Курс на энергоэффективность
Что нужно сделать, чтобы жильцы перестали платить за отопление улицы? Профсообщество ищет ответ на этот вопрос
№ () от 4 июля 2018 [«Аргументы Недели », Аркадий АПУМЧИК ]
В начале июля россияне получили «подарок» от коммунальных служб – в очередной раз выросли все тарифы. Подскочили они не только для частников, а и для промышленных предприятий. А это значит, что дополнительные расходы на эксплуатацию помещений будут автоматически заложены в стоимость продукции, товаров и услуг. И так коммунальные тарифы вновь ударят по гражданам не только непосредственно, при оплате услуг энергоснабжающих организаций, но и приведут к росту потребительских цен.
НО ЧТО, если взглянуть на проблему не с социальной или политической, а с технической, инженерной точки зрения? Насколько сегодня мы отапливаем улицу и что с этим можно сделать? Ведь не секрет, что ошибочные решения на стадии проектирования могут обернуться многомиллиардными затратами в масштабах страны.
Приведём один известный пример из практики. Большинство промышленных предприятий, которые строили в 70-е – 80-е годы, имели огромные оконные проёмы, забранные стеклоблоками. Причина такого решения объяснялась установкой на быстрое и массовое строительство. Стеклоблок дешевле кирпича, ставится быстрее, в итоге в промышленном секторе удавалось ежегодно вводить больше квадратных метров. То, что при этом существенно увеличивались теплопотери, было уже проблемой не строителей, а эксплуатирующих организаций. А если точнее, даже для них это особой проблемы не составляло, так как стояла задача обеспечивать не прибыль, а вал продукции. Расходы стали подсчитывать уже новые собственники при рыночной экономике. И, как мы хорошо видим, практически везде заводские корпуса проходят реконструкцию – стеклянные панели демонтируют и заделывают проёмы обычным кирпичом или пеноблоками.
Рынок ошибок не прощает, поэтому энергоэффективность стала не просто благим пожеланием, а очень жёстким требованием. Именно к такому мнению пришли в Национальном объединении изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), где над проблемой работают уже не первый год. Сегодня инженерному сообществу есть что предложить российским строителям, а также и простым жильцам, которые каждый месяц сталкиваются с проблемой, получая квитанцию с круглыми цифрами.
Постановка вопроса
В Российской Федерации основным документом, который регламентирует вопросы энергоэффективности в экономике, является Федеральный закон от 23 ноября 2009 года 261-ФЗ «Об энергосбережении…».
Не каждый конечный пользователь представляет чёткое отличие, что именно подразумевается, когда мы говорим об энергоэффективности здания. Чаще всего данный термин путают с понятием энергосбережения. И хотя на самом деле они довольно близки по смыслу, но всё же, представляют собой разные определения. Под энергоэффективностью зданий и сооружений обычно понимается соотношение выраженного полезного эффекта от затраченных энергоресурсов к их количеству, необходимому для получения подобного результата. Можно сказать, что при самом высоком классе энергоэффективности энергетических ресурсов затрачивается самое минимальное количество. Некоторые специалисты называют этот термин ещё и целесообразным использованием имеющейся энергии.
Уточним, что энергосбережение подразумевает уменьшение потребления энергии при тех же запросах. То есть для людей это связано с определёнными ограничениями, тогда как высокая энергоэффективность здания даёт возможность его жильцам функционировать в привычном режиме, но получать гораздо большую отдачу.
С семидесятых годов многие государства приняли программы по повышению энергоэффективности. На сегодня Российская Федерация находится на 3-м месте в мире после Соединённых Штатов и Китая по валовому энергопотреблению. Экономика нашего государства отличается очень высоким уровнем энергоёмкости на единицу ВВП. Жилищный сектор и обрабатывающая промышленность совместно потребляют около половины энергоресурсов страны.
Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» введено понятие «класс энергоэффективности» (КЭЭ). Он квалифицирует энергетическую эффективность оборудования во время его эксплуатации. Различается несколько классов энергоэффективности – от максимального А до минимального G. Высчитывается величина этих значений и вычисляется значение для промежуточных интервалов между А и G классов. Для тех объектов и товаров, энергоэффективность которых выше нормативов для классов В и А, установлены подклассы + и ++. Энергоэффективность измеряется соответственно индексам энергопотребления, то есть соотношению энергопотребления эталонного прибора для разных классов энергоэффективности.
Регламент определения класса энергоэффективности отражён в ГОСТ Р 51388-99. Его устанавливает производитель сообразно с данными об эталонном энергопотреблении и энергопотреблении испытуемой техники. Сертификат о присвоении техники конкретного КЭЭ является частью конструкторской документации.
Вроде бы, есть требования, поставлены задачи, борьба за рачительное отношение к энергоресурсам идёт по всем фронтам. Однако, по мнению специалистов, общий уровень энергоэффективности в нашей стране оставляет желать лучшего. Давайте заглянем в данные Минэкономразвития России за 2000 – 2015 годы. За этот период цены на товары и услуги инфраструктурных организаций увеличивались темпами, существенно превышающими инфляцию. Так, цены на газ выросли в 15 раз (в 2,5 раза больше инфляции), тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки грузов в 10 раз (в 1,7 раза выше инфляции), наконец, тарифы на водоснабжение и теплоснабжение в 28 раз (в 4,7 раза выше инфляции).
Конечно, не последнее место играет здесь желание ресурсоснабжающих организаций получить максимальный доход со своих клиентов. Но дело не только в этом. Например, если брать схожую по сочетанию климатических факторов Канаду, то энергопотребление жилья в целом и затраты энергии на отопление, в частности, оказываются более чем в два раза ниже, чем в России. То есть причина в наших, мягко говоря, не самых современных строительных технологиях и используемых материалах.
И варианты решения
В июне этого года на теплоходе «Александр Радищев» прошёл IV Международный форум «Энергоэффективная Россия». Его организаторами выступили Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) и Общественный Совет по развитию саморегулирования.
Форум по праву стал одной из ведущих площадок для обсуждения технических, регуляторных, информационных и иных барьеров в деле повышения энергетической эффективности при проектировании, строительстве, эксплуатации и проведении капитального ремонта зданий, строений и сооружений, занимая достойное место в бизнес-календаре профессионалов строительной отрасли, энергетиков, страховщиков, финансистов, инженеров-практиков, а также представителей административных и властных структур.
В рамках секционной работы обсуждали способы снижения энергопотребления системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также существующие барьеры на пути реализации законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительном комплексе и ЖКХ и пути их устранения, повышение энергетической эффективности жилых и общественных зданий при капитальном ремонте и реконструкции (строительная теплофизика), ресурсосбережение при проектировании систем водоснабжения и водоотведения и уменьшение энергоёмкости систем теплогазоснабжения, а также другие вопросы.
Как рассказал в своём докладе вице-президент НОПРИЗ Александр Гримитлин, повышение энергоэффективности проекта должно основываться на трёх китах: современные методы проектирования, актуализация нормативной базы и подготовка квалифицированных кадров.
Большие надежды профессионалы связывают с внедрением BIM-методологии, которая позволяет создать полное информационное описание строящегося объекта. При этом проектировщик получает единую модель, с которой работают специалисты всех профилей, от архитектора до сметчика. И если архитектор или проектировщик внесли какие-то изменения, об этом немедленно узнают все участники проекта: сантехник, электрик, наконец, тот, кто рассчитывает строительную смету. После чего в модель вносятся свои коррективы.
На объёмной модели наглядно видно, какие ошибки и неточности были допущены. И главное – можно очень быстро эти неточности устранить. Получается, что процесс проектирования ускоряется в разы. При этом технология эффективно работает не только на архитектурно-планировочной стадии, но и на всех последующих, включая эксплуатацию здания. Например, когда дом уже построен, на стадии его эксплуатации, имея BIM-модель, нетрудно с минимальными затратами поменять то или иное оборудование, элементы инженерных сетей.
