Долгая, очень долгая жизнь. Активная. Минимум лет под 100, а лучше – 150. Что это – мечта? Если да, то она прекрасна. А в реальности надо понять и принять ряд непреложных условий. Главное требование – за долгожительство надо платить. Отправляться в горы (желательно во младенчестве), употреблять «грубую» пищу, забыть (а лучше и не знать) городскую суету, убийственную экологию, стресс. И неспешный ежедневный моцион – вниз-вверх по горным тропам или серпантинам. Знаю совершенно точно – долгожители Кавказа не ангелы с точки зрения классической медицины, вино в рационе присутствует по большей части. Но то вино не из бутылок, а натуральное, домашнее, без диоксида серы. Покупая вино, смотрите этикетки на бутылках. И всё же учёные подбираются к раскрытию секретов долголетия. И поверьте, у российского доктора биологических наук с известной всей стране фамилией Зюганов (однофамилец!) есть удивительные результаты.
Как Зюганов Ельцина испугал
2005 ГОДУ приехал первый президент России на севера – в Мурманскую область. Там ему на реке Умба рыбалку устроили. В лодке со спиннингами царь-Борис и председатель колхоза «Всходы коммунизма» Святослав Калюжин. На лодочной скамейке стоят минеральная вода и фужеры. Председатель пошарил в сумке, достал бутылку, малюсенькую рюмку и налил себе каплю жидкости, от которой сразу пошёл густой аромат коньяка. Это был концентрат, его Валерий Зюганов растворяет в самом качественном коньяке. Выпил. Президент спрашивает: «Эт-та шта?» «Эликсир молодости», – поясняет Калюжин. «Наливай!» Председатель наливает в рюмочку, чем явно оскорбил Бориса Николаевича: «Святослав, не то делаешь, дай сюда!» Из фужера минералку – долой за борт, в него, «с горкой», почти 400 граммов, наливает эликсир «Арктика». И – хлоп, выпил одним махом. Понравилось. «А кто делает?» – «Зюганов». И вот тут на эту фамилию у президента России дыхание перехватило, он даже поперхнулся. «Не пошлО. Ну что, я помолодел?» Ему потом пытались объяснить, что эликсир надо принимать как лекарство, по капле, да куда там.
Тайны природы
В природе существует множество нестареющих организмов. Ничем не болеющих, плодовитых, постоянно растущих. Острые зрение, обоняние. Они, конечно, смертны. Гибель им чаще всего приносит их постоянный рост. Морские ежи, будучи маленькими, бурят скалы, растут, растут, и… конец приходит через сто и более лет, когда из-за возросших габаритов ёж не может выбраться из «пещеры», а еды не хватает. Другой вариант – гренландские киты. Тоже рост, гигантские габариты (до 100 тонн) и в итоге невозможность прокормить самого себя. Нестареющие – заложники своего роста. Погибают они от голода или от геометрических последствий своего роста. Но вывод напрашивается один – способ жить долго и счастливо есть, осталось только его найти и перенести на человека.
Валерию Зюганову повезло – в студенческие годы он на сутки опоздал на практику, и все престижные объекты разобрали однокурсники. Ему досталась мелкая, казалось, ничем не выдающаяся рыбёшка колюшка. Многие считают её сорной, но колюшке в Кронштадте установлен памятник – в блокаду именно ей спасались ленинградцы от голодной смерти. Исследователь выяснил – рыбка оказалась очень устойчивой к ранениям, инфекционным и паразитарным заболеваниям, способна выдерживать сильнейшие стрессы. Почему? И въедливый студент обнаружил у колюшки уникальный механизм – самец, охраняя оплодотворённую икру, выделял на неё слизь, по-научному мукус -экзокринный секрет, который генерирует через кожу организм рыбы. И благодаря мукусу неправильно развивающиеся икринки гибли, а здоровые крепли. Что сделал Зюганов? Он потратил долгие годы и научился собирать этот секрет.
