> Чтобы не было войны - Аргументы Недели

//Общество 13+

Чтобы не было войны

№  () от 1 августа 2018 [«Аргументы Недели », Сергей Грунюшкин ]

Фото АГН «Москва» / А. Любимов

На этой неделе стартуют «Армейские международные игры» (АрМИ). Это военно-спортивные состязания, которые представлены 28 конкурсами, которые пройдут на территории семи государств: России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Ирана, Казахстана и Китая. В этих соревнованиях представители различных родов войск состязаются между собой за звание лучших в своём деле. О том, какой геополитический смысл они несут, нам рассказал журналист, политолог и эксперт по Ближнему Востоку Ахмад ХАЖ АЛИ.

– ЭТО уже четвёртые по счёту АрМИ. С каждым годом число участников растёт – сегодня это уже 32 страны. За счёт чего игры так популярны?

 

– Россия смогла собрать так много стран, потому что характер этих соревнований позволяет размежевать разные противоборствующие стороны. Здесь всё не как на эстафете Олимпийских игр, когда все участники выстроились в линию и начинают состязаться друг с другом. Наоборот, каждая команда спокойно решает свою поставленную задачу, а её выполнение оценивают международные арбитры по чётким прозрачным критериям. Возможно, кстати, многие страны не зарабатывают максимум очков только потому, что относятся к играм не как к спортивному состязанию, а как к выполнению настоящей боевой задачи. Но нужно понимать, что АрМИ – это история не про войну, а про мирные соревнования.

– Восток – дело тонкое. Поднеси спичку – и вспыхнет. А тут вооружённые силы разных стран легко соглашаются участвовать в одном конкурсе…

– Заслуга России в том, что она смогла собрать в рамках одних игр представителей вооружённых сил, которые уже давно враждуют между собой, – это Израиль и арабские страны или Индия и Пакистан. Формат игр и высокий уровень организации позволяют без каких-либо проблем участвовать в играх даже США и Северной Корее! И, как мы видим, ежегодно число участников только растёт. Если в первых АрМИ было 17 стран, то в предстоящих – уже 181 команда из 32 стран!

Конечно, за подобный прогресс стоит благодарить президента РФ, Министерство обороны и МИД, которые смогли убедить почти всю Азию принять участие в соревнованиях. Но также не стоит забывать, что хорошей «рекламой» играм являются успешные боевые действия Российской армии в Сирии и очевидные неудачи на этом поле США. Вспомнить хотя бы натовскую агрессию по отношению к Сирии и выпущенные «Томагавки», большинство которых не долетело до целей, а то, что прилетело, – не принесло колоссального ущерба.

Вообще успешное военное вмешательство вооружённых сил в Сирии – это доказательство того, что у России лучшие оружие и техника плюс прекрасная подготовка офицеров и солдат. И как отражение в «кривом зеркале» – мы видим результаты подготовки боевиков на Ближнем Востоке инструкторами США. Это прекрасный показатель уровня квалификации самих американцев. И конечно, умение вести реальный диалог между враждующими сторонами, умение и желание решать самые острые конфликты играют на руку России в организации и привлечении участников АрМИ.

– Что даёт странам участие в АрМИ? Помогает ли это, к примеру, их сближению?

– Конечно, если представители разных стран хотят использовать АрМИ как площадку для решения дипломатических вопросов и приближения своих точек зрения с помощью российской стороны, то флаг им в руки. Но нужно понимать, что у АрМИ нет задачи помирить, условно, Израиль с Сирией и Ираном. Игры – это что-то вроде открытой демонстрации участников своих умений и навыков. И подобного плана «холодная гонка вооружений» куда лучше, чем возникновение новой настоящей горячей точки. Усилия России направлены как раз в сторону того, чтобы страны Азии избегали прямых столкновений, конфликтов и провокаций. В том числе с помощью подобных соревнований.

Хотя каких-то дипломатических контактов между Пакистаном и Индией или Арменией и Азербайджаном можно ожидать.

