> Когда много ядерных бомб – ты уважаемый человек - Аргументы Недели

//Общество 13+

Когда много ядерных бомб – ты уважаемый человек

№  () от 18 июля 2018 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

Президентский служебный автомобиль Aurus Senat Владимира Путина во время встречи в аэропорту Хельсинки. Фото РИА Новости

Завершился саммит президентов России и США. В плане результатов ничего исторического в нём нет, хотя это и не отменяет важности события.

Не Тильзит и не Ялта

В целом можно констатировать, что ни «второго Тильзита» (саммита Наполеона Бонапарта и Александра I), ни «второй Ялты» пока не получилось. Хорошо посидели, поговорили и разъехались с надеждой на продолжение. Не более. Даже по пустякам, вроде разрешения вопросов с захватом и «отжимом» дипломатических учреждений РФ в США, не озвучено. По Украине и Донбассу никаких договорённостей, очевидно, тоже не было или они тоже остались «под ковром». Не было ничего и по санкциям.

Точно известно, что в наметившемся противостоянии США с ЕС мы участвовать не будем ни на чьей стороне, кроме своей. А раскол в НАТО и вовсе горячо поддерживаем.

 

Договорённости по Сирии – пока тайные

Кстати, на предыдущих встречах наши лидеры явно договорились о зонах деэскалации в Сирии. Тех самых, которые постепенно перестают существовать. В частности, прямо к саммиту практически прекратила своё существование зелёная клякса-клоака на карте[end_short_text] в провинциях Сувейда, Дераа и Кунейтра. Хотя кусочек в Дераа и Кунейтре остался. Но это всё крайне ненадолго. Говорят, что наступление сирийской армии при поддержке российских союзников перед саммитом случилось специально для того, чтобы было удобнее договариваться с Трампом о более удобном поводе для американцев «слинять» из Сирии или хотя бы с юга Сирии, с зоны Ат-Танф, где им сидеть нет уже давно никакого смысла.

Но на итоговой пресс-конференции про Ат-Танф не было ни слова. Зато было много словес про «сотрудничество наших и американских военных в Сирии». Конечно, Трамп не забыл записать себя в главные победители ИГИЛа и вообще террористических армий в САР. Даже заявил по-тупому, что Россия «тоже в некоторой степени помогла». Впрочем, нам не привыкать – американцы записали себя и в главные победители гитлеровской Германии. Хотя, даже если и помогли, прежде всего материально, то чаще мешали. Путин, видимо, с юмором отнёсся к этому заявлению, равно как и наши военные. Пока же выглядит так, что о порядке и «соусе», под которым американцы будут выходить из Сирии, сохраняя остатки лица, не договорились. Или же договорились, но из-за общей негативной обстановки вокруг встречи в самих США объявлять не стали. Мы сами увидим это по конкретным делам. Во всяком случае в США уже сообщают со ссылкой, правда, на неназванные источники, что министр обороны генерал Мэттис готов к переговорам со своим коллегой генералом армии Шойгу. Может, речь о Сирии, а может, о чём-то ещё?

Вне сомнения, говорили о присутствии вооружённых сил Ирана на юге Сирии. Об этом просил не только Трамп, но и израильские власти. Но РФ сама заинтересована не только в сотрудничестве и тёплых отношениях с Ираном, но и в том, чтобы Ирана внутри нашей Сирии не было слишком много, особенно незадолго до победы в войне. Хотя всё должно быть проделано мягко, чтобы интересы Ирана не пострадали, – об этом Путин договорился в Москве с представителем президента Ирана незадолго до саммита в Москве.

 

Стратегическая стабильность и антитеррор

Понятно, что была затронута тема стратегической стабильности, и опять же никакой конкретики не оглашено. Кроме того, что стороны заинтересованы в сохранении Договора СНВ-3 и продлении его и после 2021 г., РФ сама еле-еле успела к началу этого года уместиться в лимиты СНВ-3, потому что до этого у нас было превышение по уровню размещённых зачётных боезарядов в 500–700 штук (постепенно снижавшееся). Наши претензии к американцам больше относятся не к их зловредности, а к их лености в правильном оформлении выведения носителей из строя согласно нормам договора. Кроме того, наши претензии к американцам по поводу ПРО могут стать основанием для расторжения или непродления СНВ-3 в любой момент. А пока что из объявленных планов строительства, в частности, морской компоненты СЯС РФ, становится ясно, что на продление СНВ-3, как минимум, с этими же лимитами у нас не очень рассчитывают. А вот США и эти лимиты поддерживать может оказаться сложно ввиду ситуации с ядерно-оружейным комплексом.