Ракушка-кудесница
Затем внимание Зюганова привлёк другой долгожитель – пресноводная ракушка жемчужница. Этот моллюск обладает исключительным здоровьем до конца жизни. Смерть жемчужницы вовсе не результат ослабления жизненных функций, а результат диспропорции роста разных её тканей. Раковина стоит вертикально на грунте, через створки пропуская фитопланктон для питания. Через 200 лет раковина становится слишком тяжёлой, и мышца, рост которой ограничен внутренним объёмом раковины, удержать её не в состоянии. Раковина падает, её заметает илом, и через несколько месяцев моллюск умирает от голода. Жемчужницу Зюганов тоже взял в разработку.
Но самое удивительное он обнаружил потом. Известно, что осенью лососёвые идут из океанов и морей на нерест в ручьи и реки. Отметав икру и молоки, скатываются в океан и через пару недель умирают. Лосось умирает от целого букета хворей – срабатывает заложенная природой программа самоуничтожения. Но если тихоокеанские виды погибают после нереста со 100%-ным результатом, то североатлантические – далеко не все. И этот факт стал объектом пристального внимания гидробиолога.
Зюганов с коллегами разгадал и этот парадокс. В живых остаётся часть особей, и только в тех реках, где присутствует жемчужница. Оказывается, существует симбиоз этого моллюска и лосося. Нестареющая жемчужница размножается, заражая своими личинками лососей, вошедших в реки на нерест. Личинки цепляются к жабрам рыб, внедряются в мягкую ткань и растут. Около трёхсот дней, так сказать, паразитируют на атлантическом лососе. А как же программа самоуничтожения лососёвых? Личинки жемчужниц, как бог, отменяют программу старения у рыб. Лосось, как суррогатная мать, вынашивает детей жемчужницы, а для этого он должен быть здоров и жить! Жить в пресной воде. И лосось живёт!Мало того, личинки, отделяясь от лосося, впрыскивают вещества, позволяющие чудесным образом залечить ранки на жабрах. Потом эти «избранные» жемчужницами лососи спускаются в Атлантику, нагуливают жирок и возвращаются на нерест. Цикл повторяется до 6 раз, учёные неоднократно фиксировали 13‑летних особей лосося.
Человек и лосось – братья навеки!
Ленинградский врач В.М. Дильман в 80‑е годы прошлого века первым обратил внимание на то, что гормональные сдвиги при старении лососей и человека совпадают до деталей. Разница лишь в том, что у человека во много раз медленнее происходит то, что остро протекает у горбуши.
Зюганов со товарищи за четверть века исследований научился выделять и собирать целебные вещества с места контакта личиночной мантии моллюска и филаментов жабр рыбы. Разработана биотехнология, позволяющая успешно собирать эти вещества для производства препаратов. Она непростая, тут без микроскопа делать нечего. Но результат есть – уникальная вода «Арктика» с особыми свойствами, которую можно рекомендовать для регулярного применения как препарат для устранения возрастных изменений в тканях и ранозаживляющее средство.
Эликсир молодости
Валерий Зюганов – гидробиолог. Окончил биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1977 году. По основной специальности зоолог и генетик, по военно-медицинской – паразитолог и эпидемиолог. Автор более 130 научных статей, авторских свидетельств и патентов, в том числе монографий, изданных в СССР, России, США, странах Европы. С 1975 года не вылезает с аквалангом из озёр, рек, морей и океанов. В основном – северных и арктических. Как сам говорит, «в советское время зарплата у лаборанта была небольшая, но на экспедициях и исследованиях не экономили». Теперь ездит в Заполярье, Мурманскую область (в основном там сосредоточены его научные интересы, сырьевая база) на своей машине, забитой доверху оборудованием. Зюганов открыл и объяснил секрет долгожительства отдельных лососёвых, речной жемчужницы, колюшки и других организмов. Именно у них он нашёл способ и получил материал, способный замедлять программу старения человека.