Издержки профессии
№ () от 20 июня 2018 [ «Аргументы Недели » ]
Янина МЕЛЕХОВА переехала в Москву из Белоруссии. Однажды она возвращалась в Белокаменную от родителей, и ей позвонили: «Можете приехать сегодня на пробы?» До Москвы – 300 километров. Кастинг – через три часа. Узнав, что это фильм, режиссёром которого является Валерий Тодоровский, Янина нажала на газ и через три часа оказалась на пробах. Так она попала в «Стиляги», где её партнёрами были Катя Вилкова и Ольга Смирнова. После звёздных «Стиляг» Янина Мелехова стала много сниматься в кино: «Новая жизнь сыщика Гурова», «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Охотники за бриллиантами», «Вирт: игра не по-детски», «Между нот, или Тантрическая симфония» и др.
– ЯНИНА, в Театре Луны прошла премьера спектакля «Маяковский», где вы играете Лилю Брик. Чем вам интересен этот персонаж? Вы разделяете её взгляды на «любовь втроём», например?
-Нет, я сама живу с одним мужем… Биография Лили Брик в чём-то безумная, конечно. Она была не самой красивой женщиной, но своими женской магией и харизмой притягивала мужчин. Поэтому Маяковский и согласился на такой вариант семьи, хотя он поначалу звал [end_short_text]Лилю уйти от Осипа Брика.
Безусловно, я многое узнала о Лиле Брик, начиная работать над проектом. Пересмотрела документальные фильмы о ней, прочитала письма Лили Маяковскому и письма поэта своей возлюбленной. Но наш спектакль – некая фантазия. Мы знаем на сто процентов только стихи поэта. А вся их совместная жизнь – догадки, информация с чьих-то слов. Хотя из писем можно узнать и то, что было по-настоящему. Например, я прочитала о таком скандальном эпизоде. Лиле нравилось заниматься любовью с мужем Осей и при этом закрывать Маяковского на кухне. Владимир ругался, царапал дверь, пытался вырваться. Негодовал! Но именно после таких ситуаций, по мнению Лили Брик, у Маяковского рождались лучшие, самые страстные и яркие стихи о любви.
– Вы сказали, что Лиля Брик была не самой красивой женщиной той эпохи. Сделаю вам комплимент, вы – женщина красивая. Вам красота мешает в карьерном росте или это для актрисы большой плюс?
– Я частенько думаю, что мне, простите за нескромность, она мешает. Хотя я не считаю себя такой уж красавицей. У меня правильные черты лица. С косметикой его можно сделать как красивым, так и не очень.
Но среди красивых актрис большая конкуренция. Посмотрим правде в глаза. Многие заинтересованы, чтобы их красивые девушки как-то продвигались. Была такая история, не буду называть ни фильм, ни режиссёра. Меня позвали на пробы на главную роль в кино. Моя внешность, типаж, моё амплуа соответствовали главной героине. Познакомились с режиссёром, сделали пробы, и неожиданно он говорит: «Ты нам подходишь и по внешности, и по характеру, и по темпераменту. Но через неделю мне приведут другую актрису, более медийную персону, с которой будет проще продать проект. Так что извини». Слушайте, ну а зачем тогда звали на пробы? Мне было так обидно!
– Издержки профессии, как говорится!
– Скоро на Первом канале выйдет сериал «Территория», где я играю патологоанатома. Вот здесь никого особо не интересовала моя внешность, а нужны были как раз мой характер, темперамент… Прислали мне сценарий заранее, но я его как-то пропустила – в почте много спама. И обнаружила только вечером перед тем днём, когда надо было ехать на пробы.
Начала читать, проглотила взахлёб две серии из 8 и с трудом уговорила себя лечь спать. Утром, мчась на пробы, читала сценарий в пробках и на всех светофорах. Так было интересно узнать, что дальше, кто убийца. На какой-то странице моя героиня произнесла некую загадочную фразу, и я подумала: «Может, она и есть убийца?» В общем, я успешно прошла пробы. Выходя с площадки, подумала: если даже не возьмут в проект, всё равно дочитаю этот сногсшибательный сценарий! Меня, к счастью, взяли. Так что существуют режиссёры, у которых бывает и без «издержек профессии».
– Какая роль была для вас физически самой сложной?
– Ещё учась в Белоруссии, я сыграла в короткометражке «Война», за роль в которой получила потом приз на Международном конкурсе имени Сергея Герасимова. Белорусская деревня, идёт война. Два персонажа – девушка и немец, который мою героиню изнасиловал. И она от него забеременела. Девушка рожает и убивает своего ребёнка, потому что он – от врага. А немец стреляет в девушку, потому что она посмела убить его ребёнка. В общем, трагическая история…
Сложно было снимать сцену изнасилования. Мне казалось, что я хорошая актриса и кричу достаточно громко, слёзы брызжут, эмоции хлещут. Но режиссёру чего-то не хватало. В коротком метре всё должно быть «жирно». Требовалась помощь. И вдруг ко мне подбегает гримёр и просто говорит: «Вдохни!» Я, неопытная, юная совсем, резко делаю вдох, а гримёр в этот момент суёт мне ватку, обильно смоченную нашатырём. Я думала, у меня глаза выскочат из орбит! Вот это была боль! Брызги из глаз, из горла, из носа! Казалось, вены вылезут, голова разорвётся. Буквально несколько секунд длился весь этот ужас. Как раз всё и сняли. Меня похвалили. А я просто плакала, понимая, на какие жертвы придётся и в дальнейшем идти ради искусства.