права терять! Надо все исправить!» Кому я мог доверить такую задачу? Решил взять ответственность на себя. На меня надели специальные бушлаты, защитную маску и рукавицы, наложили бугель — и вперед! По нормативам устранить неполадку нужно было за 10-15 минут. Уложился. За успешное выполнение задания получил второй за время службы отпуск. Первый был в 1972 году, после того как «Иркутский комсомолец» обеспечил охрану российским подводным лодкам, участвовавшим в учебных стрельбах баллистическими ракетами в районе острова Хоккайдо».
У Владимира Романенко еще много морских историй, после которых наверняка мальчишкам захочется служить на флоте.
«Мы с товарищами регулярно проводим встречи с ребятами на базе школ №44, №7, №34, №29, в моей родной 53-й и в школе-интернате №13. И я вижу, что молодежь сегодня активная, внимательно слушает, впитывает то, что мы стараемся до нее донести — рассказывая о службе, о работе, о комсомольской молодости», — говорит бывший моряк, сегодня участник активной общественной организации «Ветераны комсомола». Он убежден, что именно комсомол сформировал его как человека, который, долго не раздумывая, чтобы спасти ситуацию и не подвести Родину, зайдет в заполненную обжигающим паром котельную. Так было воспитано это поколение. И после армии Владимир Романенко тоже стремился быть полезным своей стране — сразу же устроился в Иркутское локомотивное депо помощником машиниста. В итоге отдал работе на железной дороге 44 года, и дети тоже пошли по стопам отца. Свою судьбу Владимир Александрович вряд ли назовет безоблачной, но точно уверен: стремился поступать достойно и тому учил младших.
С «Иркутским комсомольцем» связана юность многих иркутских парней, рожденных в СССР. Среди них — старший матрос, машинист-турбинист Владимир Толстоухов. На его памяти была даже боевая тревога: судно базировалось в портовом сахалинском городе Корсаково, и 1 сентября 1983 года в воздухе был сбит южнокорейский «Боинг-747». Корабль выдвинулся в район поиска бортовых самописцев.
«Мы оказались в самой гуще исторических событий, — вспоминает Владимир Толстоухов. — В море тогда вышли десятки кораблей — южнокорейских, японских, американских. Выйдешь ночью на палубу — как в городе, столько огней вокруг. Ситуация, конечно, тогда была предвоенная. По боевой тревоге наш корабль поднимали в первый раз. Сердце замерло. Мне до демобилизации оставалось совсем немного. Так не хотелось войны. Да никому, наверное, не хотелось. К счастью, обошлось».
Но не всем морякам, услышавшим когда-то звуки боевой тревоги, удавалось вернуться домой. В знак памяти о погибших при исполнении долга на воду Ангары 29 июля спустили венок и дали залп из карабинов. Эти герои стали частью славной истории российского флота. И все-таки в День Военно-морского флота хочется пожелать нашим ребятам-морякам службы только в мирных водах…