Владимир Жириновский был одним из участников Конституционного совещания, которое в июне 1993 года приступило к разработке проекта Основного закона страны. По словам лидера ЛДПР, недочёты и недостатки Конституции были ему очевидны ещё тогда, но ради единства страны и возрождения России нужно было отказаться от личных амбиций.
Первый серьёзный юбилей
«Тогда, в 1993 году, мы создали новое юридическое полотно, по которому живём и сегодня, – вспоминает Владимир Жириновский. – Я тоже принял участие в работе Конституционного совещания, предлагал собственный проект, потому что в то переломное время без нового главного закона страны невозможно было сформировать новые органы власти. Ситуация накануне конституционного референдума грозила обернуться гражданской войной из-за двоевластия президента и Верховного совета. Этого нельзя было допустить. ЛДПР предлагала компромиссный вариант: одновременные выборы и нового парламента, и президента. Но власть пошла другим путём».
Советники и помощники Бориса Ельцина настояли на максимальном усилении власти главы государства.
«Конституция была написана не мной, поэтому у неё ярко выраженный президентский характер. Авторы создали у нас режим, как в США и во Франции. В других странах западного мира, к которому мы можем относить и себя, действует парламентская демократия. Такой путь могли избрать и мы, но в тот момент у нас перед глазами был наш собственный неудачный опыт. В 1918 году мы пришли к парламентской форме правления и знаем, чем это закончилось», – напомнил Владимир Жириновский.
«Ещё одна проблема Конституции – сверхбольшие полномочия президента. Они больше, чем были у генсека и царя. Конституция фактически допускает скрытую форму монархии. Президент всё время может оставлять преемников и, пользуясь огромной властью, обеспечивать ему победу на выборах», – отметил лидер ЛДПР.
Сейчас настало время исправить ошибки прошлых лет и сделать Конституцию России адекватной вызовам времени, а самое главное – убрать заложенные в текст документа потенциальные политические «бомбы».
Но в 1993 году ситуация в стране была критической. Надо было сдерживать личные амбиции ради предотвращения распада государства, уверен Владимир Жириновский.
«Почему я и ЛДПР поддержали этот документ, несмотря на все его недостатки? Во-первых, страна в 1993 году была на грани распада. В перестройку был нанесён удар по КПСС, которая была цементом советского общества. В итоге СССР распался, и по инерции эта борьба перешла уже в РСФСР. Без нового закона мы не прекратили бы начинающуюся гражданскую войну, – подчеркнул политик. – Осталось только принимать Конституцию, без этого мы получили бы авторитарный единоличный режим Ельцина, к чему его подталкивал Коржаков».
Российская Конституция 12 декабря 2018 года отметит свой первый серьёзный юбилей, и это может стать поводом для внесения в неё соответствующих духу времени правок.
Убрать следы американского вмешательства!
По мнению лидера ЛДПР, дело не только в том, что страна в те годы, когда писалась Конституция, была совсем другой. Не секрет, что на финальных этапах работы над текстом Конституции руку к нему приложили американские «специалисты», которые чувствовали себя в ельцинской России хозяевами и победителями. Поэтому многое из того, что попало в Основной закон благодаря их участию, вредно нашей стране – и ЛДПР не первый год об этом говорит.
Грубейшей ошибкой тех, кто утверждал окончательный текст Конституции, Владимир Жириновский считает пятнадцатую статью, в которой сказано, что международные договоры имеют большую юридическую силу в России, чем наше собственные законы. «По сути, речь идёт о примате международного права над суверенным законодательством страны. Это вообще в чистом виде навязанная из Вашингтона идея, чтобы они всегда могли контролировать нас», – уверен политик. Сами США при этом всегда ориентируются на своё собственное законодательство.
«Или, например, взять пятую статью. Она посвящена территориальному устройству России. В ней говорится, что наша страна состоит из краёв, областей, автономных округов и республик, которые обозначены как государства! Они имеют свои конституции и законодательство. Это никуда не годится. У нас одно единое государство!» – подчеркнул Владимир Жириновский.
ЛДПР уже давно предлагает избавиться от этого токсичного советского наследия – многочисленных национальных автономий, в большинстве которых доля «титульной» нации непропорционально мала по сравнению с русскими.
Движение в указанном Жириновским направлении уже началось – количество субъектов Федерации сократилось, причём люди в так называемых «автономиях» сами голосовали за то, чтобы объединиться с соседями. Крайне странным является существование «городов федерального значения». Разделение Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области всегда создавало лишь проблемы людям. Регулярно возникают транспортные проблемы, которые приходится решать в режиме «ручного управления» главам регионов.
ЛДПР за то, чтобы в России было 30–40 губерний с абсолютно одинаковым статусом без всякого национального деления. Вопросы образования на национальных языках должны решаться на муниципальном уровне, а не на региональном – и это в итоге благотворно скажется на культурном развитии всех народов России. В районах компактного проживания того или иного народа должны быть национальные школы, а зачем они нужны в городах, где все говорят по-русски?
И разумеется, государственный язык, который учат все дети, может быть только один, а остальные изучаются добровольно, по желанию самого ребёнка и его родителей. Это тоже принципиальная позиция партии и её лидера.
Русские должны упоминаться в Конституции!
Ещё одна ключевая проблема действующей Конституции заключается в том, что о самом большом государствообразующем народе России в документе вообще не сказано ни единого слова. Как будто его просто нет. «Мы уже много лет предлагаем в преамбуле к Конституции заменить «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» на «Мы, русские и другие народы России, договорились о нижеследующем…» – напомнил лидер ЛДПР.
Ведь никто же не требует для русских каких-то особенных прав, как и ограничений для других народов страны. То, что Россия создана русским народом, – это исторический факт, спорить с которым просто глупо.
Формулировка «многонациональный народ» по своей сути ничем не отличается от «советского народа». А это явление оказалось нежизнеспособным. Да и никто не может однозначно ответить на вопрос, что такое этот «многонациональный народ». В России живут сто с лишним народов, а не один. И благодаря этому наша страна сильна и многообразна.
«Есть и другие важные правки. Например, глава государства по Конституции – это президент. Это абсолютно чужое нам слово. Никогда до 1990 года оно у нас не использовалось. Мы предлагаем взять русский аналог – председатель или, например, Верховный правитель, как было при Колчаке. Главное, чтобы это было русское слово. Не может глава государства называться иностранным термином», – полагает лидер ЛДПР.
«Кроме того, довольно странно выглядит формулировка «президент не может избираться более двух сроков подряд», – считает Владимир Жириновский. – Ведь слово «подряд» здесь ключевое и позволяет одному лицу занимать этот пост сколь угодно долго, пропуская каждые два срока другого человека. Причём это может быть даже технический промежуточный срок, например, в один месяц. Мы с первого дня выступаем за системную сменяемость власти, чтобы приходили новые команды, чтобы была конкуренция крупных партий».
Новому поколению – обновлённую Конституцию!
Наше государство за прошедшие десятилетия очень изменилось. Выросло новое поколение, рождённое уже после развала СССР. Из раздираемой внутренними противоречиями и подобострастно смотрящей в рот Америке страны Россия превратилась в уверенную в себе суверенную державу. Показательно, что многие последние российские инициативы, особенно на международной арене, были сформулированы в книгах и статьях Владимира Жириновского, написанных ещё в 90-е годы.
Поэтому нет сомнений в том, что Конституция рано или поздно будет обновлена, и навязанные американскими «советниками» вредные для государственной системы пункты покинут Основной закон. Кстати, США внесли первые десять поправок в свою Конституцию всего лишь через 2 года после её принятия. И это в XVIII веке, когда жизнь была неторопливой и размеренной.
В XXI веке жизнь меняется гораздо быстрее. ЛДПР призывает изменить Основной закон во благо граждан России. Юбилей – это отличный повод убрать из Конституции явно устаревшие и ненужные статьи, а также добавить пункты, которые отражают нынешнюю реальность.