Школьная реформа переставляет акценты со знаний на коммуникации
24 июля 2018, 11:55 [ «Аргументы Недели» ]
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, ранее возглавлявший Рособорнадзор, работает сейчас над школьной реформой, которая должна дать подрастающему поколению не оторванные от реальности знания, а навыки и умения адаптироваться в обществе.
В интервью "Коммерсанту" учёный рассказал о деталях этой новаторской идеи, которая переворачивает глобальное понимание школьного образования - перехода от знаний, оценок и неумения потом применить их на практике к тем опытам, которые, действительно, будут подспорьем в жизни и фундаментом для дальнейшего образования.
По наблюдению учёных, такие качества как коммуникабельность, креативность, умение работать в команде значат гораздо больше для развития человека, чем, собственно, знание. Грубо говоря, теоремы и законы можно просто прогуглить, а ребёнка нужно научить командной работе, а значит, успешной адаптации в обществе. Для успеха ученик должен не просто выучить предмет, но и уметь находить его содержание, вступать в контакт с людьми.
Учителя запутались в разных видах грамотности, часть которых входят в так называемый список руководителя Сбербанка Германа Грефа. Это сотрудничество, коммуникация, критическое и креативное мышление.
Ещё один вид мышления выделяют реформаторы - умение работать с собой. Не обвинять всех вокруг себя, а иметь способность проанализировать свои действия и ошибки.
Ну и, конечно, останется в школах базовая грамотность, которая предусматривает умение работать с текстом, цифрами, а также финансовую, правовую и гражданскую грамотность.
Будут менять также и экзаменационные материалы, не революционно, а эволюционно. В конечном счёте в результате реформы должно состояться преодоление разрыва школы с миром.