И, кстати, что немаловажно – сама идеология BIM-проектирования предполагает абсолютную прозрачность всех расчётов, что сводит до минимума коррупционные риски. Добавим, что за рубежом существует стандарт, просто обязывающий застройщика применять BIM, если он возводит объект на бюджетные деньги.
Очевидно, что внедрение таких технологий требует разработки актуальной нормативной базы, в особенности это касается стройиндустрии и производства современных строительных материалов. А также подготовки высококвалифицированных кадров, для чего необходимо взаимодействие между проектными институтами и образовательными учреждениями, готовящими инженеров-строителей.
Помимо столь глобальных задач, есть и множество отдельных решений по каждому направлению жилищного и промышленного строительства. Например, существуют интересные наработки по использованию геотермальной энергии. Традиционно этот термин относился к электростанциям, использующие природное тепло вулканов или гейзеров, чем могут похвастаться далеко не все российские регионы. Однако современные геотермальные насосы могут успешно действовать практически в любой климатической зоне.
Такой агрегат, использует тепло земли и является экономически выгодным кондиционером в летнее время и отопительным прибором в зимнее. Средние температурные показатели грунта колеблются в диапазоне 4 – 12 градусов Цельсия, поэтому данная энергия является природным резервом использования низкопотенциальной теплоты. Достаточно вырыть на заданную глубину траншею, где устанавливается «змеевик» специальной формы либо пробурить термальную скважину с последующей установкой труб – и можно «качать» из-под земли возобновляемую энергию. И это не фантазии разработчиков, а уже сегодняшний день развития строительных технологий. Такие многоэтажки активно строят в российской столице. Как показывает опыт, при этом жильцы получают экономию энергии до 55% и снижение себестоимости нагрева горячей воды в 2,74 раза ниже тарифа.
Существуют и менее экзотические решения, которые также активно применяют идущие в ногу со временем застройщики. Например, повышение энергоэффективности за счёт формы здания, применение металлопластиковых и дерево-алюминиевых окон и дверей, бесшовная тонкослойная штукатурка, установка терморегулирующих головок на радиаторы отопления, энергосберегающие светильники с датчиками присутствия и многое другое.
Дело за обобщением опыта и введением его в общую практику. Вопрос в том, насколько заинтересован в этом российский бюджет? Если судить по документам и обилию нормативных актов, чиновники тоже прекрасно понимают необходимость перемен.
Куда смотрит власть?
Уже давно обратили внимание не проблему и профильные ведомства. С принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» было разработано несколько нормативных актов, определяющих требуемые характеристики окон, к примеру, приказ Минрегионразвития России от 28 мая 2010 года № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий...», где указана поэтапная замена окон на энергоэффективные.
С 6 апреля 2018 года вступили в силу требования к энергоэффективности зданий, установленные приказом Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий...», который в конце марта был зарегистрирован в Минюсте России. Данный норматив устанавливает свод требований, направленных на повышение энергосбережения, и, в целом, энергоэффективности в стройкомплексе Российской Федерации.
В приказе регламентируются требования для новых зданий, включая многоквартирные дома, по снижению в три этапа удельных расходов энергии на отопление. Планируемое снижение объёмов тепла и энергии на отопление вновь строящихся зданий. На начало июля 2018 года строители и проектировщики должны добиться снижения объёмов расходуемого тепла на 20%, а к 2028 году довести эту цифру до 50%.
Выполнение требований будут обязательными для всех категорий организаций, участвующих в работе как на этапах проектирования и строительства, так и при вводе зданий в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капремонта.
Наконец, по мнению экспертов, решение задачи по повышению энергоэффективности необходимо для выполнения указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В этом документе, кроме всего прочено, предусмотрено масштабное жилищное и промышленное строительство, которое должно быть развёрнуто в стране.