Рейдеры против староверов?
№ () от 4 июля 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Наталья Федорова ]
В конце 1990-х старообрядческой общине Иркутска был выделен в пользование участок земли для организации общинных захоронений — рядом с деревенским кладбищем Пивоварихи, на восьмом километре Голоустненского тракта. Так появился «Покровский погост» — аккуратное, благоустроенное, можно сказать, образцовое для Иркутской области кладбище. Таким оно было до недавнего времени…
На «Покровском погосте» всегда было чисто, опрятно и ухоженно — независимо от времени года. Это на некоторых других кладбищах мы привыкли пробираться к могиле по колено в снегу или по уши в вязкой глине. Здесь обустроены дорожки, пострижена трава. Большая старообрядческая семья с любовью и заботой ухаживала за территорией, которая представляет собой настоящий огороженный парк — место вечной памяти и скорби… У иркутян этот погост считается элитным. О его статусе говорит хотя бы тот факт, что именно здесь похоронен первый губернатор области Юрий Ножиков, да и многие другие известные люди.
При этом точно в таком же образцовом порядке община содержала и соседнее деревенское кладбище Пивоварихи, причем совершенно безвозмездно. Там были сделаны такие же дорожки и ограждения, так же подстригалась трава, так же вывозился мусор. В общем, все были довольны. Всех все устраивало до начала 2018 года.
Новые порядки. Или, скорее, беспорядки
«В сентябре 2017-го прошли муниципальные выборы, после которых сменился состав администрации Ушаковского муниципального образования. И если предыдущие главы на основании договорных отношений безвозмездного характера просили старообрядцев ухаживать за кладбищем за счет последних же, то новая метла начала мести по-своему, — сообщила редакции «АН» генеральный директор ООО «Фирма «Гранит-Ритуал» Елена Ташлыкова. — В январе 2018 года ООО «Фирма «Гранит-Ритуал», которое занимается хозяйственной деятельностью на «Покровском погосте», было отстранено от захоронений на муниципальном кладбище. Территорию передали муниципальному казенному предприятию «Паритет», учрежденному 20 февраля. Его возглавил депутат думы Ушаковского МО Петр Рябцев. Сейчас, впрочем, директором значится другой депутат — Александр Чудов». (Кстати, Петр Рябцев месяц назад «отметился» в очень неудобном скандале. Но об этом чуть позже.)
Рассказывая свою версию событий, старообрядцы говорят, что уже 24 февраля им перекрыли дорогу на муниципальное кладбище, и образцово-показательная чистота стала обрастать хламом: мусоровозы просто не могли пройти к той части захоронений, которая теперь находилась в ведении «Паритета».
Однако, судя по всему, эта странная история, очень напоминающая рейдерский захват, началась еще в январе.
«19 числа, как раз в Крещение Господне, на территорию кладбища нагрянули с обыском сотрудники следственного отдела по Иркутскому району Следственного управления Следственного комитета Иркутской области, — вспоминает Елена Ташлыкова. — На месте видели даже начальника этого отдела Максима Максимова. Команда Максимова изъяла всю документацию и ежедневники с клиентской базой. После этого мы потеряли связь с большей частью наших клиентов, которые, переехав в другие регионы, заказывали нам уход за могилами. Теперь даже не знаем, куда присылать фотоотчеты о состоянии захоронений. Более того, от недовольных клиентов мы узнали, что их начали терроризировать звонками: предлагают написать заявление, будто мы брали у них какие-то суммы, не проводя их по документам. Взамен как бы обещают компенсировать часть прежних затрат… Приходится объяснять людям, что номера телефонов мы никому не давали, что у нас их просто конфисковали…»
Старообрядцы увидели в произошедшем настоящее циничное глумление: прийти к православным, строго соблюдающим религиозные каноны, с обыском в один из главных христианских праздников. Но на этом еще не все. Очередной визит правоохранители нанесли накануне праздника — Дня Святой Троицы, когда на руках Елены Ташлыковой сомкнулись браслеты.
Возможно, не найдя нужной поддержки у клиентов «Гранит-Ритуала», силовики решили заручиться поддержкой коллег. Говорят, заявление о денежных поборах поступило… аж от начальника местного управления полиции. А участковый инспектор якобы написал заявление о том, что Ташлыкова ему угрожала.
«Главный мой обвинитель, начальник нашего управления полиции Олег Савин, утверждает, будто я мошенница и обманула его на сто тысяч рублей, когда он был в горе. Да я его в глаза не видела, и он меня тоже! — недоумевает Елена Ташлыкова. — Он похоронил отца на муниципальном кладбище Пивоварихи в июле 2017 года, а 24 мая 2018-го, почти год спустя, вдруг обнаружил, что его якобы обманули… На следующий день после ареста на допрос вызвали моего отца — предложили дать показания против меня. Мне же сказали, что папа уже все рассказал — дескать, для смягчения наказания осталось только формально во всем признаться. Но в чем именно?! В том, чего я никогда не совершала?»
Обвинители потребовали избрать в отношении Ташлыковой меру пресечения в виде ареста, но суд не нашел для этого никаких оснований: Елену освободили прямо в зале суда. Решение о том, что для ареста Ташлыковой отсутствуют какие-либо основания, поддержал и Иркутский областной суд.
Итак, арест не удался, но это не значит, что все закончилось. Уголовное дело против Елены Ташлыковой, возбужденное по статьям 330 (самоуправство) и 159 (мошенничество) никто не прекращал. Так что все только начинается.
Страх — лучшее оружие?
Елена Ташлыкова утверждает, что сотрудниц фирмы, большая часть которых — люди уже немолодые, продолжают терроризировать телефонными звонками с предложениями признаться в финансовых махинациях руководства. Некоторые уже предпочли уволиться и избавиться от лишней нервотрепки.
«То есть для того, чтобы «закошмарить» бизнес и выжить неугодных старообрядцев, нужна простая формальность. Просто вести вялотекущее расследование, применять психологический прессинг — и фирма сама развалится, люди разбегутся, — дает свою оценку ситуации Анатолий Семенченко, секретарь главного совета регионального отделения политической партии «Российская Социалистическая партия» Иркутской области. — Не пора ли прокуратуре подключиться к этому делу, чтобы проверить, чей интерес за всеми этими событиями проглядывается?»
Ах да, чуть не забыли про Петра Рябцева — директора МКП «Паритет», которое в начале года стало хозяйничать на муниципальном кладбище Пивоварихи.
1 июня в одном из иркутских СМИ появилась информация о том, что депутат одного из муниципалитетов Иркутского района задержан за организацию разбоя в особо крупном размере. Писали, что в августе 2017 года в Иркутске четверо напали на директора одной из компаний и ограбили его на два с половиной миллиона рублей. Именно некий депутат сообщил нападавшим о месте нахождения бизнесмена, предоставил им авто с подложными номерами, а потом расплатился частью награбленного. Есть предположение, что этим депутатом мог быть… Петр Рябцев.