Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Яндекс Дзен

Яндекс Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Общество № 24(617) от 20.06.18 13+

Авиастроение: шумим, брат, шумим!

, 19:47 , Обозреватель отдела Промышленность

Авиастроение: шумим, брат, шумим!
Проект среднего военно-транспортного самолёта Ил-276. Фото ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» / il

Последнее время пошёл вал сообщений о старых-новых проектах Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). На полном серьёзе обсуждается тема возобновления производства сверхтяжёлого Ан-124 «Руслан» в Ульяновске. Там же планируют делать Ил-276 – средний военно-транспортный самолёт. И уже выпускают модернизированный Ил-76МД-90А.Проект среднего военно-транспортного самолёта Ил-276

Желаемое и действительное

Вице-президент ОАК по транспортной авиации Алексей Рогозин (сын бывшего вице-премьера Дмитрия Рогозин) заявил, что считает возобновление Ан-124 в России сложной, но решаемой задачей. Дмитрий Кива, бывший генеральный конструктор «Антонова» считает, что российский авиапром справится с этой задачей за пару лет. Бесспорно, самолёт является гордостью Военно-транспортной авиации, которая 10 июня на аэродроме «Миталово» в Тверской области праздновала своё 75-летие. О том, что в России рассматривают вопрос возобновления производства «Русланов», сообщил изданию «Коммерсант» и командующий военно-транспортной авиацией РФ генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. Более того, выходят публикации, что «Ульяновский завод начал подготовку к возобновлению выпуска Ан-124» (РБК). В понедельник, 18 июня, «Авиастар-СП» разместил тендер на «выполнение работ по оценке состояния технологического оснащения [завода] для Ан-124». «Авиастар» просит определить, допустимо ли демонтировать часть стапельно-сборочного оснащения (ССО) для изготовления Ан-124, чтобы освободить мощности для производства Ил-76МД-90А и Ил-276. Результатом работы подрядчика будет «заключение о состоянии, возможности демонтажа, перемещения, консервации и утилизации ССО для изготовления самолёта Ан-124». Это что, подготовка к производству теперь так будет выглядеть?! Понимает Рогозин, о чём речь?

Зачем на всю страну многочисленные функционеры, чиновники и депутаты Госдумы заявляют о том, чего нет и, скорее всего, не будет? У Ан-124 – поддерживается лётная годность, идёт модернизация борта исключительно в направлении замены украинских комплектующих отечественными компонентами. Ни о каком восстановлении производства серьёзно говорить не приходится – нет двигателя. Кроме НК-93, о котором А. Рогозин написал нам в письме, что его некуда ставить. А вы проверьте – движок практически прошёл лётные испытания.

Других движков в ближайшее время не предвидится. Перспективный двигатель большой мощности ПД-35 раньше чем через десять лет не появится. Поэтому разговоры о сверхтяжёлом транспортнике сегодня не более чем пустая болтовня. Правда есть «оригинальные» предложения – ради возрождения «Русланов» поставить на каждый самолёт по 6 двигателей ПС-90. Теоретически возможно, практически нереализуемо. В этом случае потребуется спроектировать совершенно новое крыло, а это то же, что сделать фактически новый самолёт. Да и такая многомоторность в XXI веке никому не нужна.

 

Пора отвечать за тягомотину

Пассажирский турбовинтовой региональный лайнер Ил-114 тоже продолжает оставаться фигурантом планов, бюджетов, отчётов и совещаний. По данным источников в отрасли, работа над самолётом практически стоит на месте, восстановление его производства в России (воздушное судно строилось в Ташкенте) не отмечено какими-либо достижениями. Несмотря на то что деньги под программу выделены и даже вроде как добавлены, – во вторник на пленарном заседании Госдумы во втором чтении принят проект поправок, внесённый Правительством РФ. Там отдельным пунктом прописано, что в уставный капитал ПАО ОАК «для финансирования затрат по доработке самолёта Ил-114 будет дополнительно направлено 2, 2 млрд рублей». Три года разговоров, поиска и выделения средств, принятие решения о необходимости строить авиалайнер на уровне президента В. Путина… И что? Пока ничего. Напомним, в прошлом году профильный министр Денис Мантуров грозился предъявить на всеобщее обозрение первый готовый борт в следующем 2019 году. Тут впору вспомнить великого Станиславского: «Не верю!» Получается, и специалист по шоу-бизнесу Слюсарь – по недоразумению возглавляющий «ОАК», и Мантуров – врут. То ли от отсутствия понятия о производстве, то ли злонамеренно.

