Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края провели заседание комитета по промышленной политике, транспорту и связи на одном из подразделений крупнейшего в Красноярском крае дорожного предприятия ГП «КрайДЭО», а именно на карьере «Кордон», расположенном в Уярском районе Красноярского края, недалеко от деревни Ольгино…
Таким образом народные избранники решили «обновить» только что построенный двухэтажный корпус гостиницы, расположенный прямо на карьере… Ну, может, не совсем гостиницы, скорее хостела, с хорошим евроремонтом, оборудованного современными, двух–четырёхместными номерами, душевыми и туалетами, столовой… Общежитием этот дом для рабочих –вахтовиков язык не повернётся назвать. Но, прежде чем, как положено, под музыку перерезать ленточку нового жилого корпуса, депутаты Законодательного Собрания и представители местного самоуправления Канского, Манского и Уярского районов ознакомились, непосредственно, с работой самого карьера «Кордон». Он большой: представьте себе яму, глубиной почти в семьдесят метров и площадью примерно в тридцать футбольных полей.
Для удобства наблюдателей сооружена смотровая площадка, совсем как на туристическом объекте. Предприятие работает круглосуточно. 112 сотрудников посменно заняты добычей камня, который тут же перерабатывается в щебень.
Монолит в карьере разрушается методом, так называемой, взрывной отбойки – буровая установка делает в скале глубокие отверстия, в которые закладывается взрывчатка. Карьер развивается ошеломляющими темпами. За последние три года добыча щебня здесь увеличилась с 30 тысяч до 600 тысяч кубов в год. По словам директора Красноярского филиала ГП КрайДЭО Самеда Курбановича Юсубова, вся добываемая продукция сертифицирована, имеет высокие прочностные характеристики, что позволяет применять её при строительстве самых сложных объектов – не только дорожного покрытия, но и аэродромов, железнодорожного полотна, мостов, зданий и сооружений любой прочности, и даже в декоративных целях. Всего в ГП «КрайДЭО» разрабатывается 17 карьеров. На большинстве из них установлено новое оборудование, весовые терминалы компьютеризированы и интегрированы в бухгалтерскую программу 1С. Таким образом, значительно упростился документооборот, сведён к нулю «человеческий» фактор, что позволяет полностью исключить ошибки и злоупотребления при учёте реализованной продукции.
Каких – то пять лет назад ничего этого не было: каждый филиал КрайДЭО «ковырял» свою «яму», добывая щебень исключительно для собственных нужд. Ни о каком серьёзном развитии вспомогательного производства речи не велось – техника на карьерные разработки покупалась по остаточному принципу, и, соответственно, о каком – то серьёзном улучшении качества материала, из которого, собственно, и делается асфальт, говорить не приходилось. Ведь для этого нужно было закупать современнейшее дробильное оборудование, но до него ли было дорожному предприятию, озабоченному, прежде всего, обновлением «основного» парка техники – катков, грейдеров, самосвалов… А ведь именно от «наполнителя» зависит качество асфальта, то, сколько лет он простоит, не требуя замены.
Собственно говоря, именно Самед Юсубов и выступил пять лет назад инициатором того, чтобы карьеры государственного предприятия «КрайДЭО», вне зависимости от территории края, на которой они находятся, были переданы в единое оперативное управление. Таким образом, он стал курировать это направление как заместитель ГП «КрайДЭО». Кроме того, по его же предложению был создан Красноярский филиал ГП КрайДЭО, для которого производство качественного щебня для нужд всего большого предприятия, насчитывающего 18 филиалов, разбросанных по всему нашему огромному краю, стало, по сути, основной задачей…
За пять лет государственное предприятие «КрайДЭО» сумело нарастить объём производства щебня в двадцать раз. Расходы на приобретение новой техники, необходимой для добычи и дробления, теперь себя полностью окупают – ведь теперь этот материал производится не только для нужд самого предприятия, но и активно реализуется сторонним потребителям. Его покупают и компании, работающие в гражданском строительстве, и те, кто возводит железнодорожное полотно, и даже нефтяники – уже второй год щебень, произведённый на карьере «Кордон» Уярского района, баржами доставляется в Игарку. Строительный материал у дорожников ГП «КрайДЭО» с удовольствием покупает для своих нужд «Ванкорнефть».
И только Красноярск, по улицам которого самосвалы перевозят щебень в Енисейский речной порт для отправки на Север, пока этой продукцией не очень интересуется. Подрядчики, занимающиеся ремонтом и асфальтированием городских улиц, предпочитают рыхлый, сомнительного качества гравий, добытый на «полуподпольных» песчаных карьерах в окрестностях Красноярска. А то и вовсе речную гальку, которая выскакивает из битума, как косточка из гнилой сливы, при малейшем нажатии. Камень, являющийся наполнителем для асфальта, должен быть не только прочным, но и максимально приближенным к форме куба. Камешки пластинчатой формы называются «лещадью» и считаются браком. Чем «лещадность» щебня меньше, тем асфальт или бетон, в котором он служит наполнителем, прочнее и долговечнее. На «Кордоне» выпускают щебень высшей пробы – лещадность его не превышает десяти процентов… Кроме того, здесь, на «Кордоне», работает асфальтобетонный завод мощностью 160 тонн в час. Этого хватит, чтобы «закатывать» федеральные трассы в асфальт со скоростью около двух километров в сутки. Без учёта подготовительных работ, разумеется.
Учитывая, что асфальто–бетонный завод, принадлежащий Красноярскому филиалу ГП «КрайДЭО», почти такой же мощности имеется в Емельяновском районе. Этого хватило бы, чтобы удовлетворять все потребности в уличном ремонте города, и, при этом, ещё и на федеральные трассы останется. Об этом ещё бывший министр транспорта Сергей Васильевич Ерёмин в своё время говорил. Теперь он – мэр.
Понятно, что Москва не сразу строилась. Федеральные трассы вот стали лучше за последние пять лет, это уже становится заметно невооружённым глазом. Люди стали интересоваться, кто выигрывает основные лоты на ремонт, прозрачнее стали торги. До порядка ещё далеко, но перемены заметны. С торгами и ремонтами в городе всё пока гораздо сложнее, и поработать главе города и его новой команде, которая пока ещё только формируется, предстоит серьёзно. Болячки, которые копились годами, за одно лето не вылечишь…
Один из главных вопросов, который на заседании комитета обсудили депутаты – понять, что будет происходить в процессе акционирования государственных дорожных предприятий. Впрочем, ответа на него, депутаты, похоже так и не нашли. Искать нужно деньги – пришли к выводу народные избранники.
— Если мы в ближайшее время не найдем средств на увеличение нормативов обслуживания автомобильных дорог, то они будут деградировать. На строительство, ремонт и обслуживание трасс норматив нужно увеличивать в два раза. Сегодня мы имеем 150—200 тысяч рублей на километр, а на самом деле потребность — порядка 500 000. Федеральные дороги имеют другие нормативы – миллион рублей на обслуживание километра. И если сегодня не выделить необходимые суммы, завтра дороги станут еще дороже. Это вопрос бюджетный и очень непростой, но мы еще раз обозначим эту потребность на 2019—2021 годы, когда будем формировать краевой бюджет, – сказал руководитель комитета по промышленности и транспорту Владимир Демидов.
Министр транспорта Красноярского края Константин Димитров, говоря об акционировании, заверил, что реорганизация государственных предприятий не повлечет за собой объединения и сокращения их числа.
Сейчас, уверяют эксперты, около 37 процентов дорожной сети края не соответствует нормативам. И это количество только растёт. Чтобы поддерживать дороги в хорошем состоянии, надо ежегодно ремонтировать не 150—250, а 600 километров. Но средств на это нет… Надежды на пополнение дорожного фонда Константин Димитров связал, опять же, с указом президента. В нем говорится о доведении до 100 процентов норматива зачисления налоговых доходов от акцизов на горюче –смазочные материалы в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Владимир Демидов пообещал еще раз поставить вопрос об увеличении финансирования отрасли перед правительством и врио губернатора. О ситуации в отрасли и перспективах развития дорожной сети Красноярского края Константин Димитров будет докладывать на сессии Законодательного Собрания 5 июля.
Дмитрий Голованов