Авиасалон в Фарнборо – не самый крупный, не самый зрелищный по лётной программе, но один из старейших (1948 год основания) и традиционно финансово значимый для производителей авиационной техники. Наши там сейчас на вторых ролях, а то и вообще без роли. «Ростех», «Рособоронэкспорт», «Роскосмос» – им просто не разрешили показывать свою продукцию. Санкции! Конкуренции боятся? Возможно. Зато у нас сэкономлены гигантские средства, миллионы фунтов стерлингов не попали в британскую казну. Перегнать самолёты, перевезти технику, обеспечить техническое обслуживание, проживание, аэронавигационные услуги, взносы, топливо, полёты… Показ одного самолёта в Фарнборо приблизительно равен убытку в миллион долларов.
Но если ваши самолёты покупают именно здесь, то это сущие копейки – в первый же день авиасалона подписаны контракты на 46, 4 млрд долларов. К слову, СССР выставлялся в Фарнборо с 1984 года. Все западники восторгались, но ничего не покупали – как сегодня. Трудно представить закупку ими партии «Сушек» или «МиГов». Mitsubishi MRJ90 – почти брат-близнец нашего «Суперджета». Первый реактивный пассажирский самолёт Японии. Производить будут 10 лайнеров в месяцС этим макетом истребителя пятого поколения англичане рвутся в бойТереза Мэй в приподнятом настроении – русских нет, и это хорошо
«Боинг» – «Эрбас»: поле битвы
Счёт заключённым контрактам идёт на десятки воздушных судов «Эрбас» (Airbus), тут же «Боинг» (Boeing). Узкофюзеляжные, широкофюзеляжные, региональные – экономисты и финансисты ведут подсчёт. Он в целом интересен специалистам. Прогноз на ближайшие 20 лет от «Боинга», например, восхищает: рост пассажирских перевозок и плановые замены возрастных воздушных судов обусловят потребность в 42 730 новых самолётах общей стоимостью 6, 3 трлн долларов.
Плюс сервис самолётов, аэропорты – ещё 15 триллионов. Супербизнес!
А что у нас? Исполняющий обязанности главы Якутии Айсен Николаев в интервью ТАСС предложил заменить устаревшие Ан-24 на внутрирегиональных маршрутах самолётами иностранного производства:
– С 2021–2022 года начнётся процесс замены Ан-24, и тогда встанет вопрос: а на чём мы будем летать на Север? Альтернативой могут быть только самолёты иностранного производства. Это серьёзнейший вопрос, и он требует скорейшего решения.
И тут же «приложил» о якутскую твердь альтернативу Ан-24 – настоящий, комфортный и притом «деревенский самолёт» Ил-114:
– Во-первых, воздушное судно рассчитано на 68 человек, и это достаточно много для внутрирегиональных перевозок, особенно для таких регионов, как Дальний Восток. Во-вторых, у предлагаемого судна высокие требования к состоянию взлётно-посадочной полосы, то есть обязательно потребуется очень серьёзная реконструкция аэропортов, чтобы эти самолёты вообще могли взлетать.
Вроде бы странная позиция у чиновника – турбовинтовой Ил-114 рассчитан на 64 пассажира, а не на 68, сконструирован изначально для российских хлябей («деревенский самолёт»), наследник основы полярной авиации Ил-14. То, что его не до конца сертифицировали, – вина бедственного положения гражданского авиастроения. И головной организации – Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Где самолёт? На словах самолёты строим, Ил-114 в том числе, а на деле? Поэтому позиция главы республики совсем не странная. Он просто осторожно пробрасывает вариант с «иномарками». Других вариантов нет.
Дорог нет, летать надо
Заодно Айсен Николаев сообщил, что средний возраст эксплуатируемого воздушного парка в регионе составляет у Ан-24 37 лет, у вертолётов Ми-8 – 32 года и больше 30 лет у Ан-2. В этом году власти в Якутии подписали соглашение о приобретении 200 самолётов ТВС-2ДТС до 2025 года, что позволит обновить парк авиатехники. ТВС-2ДТС – это реинкарнация с американским двигателем и композитным планером реального суперхита середины прошлого века (вплоть до сегодняшнего дня) Ан-2. Который из последних сил трудится на местных авиалиниях…
То есть Фарнборо, конечно, не наш. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) в этом предместье британской столицы – не Большой театр на гастролях в Лондоне. Аплодисменты сорвать не выйдет.
Вопрос к власти: почему у нас в штуках делают только «Суперджеты», малопригодные на российских просторах? Ну не приземлится этот самолёт в аэропорту Бодайбо и в десятках других. А если солнце просушит грунтовую взлётно-посадочную полосу и он всё же совершит посадку (ой-ё-ёй! Не стоит…), то потом не взлетит уже совершенно точно. Остальные самолёты отечественной разработки выглядят как предмет политического заговора. Они есть, но их нет.
Поэтому без поддержки Су-35, Су-57, МиГ-35 (а они-то не подведут!), да с новыми движками, радарами, ракетами и системами РЭБ, без ударных вертолётов Ми-28 и Ка-52 нам в Фарнборо-2018 делать нечего. Военная техника Made in Russia в Британии вне закона – санкции. Летать не дадут, а потом ещё и арестуют по иску какого-нибудь «Нафтогаза» или «Пусси Райот». И не отбиться – команды на применение оружия не поступит. Не война же.