При этом есть информация, что противники отечественных самолётов в гражданской авиации ведут отчаянную подковёрную борьбу с целью сорвать планы выпуска этого совершенно независимого от западного авиапрома авиалайнера. Им милее европейские ATR и канадские «Бомбардье». Помните, что именно Мантуров благословил их продажи в России? Иначе откуда они – эти подозрения, что антигосударственные и антипрезидентские, по сути, телодвижения находят отклик в душах ответственных лиц – министра Мантурова и главы ОАК Ю. Слюсаря? Как иначе объяснить эту беспросветную тягомотину при наличии госфинансирования? Тупостью? Так сколько можно?!

 

Купим самолёты в Китае?

История с созданием среднего (20 тонн полезной нагрузки) военно-транспортного самолёта (СВТС) и его гражданской версии тоже напоминает мыльную оперу. Сегодня он имеет название Ил-276. Начало разработки положено в 2001 году. Его плюсы – максимальная унификация с тяжёлым Ил-76. Двигатели есть, это хорошо отработанные и доведённые до ума в Перми ПС-90, в перспективе ПД-14. Но потянет ли «Ильюшин» ещё одну разработку? Это уже многотемье, которое может скверно сказаться на сроках и планах. Правда, сегодняшних руководителей отрасли это не слишком волнует, по данным из открытых источников, первый полёт запланирован на 2023 год, а поставки заказчику серийных воздушных судов предполагается начать с 2026 года. То есть, если и спросят, где самолёт, то очень не скоро.

Почему средний ВТС не отдали многоопытному «Туполеву»? Неясно. Именитое КБ практически вышибли из гражданского и транспортного сегмента. Занимайтесь, господа конструкторы, Дальней авиацией, а в рыночный сегмент не лезьте. Странно. Туполевская фирма выжила даже в 1990-е, когда два года не платили зарплат, когда сотрудники падали в голодные обмороки и ездили на общественном транспорте «зайцами» со справками соответствующего содержания для контролёров.

Но средний транспортник нужен здесь и сейчас. Ан-12 эту роль не тянет по возрасту, самые «молодые» борта скоро будут отмечать полувековой юбилей. А раз России нечего предложить своим союзникам, те ищут выход. И находят – в Китае. Как сообщил сайт «Военное обозрение» (topwar.ru), в китайском аэропорту Шэньси Люйгу (город Чэнгу) совершил показательный полёт средний военно-транспортный самолёт Y-8F-200WA, построенный авиационным заводом Shaanxi Aircraft Company по заказу военного ведомства Казахстана. Y-8 является лицензионным аналогом советского самолёта Ан-12, который производится в Китае с 1974 года. Самолёты предназначены для военных и коммерческих операций, транспортировки личного состава, эвакуации больных и раненых, сброса грузов. Поставки должны быть завершены в 2019 году, количество заказанных самолётов не указывается. Это первый случай поставки Y-8 государству-члену СНГ. Чувствуется, что не последний. Когда-то потуги Китая создать собственный авиапром и космическую промышленность вызывали саркастические ухмылки. Заявить, что настанут времена и Поднебесная будет предлагать свои самолёты не только нашим собратьям по СНГ, но и России, мог только бездарный юморист. Но свершилось. Пока наши чиновники принимают решения и пишут программы, китайцы дело делают. Не так давно пригоняли в зимнюю Якутию МА-60, клон Ан-24 – попробуйте, может, сгодится? Пока не сгодился, не выдержал якутскую стужу. Ничего, доработают и опять предложат.

Вообще в российской действительности лучше всего получается исполнение планов тогда, когда отступать некуда. Олимпиада в Сочи – оглушительный успех. Сейчас идёт чемпионат мира по футболу, и все отмечают великолепную организацию и готовность инфраструктуры, стадионов, тренировочных баз. Успели! Уф, теперь можно выдохнуть и наслаждаться игрой. А в промышленном строительстве тянуть резину, сдвигать сроки «вправо», потупив взор ссылаться на кризисы и санкции, перекладывать ответственность и создавать не подкреплённый делами информационный фон в средствах массовой информации.

И Путин терпит всех этих бездарей. И его лучшие друзья детства тоже молчат, заняты строительством дорог и мостов. А могли бы и помочь открыть Главному глаза.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Яндекс Новости | Яндекс Дзен | Telegram