– Существуют ли аналоги таких игр? Какие места занимают страны, которые не принимают участия в АрМИ?

– По масштабу и уровню организации мало что сравнится с АрМИ. Есть в Европе некое подобие «Танкового биатлона» под названием Strong Europe Tank Challenge. С 2016-го он ежегодно проходит на территории Германии, а его организацией занимаются немцы и сухопутные войска США в Европе (United States Army Europe (USAREUR)). Но в 2018 году в этом конкурсе участвовало всего 8 стран, тогда как в АрМИ задействованы 32 страны и совершенно разные рода войск.

Что любопытно, лидирующие позиции Strong Europe Tank Challenge обычно за Германией и Австрией. В этом году в тройку призёров попал новый участник – Швеция. А что касается США и Украины, они заняли два последних места – 7-е и 8-е соответственно. Да и ежегодно показывают не лучшие результаты.

О чём это говорит? Те страны, которые близки по духу России – Швеция, Германия, – хотят развивать международное сотрудничество и в целом выступают за мирное сосуществование с РФ. А те, кто настроен враждебно по отношению к России, занимают последние места. Что является отражением уровня подготовки войск тех же США. Для сверхдержавы, которая хочет навязывать силой свои условия всему миру, мягко говоря, скромно. Возможно – всё это вследствие того, что внутри США между Трампом и Пентагоном большие разногласия.

Но России подобная ситуация даже на пользу. Это даёт возможность подтолкнуть Европу к тому, чтобы она больше сотрудничала с РФ и не боялась при этом участвовать в наших АрМИ. Двери конкурса открыты для всех. Подобное участие на руку всем, а заодно позволяет перенести угрозу от прямых столкновений на уровень военно-спортивных состязаний, которые не приносят вреда народам.

– Если европейские страны примут участие в АрМИ, которые инициированы Россией, как это повлияет, с одной стороны, на их отношения с Америкой, а с другой – на наши с США? Они же тоже должны понимать, что мы таким образом перетягиваем их союзников.

– На самом деле наши отношения с США сегодня находятся на самом низком уровне за всю историю. После переговоров Путина с Трампом в Хельсинки мяч на стороне США. Если они хотят идти навстречу России, то с нашей стороны все дороги открыты. Даже если Трамп готов к сотрудничеству, то ему препятствует американский истеблишмент. Который и выдумал для США такого врага, как Россия, для решения своих задач. Причём не будь России, они бы на эту роль назначили хоть НЛО! И большой вопрос, чьё слово в этом вопросе – Трампа или Пентагона – окажется сильнее.

При этом РФ никогда не проявляла агрессии и каких-то захватнических настроений к Западу. Наоборот, страны, которые сотрудничают с Россией, понимают, что всё строится на добровольных началах и желании получать максимальную взаимную выгоду. Тогда как у США процесс прямо противоположный. Мы видим, как они зачастую принуждают своих партнёров принимать выгодные решения для Америки и неудобные для союзников. Плюс к этому препятствуют сотрудничеству с другими странами – в частности, с Россией, Китаем и Ираном.

– Понятно, что АрМИ открыты для всех представителей ВС мира. А как дела с «гражданскими», могут ли они посмотреть на соревнования?

– Безусловно! Понятно, что будут отдельные трибуны для официальных лиц. Но обычный зритель может прийти и посмотреть. В конце концов, а что скрывать? Мы сегодня живём в такое время, когда военная тайна находится совсем в другом месте. То, что стороны увидят, на что способны бронетехника, зенитные установки, самолёты или личный состав, – всё это доступная информация. Другое дело новейшие и перспективные разработки – это никогда не афишируется. Да и учений с ними не проводят.

Но вместе с этим нужно понимать, что чем больше мы показываем, тем больше у нас есть в «загашнике» опытных моделей, а демонстрируем мы действительно много техники. Стратегические ракеты, конечно, не показываем на АрМИ…

– США же не участвуют…

– Да, надо подумать над этим. Провести, например, симуляцию для США, чтобы они наглядно убедились, чей ядерный щит крепче (смеётся).

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте