Аргументы Недели Иркутск → Общество № 24(617) от 20.06.18 13+

«Тонут только дураки? Тонут все!»

, 11:59

Люди, профессионально связанные с водной стихией, не устают повторять: «Не зарекайтесь. Береженого Бог бережет». Но излишняя самоуверенность бывалых «моряков», халатная невнимательность непутевых родителей, пьяное «море по колено» — из года в год ведут к трагедиям. Столкновение катамарана и баржи с 11 погибшими на Волге, смерть целой семьи, переправлявшейся на лодке в Забайкалье, гибель туристов, сплавлявшихся по Китою — это только последние, но весьма наглядные примеры. Корреспондент АН вместе с сотрудниками ГИМС МЧС РФ по Иркутской области патрулировал в воскресенье Иркутское водохранилище, чтобы еще раз убедиться: «самоуверенность» народная непобедима.

Трагедию, произошедшую 11 июня в Волгограде, уже называют примером «из учебника». Примером того, как нарушение всех известных правил безопасности на воде может привести к ужасным последствиям. Катамаран с 16 отдыхающими в темноте налетел на баржу и затонул. Одиннадцать погибших — семь женщин и четверо мужчин. Среди последних и владелец катера, стоявший в тот день у штурвала. Именно он, считает следствие, «привел» судно к беде. Пьяный, без документов, он не обеспечил других спасательными средствами, а катамаран вел без ходовых огней в темное время суток.

«В Иркутске тоже есть такие же суда, мы вам сейчас покажем», — обещает Сергей Митин, выруливая на катере ГИМС с Чертугеевской лодочной станции, спустя секунду добавляя: «Хотя здесь дело не в том, катамаран там был или другое судно. Там были нарушены сразу все возможные правила безопасности: у судовладельца не было ни судоводительского билета, ни вообще каких-то документов на катер. Он был пьян. Он вообще не имел права выйти на воду».

Сергей Дмитриевич — государственный инспектор по маломерным судам иркутского инспекторского отдела ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» с 9-летним стажем. Старший государственный инспектор группы патрульной службы №1 Владимир Тарасов в структуре ГИМС 3 года. Они, как никто другой, знают, чем чревато панибратство с чуждой и опасной для человека водной стихией. И они, как и другие инспектора ГИМС, каждый день пытаются донести эти знания до каждого из нас. Тех, кто часто или редко, но все же соприкасается с водой.

Покататься невтерпеж

В этот день у нас дальний маршрут патрулирования — до Курминского залива Иркутского водохранилища. Мимо ледокола «Ангара», плотины ГЭС, Якоби, к Ершовскому водозабору и далее. Одна из задач — проверка встречающихся маломерных судов на соблюдение установленных законом требований. В том числе по наличию обязательных для любого судовладельца документов: прав управления маломерным судном, судового билета маломерного судна и документа на право пользования им.

Казалось бы, простой и знакомый, особенно для водителей авто (ассоциации с водительским удостоверением и техосмотром транспортного средства очевидны) перечень. Но на практике именно отсутствие этих «бумажек» является самым распространенным нарушением.

«Если у судовладельца нет даже прав, значит, он не знает элементарной теории. Да, некоторые говорят, что с детства на воде — мол, и так все умеют. Но без теоретических знаний они представляют реальную опасность для окружающих. Как обозначается мель, судовой ход, какую скорость выбрать в разных ситуациях…» — говорит Сергей Митин.

Тут же, как будто в подтверждение, — несущийся на огромной скорости навстречу нам новенький гидроцикл. При требовании «застопорить ход» чудо-техники приближается и представляет стандартную картину. Купить-то купил владелец новую игрушку и даже все необходимое снаряжение и обмундирование (как с рекламных картинок), но вот регистрацию почему-то отложил по-русски «на завтра».

Почему картина стандартная? Потому что только во время нашего короткого рейда попались еще два таких же любителя «завтра». И все, как один, только купили плавсредство, зарегистрировать не успели, но покататься очень хочется.

Жилет или жизнь?

«С каждым годом число плавсредств в Иркутске только растет. Поэтому оценить, меньше или больше становится нарушений, очень сложно», — сообщают инспекторы, но при этом дружно подтверждают: спасательные жилеты граждане стали надевать гораздо чаще.

Хотя, конечно, за всеми не уследишь. В той же волгоградской трагедии спасательных жилетов не было ни на одном из участников. Не позаботилась о безопасности и утонувшая в Забайкалье семья. И погибшие на Китое туристы отправились на сплав по одной из самых опасных рек региона без этих элементарных средств защиты.

«Много людей, которые говорят: «Тонут только дураки». Это не так. Тонут все», — замечает Владимир Тарасов. За годы работы в структуре ГИМС у каждого из наших собеседников за плечами не одна и не две подкрепляющих этот факт истории. Сергей Дмитриевич вспоминает заядлого рыбака, знавшего местные водоемы как свои пять пальцев. Он ни в какую не соглашался на спасательный жилет, мол, «всю жизнь на воде, что со мной станет». Лодка перевернулась, он утонул. Жилет остался лежать там же, в лодке, под сиденьем.

Бывают и другие ситуации, когда те же рыбаки все же набрасывают на себя нечто напоминающее спассредство. Формально, для галочки. Наверняка понимая, что в случае ЧП оно их не спасет. «Необходим сертифицированный спасательный жилет — ярко-оранжевого цвета, со светоотражающими элементами, чтобы увидеть тонущего можно было и в темное время. Особое значение имеет качество застежек и, конечно, размер», — поясняет Сергей Митин.

К сожалению, ситуации, когда детям надевают взрослые жилеты, не единичны. Наша следующая остановка — тот самый случай.

Резиновая лодка с мотором, двое взрослых мужчин рыбачат, два пацаненка рядом дружно их поддерживают. Взрослые — без жилетов, один из мальчиков, лет пяти, — в огромной (на его щуплых плечах) непонятного желто-коричневого цвета накидке (даже жилетом не назовешь). Недовольные лица и разговор сквозь зубы в ответ на замечания инспектора. Демонстративно медленное сворачивание удочек и путь к берегу для проверки документов и составления протокола.

Штраф, который грозит таким нарушителям, — всего 300 рублей. Стоимость правильного жилета — 1500. Многие отмахнутся и скажут, мол, легко отделались. И это действительно так, ведь дело не в штрафе, а в, возможно, предотвращенной трагедии.

«Прошел бы рядом с лодкой водный мотоцикл на большой скорости или катер, поднял бы волну. Ребенок, который на носу сидел, упал бы в воду. Это хорошо, если родители быстро сориентируются и спасут. Но в холодной воде 2-3 минут достаточно, чтоб утонуть даже ребенку, умеющему плавать. А если он вести себя в воде не умеет, то наглотается ее сразу. И родительский жилет его точно не спасет», — поясняет Сергей Дмитриевич.

Пляж + алкоголь = ?

Говорить о подобной беспечности по отношению к собственной жизни и жизни детей сотрудники ГИМС могут очень много. Тем более еще одна зона ответственности инспекции — профилактическая работа с купающимися и отдыхающими на пляжах — также преподносит множество наглядных примеров. Почему работа профилактическая? Потому что полномочия инспекторов ГИМС весьма ограничены. По сути, они могут только поговорить с людьми, посоветовав им быть осторожнее, и раздать соответствующие памятки. Последуют ли отдыхающие советам или нет, вопрос открытый. «Взять те же ледовые переправы зимой. Сколько раз мы общаемся с автовладельцами, объясняя, что выезд на лед опасен. Потом достаются машины, все же ушедшие под воду, в которых лежат наши памятки», — говорит Владимир Тарасов.

По-настоящему «жаркий» летний сезон для ГИМС начнется в июле, когда множество желающих искупаться просто штурмом берут водоемы Иркутска. Учитывая, что в областном центре только один официальный пляж — «Якоби» (кстати, в этом году впервые буйки здесь заменили на специальное ограждение места купания, не позволяющее заплыть сюда ни катерам, ни гидроциклам, — прим. ред.), огромное число отдыхающих устремится на «дикие» площадки. Теплые озера в районе Верхней Лисихи, необустроенные берега Ангары или Иркута, Ушаковки.

Искусственные водоемы вроде «Квадратов» опасны своим дном, ведь никто не знает, на что там наступишь и чем поранишься. А за купание в реках с сильным течением и вовсе можно поплатиться жизнью.

Так, и на этих выходных печальная статистика вновь пополнилась новыми жертвами. 16 июня в Иркутской области утонули двое мужчин. Первый случай зарегистрирован в садоводстве «Озерное» в Иркутске. 55-летний мужчина утонул во время купания. В Куйтунском районе 33-летний местный житель ушел на рыбалку на реку Кимельтей, где и произошел инцидент. Всего с начала лета на водоемах области погибли 9 человек.

«Как показывает практика, при установившейся жаркой погоде и прогревании воды до комфортной температуры риск гибели при купании увеличивается. Нельзя входить в воду в состоянии алкогольного опьянения, опасно купаться в незнакомых и непредназначенных для этого местах. Надувные матрасы и круги также опасны — они неуправляемы, легко уносятся течением и легко сдуваются. Ни в коем случае не оставляйте без присмотра детей, отдыхая у воды, а при купании необходимо держать ребенка на расстоянии вытянутой руки!» — цитирует пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области главного государственного инспектора Иркутской области по маломерным судам Дмитрия Миронова.

Призыв беречь детей, как вы понимаете, неслучаен. Увлеченные алкоголем взрослые часто забывают о своих же отпрысках, играющих у водоемов. Вернуть их к действительности сотрудники ГИМС, конечно, пытаются. Объясняют, предупреждают, привлекают инспекторов по делам несовершеннолетних, имеющих право составить протокол на таких горе-родителей. Но самоуверенность или — по-простому — глупость людей, к огромному сожалению, неистребима.

В этом рейде, встретить таких горе-гуляк не «посчастливилось». Погода еще не та, говорят инспекторы. А когда будет та, все повторится?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram