На пути к новому зрителю
№ () от 25 июля 2018 [«Аргументы Недели Кубань», Марина ВЛАДИМИРОВА ]
Краснодарский «Один театр» в предстоящем августе начнет уже седьмой театральный сезон. У независимого театра достаточно на сегодняшний день творческих достижений и успехов, но самое главное — сложилась своя зрительская аудитория, которая хорошо знает и любит труппу «Одного театра» и ценит его спектакли и любые другие творческие начинания.
Тем не менее основателей «Одного театра» всё равно волнуют вопросы привлечения в театр новых зрителей. И о том, как можно заинтересовать, к примеру, тех людей, кто не бывает в храме Мельпомены, чтобы они нашли время и наконец пришли за новыми впечатлениями, велась речь под занавес уже прошедшего сезона на круглом столе с участием известного российского театроведа, преподавателя ГИТИСа, кандидата искусствоведения Павла РУДНЕВА. Его связывает с краснодарским «Одним театром» несколько лет дружбы и сотрудничества. В разговоре с Павлом мы говорили в том числе о проблемах частных театров в России.
— Павел, разве существуют сейчас у нас полностью независимые от кого-либо или чего-либо учреждения, будь то театр или, к примеру, газета?
— Конечно, тотальной свободы не существует, как, впрочем, и тотальной зависимости. Весь вопрос в том, кто является учредителем — государство или кто-то другой. Если театр создается по чьей-то частной инициативе, то к нему применим термин «независимый».
— А вы давно общаетесь с ребятами из «Одного театра»?
— С первого приезда в Краснодар. Это было года три назад. Я тогда посмотрел спектакли «Невеста», «PROГОН» и «Затворник и Шестипалый».
А потом уже в Москве, в «Гоголь-центре», когда проходил форум независимых театров России, увидел еще и спектакль «Параллели».
— Ну и каковы были ваши первые впечатления, какую оценку дали увиденному?
— Хорошую дал оценку. Сразу было понятно, что это серьезный театр, который возник не как самоделка, а как результат медленного и целенаправленного развития. У театра изначально было несколько лидеров, как здесь говорят, основателей театра. Ну а дальше оказалось, что у них разные подходы к режиссуре. У Алексея Мосолова — один, у Арсения Фогелева — другой, у Виталия Борисова — третий.
— Это плюс театра?
— Конечно. Если в советское время театры, так скажем, одного режиссера были нормой, то сейчас, конечно, чем более разнообразная афиша, чем больше режиссерских систем участвует в ее наполнении, тем лучше. Тем легче выживать театру. Театры Карабаса-Барабаса сегодня не востребованы.
Меня впечатляет сама организация «Одного театра», а также как обыгрывается пространство театра, как ребята работают с ним. Наконец, как зрители откликаются и на всё, что связано с «Одним театром»…
— Это сильно отличается от других театров, которые вы видели?
— Да. Понятно, что все сами в себе. Но как используется здание, которое изначально не предназначалось для театра! И всё выдерживается в определенной эстетике. Подается в определенном ракурсе — и всё работает. У «Одного театра» заинтересованный зритель, который знает его эволюцию, любит эту труппу.
— Вы давали какие-то советы «Одному театру»?
— Я бы не называл это советами. Сегодня в России есть достаточно популярная форма, называемая устной рецензией, когда критик при закрытых дверях после спектакля говорит с труппой, режиссером и актерами в основном о тех или иных проблемных вопросах, о том, что нужно сделать на будущее. Мы, собственно говоря, с ребятами из краснодарского «Одного театра» провели несколько дней в таких разговорах.
— А вы можете озвучить те проблемы, которые нужно решать на сегодняшний момент «Одному театру»?
— Я могу вспомнить, о чем мы говорили тогда. А именно о том, в каком направлении нужно двигаться тем, кто формируется как режиссер, скажем так, стихийно. Ни у кого из ребят ведь нет режиссерского образования. Какие возможности есть, чтобы углубляться в профессию и ставить перед собой достаточно сложные задачи.
— И для этого необязательно учиться в высшем учебном заведении?
— Необязательно. Весь вопрос в том, чтобы поставить перед собой действительно сложные творческие задачи и попытаться решить их.
И если сравнивать, к примеру, «Невесту» (первая постановка «Одного театра») и «Затворника и Шестипалого» (более поздний спектакль), то можно говорить о некоей эволюции, усложняющихся задачах, за которые берутся в театре.
— На круглом столе шла речь о привлечении молодежи в театр…
— Нет, говорилось не о том, чтобы конкретно молодежь привлекать, а о том, чтобы разбудить «спящего» зрителя, того, кто не ходит в театр в принципе. И как его увлечь театром.
Этот вопрос сегодня стоит перед каждым театром. Сегодня действительно есть проблема исчерпанности, когда все в городе, кто мог этот театр понять и полюбить, уже сходили на его спектакли и составили о нем свое суждение… И нужна новая зрительская кровь. Вопрос — как выбраться из какой-то своей страты, своего «узкого кармана», попытаться найти дорогу к зрителю, у которого пока еще нет потребности в театре,— требует каких-то практических мероприятий, конкретных действий.
— И это достаточно сложно решаемый вопрос…
— Но все-таки какие-то варианты маркетинга и репертуарной политики должны намечаться и реализовываться.
— Павел, как вы считаете, в каком направлении стоит дальше двигаться «Одному театру»?
— Думаю, в сторону консолидации с театрами других регионов. В том смысле, что этому театру сегодня нужно всероссийское признание. И поэтому необходимо участие в фестивалях, обменные гастроли, естественно, налаживание контактов с другими театрами. В Краснодаре ситуация для «Одного театра» достаточно комфортная, но есть проблема культурной изоляции. Она существует у театров в любом городе, и даже в Москве. Театр как бы упирается в потолок: ему нужно завоевывать другого зрителя. И в данном случае очень важно выйти на фестивальную карту и приглашать режиссеров из других регионов.
— У «Одного театра» есть опыт приглашения режиссера из другого города — Владимира Кулагина, который поставил спектакль «Небесные беглецы»…
— Всего один. А надо бы больше…
— И есть опыт сотрудничества с краснодарскими театрами, например, в проведении лабораторий драматургии. Не думаю, что есть здесь у нас какая-то конфронтация государственных и частных театров. Они достаточно гармонично сосуществуют…
— Ну, в Краснодаре, как вы говорите, нет. А в других городах есть. По-разному бывает. В какой-то момент может возникнуть зависть, разногласие, недопонимание… Если нет — очень хорошо.
К слову
Павел Руднев представил краснодарцам свою новую книгу «Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950—2010-е». Мы попросили автора в двух словах рассказать о ней.
— Это исследование отечественной драматургии с 50-х годов прошлого века до сегодняшнего времени. Начинается повествование с Розова и Арбузова и заканчивается проблемами театров сегодняшнего дня. Книга получилась объемной: пятьсот страниц. Она выпущена в московском «Новом литературном обозрении» известным издателем Ириной Прохоровой. Писал книгу шесть лет. И она явилась результатом большого количества лекций, семинаров и обсуждений со студентами, которые я проводил в различных российских вузах в течение многих лет,— рассказал автор книги.