Во вторник 3 июля в стенах Государственной думы состоялась встреча, которую некоторые её участники сразу назвали исторической: в нижней палате российского парламента впервые после многолетнего перерыва побывала делегация американских сенаторов.
ВОСТОРЖЕННЫЙ тон и громкие эпитеты здесь вряд ли уместны, и всё же это событие, безусловно, заслуживает как внимания, так и анализа. Тем более что инициатором встречи выступила американская сторона.
Начнём, пожалуй, с самого интересного – с причин, которые побудили американских парламентариев приехать во «вражескую» Россию. Наиболее очевидная из них хорошо известна: 16 июля в Хельсинки пройдут переговоры между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, так что попытка прозондировать обстановку накануне встречи двух лидеров выглядит вполне логично.
Кстати, в Хельсинки президентов России и США собираются встретить акциями протеста. Так, например, представители Национальной коалиционной партии планируют выступить против торговых пошлин на алюминий и сталь, а также против воссоединения Крыма с Россией. По данным финской полиции, будут и другие акции – в основном в защиту прав человека.
Понятно, что сам факт переговоров Путина и Трампа пугает очень многих на Западе. Попытка соглашения или даже простое начало диалога по «острым» вопросам двусторонней повестки, будь то признание Крыма российским или сокращение военного присутствия у восточных границ Евросоюза, в любом случае будут означать перезагрузку в отношениях наших стран. Следовательно, в удобной для многих картине «Миролюбивый Запад против агрессивной России» могут поменяться если не краски, то хотя бы оттенки.
Разумеется, эти рассуждения касаются государств – партнёров США. Внутри самой Америки всё выглядит несколько иначе. Вот здесь-то мы и подходим к разговору о причинах, побудивших солидных американских парламентариев приехать в Москву.
Во-первых, в Конгрессе далеко не все довольны манерой поведения 45-го президента Соединённых Штатов: Дональд Трамп слишком перетягивает одеяло на себя, представая едва ли не единственным внешнеполитическим игроком. Госсекретарь Майк Помпео и советник по национальной безопасности Джон Болтон – это актёры второго плана, оттеняющие суперзвезду, а обеим палатам Конгресса и вовсе отведена роль статистов.
Так что поездку американских сенаторов в Москву можно расценивать как попытку напомнить Дональду Трампу о том, что у внешней политики США есть и парламентское измерение. То есть это был не визит вежливости, а визит ревности.
Во-вторых, и это косвенно подтверждают заявления самих сенаторов, в американской политической элите рушатся шаблонные представления как о России, так и об эффективности санкционного механизма. Казалось бы, после введения такого количества ограничительных и запретительных мер русские должны были запросить пощады. Вместо этого они проводят чемпионат мира по футболу и вообще ведут себя так, как будто санкции ввели против какого-то виртуального государства.
Провести в этих условиях «разведку боем» было бы, как минимум, интересно. Кстати, я неслучайно выбрал именно это словосочетание: боевых столкновений во время визита американской делегации тоже хватало. Несмотря на то что встреча заокеанских гостей с руководством Госдумы проводилась в закрытом режиме, кое-какая информация всё же просочилась.
Сенатор от штата Луизиана и почти полный тёзка легендарного американского президента Джон Нили Кеннеди потребовал от российских коллег вернуть Крым и прекратить боевые действия на юго-востоке Украины. На что получил ставшие уже традиционными для отечественной дипломатии ответы: Крым вошёл в состав РФ по доброй воле, а в конфликте между Киевом и республиками Донбасса мы никогда не участвовали.
Поверил ли сенатор, а вместе с ним и его коллеги этим словам, произнесённым уже не с экрана телевизора, а в обстановке конфиденциальной беседы, – большой вопрос. Слишком много было сделано для того, чтобы российские и американские политики друг другу не верили. Достаточно вспомнить хотя бы закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», подписанный Дональдом Трампом 2 августа 2017 года. Антироссийский раздел занимает почти половину текста, а наша страна открыто названа врагом.
Впрочем, на состоявшейся во вторник встрече в Госдуме глава американской делегации Ричард Шелби предложил переквалифицироваться из врагов в конкуренты – «как в рыночной экономике или в спорте». Это высказывание, как и общая тональность переговоров в нижней палате российского парламента, даёт повод для осторожного оптимизма. Об этом по итогам встречи говорил, например, председатель думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий:
– Будем надеяться, что нам удастся прервать полосу отчуждения в межпарламентских контактах с Конгрессом и, возможно, воссоздать работу межпарламентской группы Дума – Конгресс.
Что касается приглашения американцев в Крым, то глава комитета отметил, что «пока такой визит из области фантастики», но предложения посетить вернувшийся в состав России полуостров в кулуарах звучали:
– В Крым мы приглашаем их всегда. В этот раз в кулуарах также, конечно, были такие приглашения… В будущем то, что нам сегодня кажется маловозможным, может стать явью. Поэтому давайте будем работать над тем, чтобы прийти к общему знаменателю, в том числе и по Крыму. Не исключено, что в будущем такие визиты из фантастики превратятся в быль.
Отметим, что контакты между российскими и американскими законодателями продолжатся уже в ближайшее время: на площадке Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и в ходе конференции по контролю над вооружениями, которая пройдёт в конце июля.