Заявили и о приверженности Договору о ракетах средней и меньшей дальности. Но тут, в отличие от СНВ-3, больше слов, чем дела. Потому что претензии у сторон достаточно серьёзные и тяжёлые, и всё имеет материальную базу. Существуют и указываемые нами возможности для размещения в вертикальных пусковых установках комплексов ПРО «Иджис-Эшор» в Восточной Европе и КР морского базирования «Томагавк». Слава богу, только в неядерном оснащении – ядерного давно нет, и даже восстановить его не получится – нет зарядов. И ударные БЛА большой дальности тоже являются, пусть и глупым, но формальным нарушением Договора. Хотя ни один идиот ядерный заряд к такому аппарату прикрутить не додумается при их-то надёжности и аварийности.

Одновременно у нас существуют и КР наземного базирования 9М728 и 9М729 комплекса «Искандер-М». Но доказать их реальную дальность в несколько тысяч километров на основании внешнего сходства с морскими «Калибрами» 3М14 практически невозможно. И есть решение Конгресса США, по сути, санкционирующее выход США из договора. Но американцев это ни к чему не приведёт, у них нет возможностей воссоздания группировки таких ракет, особенно в ядерном оснащении, даже в среднесрочной перспективе. А вот Россия получит такую группировку очень быстро, и на Потомаке это многие понимают, особенно в Пентагоне. Как можно разгрести все эти проблемы – непонятно.

Но то, что Трамп постоянно подчёркивал, что две ядерные супердержавы, имеющие более 90% ядерных арсеналов мира, должны хоть как-то ладить, конечно, хорошо. Надеемся, что до Трампа, чтобы лучше понимал свои реальные позиции на переговорах с Путиным, помощники довели реальную ситуацию с американскими ядерными арсеналами: он уменьшился за первый год его президентства на 8% (354 заряда). А как быть с ядерной промышленностью, неспособной их производить сейчас? Возможно, ему рассказали, как именно распределяются доли внутри этих самых «более 90% ядерного потенциала планеты», о которых он говорил? По его твитам этого не видно. Вполне возможно, он ничего не знает, и его держат в качестве «шампиньона»? Так говорят американцы – то есть держат в темноте и кормят тем, на чём растут эти грибы. А если он всё знает? Во всяком случае актёр он хороший и каждому говорит то, что тот хочет услышать. Путину тоже – одни похвалы по поводу ЧМ-2018 чего стоят. Хотя, возможно, ему и правда понравилось.

 

Битва с внутренним врагом

Но в США Трамп сразу начал рассказывать, как «начал переговоры с позиции большой силы». Правда, по его напряжённости перед началом встречи и явной расслабленности и уверенности в себе Путина этого не было видно. А всё видно было и по позам, и по жестам. Не было видно «позиции большой силы» и на итоговой пресс-конференции, за которую с Трампа «сдирают шкуру» на родине и СМИ, и конгрессмены, и прочая политическая тусовка Америки. Даже постаревший и явно поглупевший Терминатор Арни. Даже он, как видно, мечтает о временах Ронни Рейгана и пресмыкающегося перед ним Михал Сергеича. Но те времена прошли и не вернутся.

Надо же – «наезжают» там в основном не на Путина, а на Трампа! Хотя кому-то из американских журналистов не понравилось, что путинский членовоз «Аурус-Сенат» длиннее трамповского членовоза «Крокодила-монстра». Мол, он и красивее, и быстрее, лучше оборудован и защищён. Для одноклеточных из американской журналистской «демшизы» это не доступно для понимания. Россия для них – до сих пор что-то вроде Верхней Вольты с ракетами и медведями.

Что реально может опечалить и насторожить. Заваривающаяся в США каша по борьбе со своим президентом и шельмованию верховной власти всё больше и больше напоминает Украину. Где-то так за год до Майдана. Может, кому-то ещё в правительстве России пришли в голову такие выводы? В последние месяцы РФ активно выводит свои активы из американских долговых бумаг и по итогам мая выпала из списка 30 их крупнейших держателей. Что-то кто-то знает?

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте