1 июня – Международный день защиты детей. Учреждённый в 1949 году Всемирной демократической федерацией женщин, он ведёт отсчёт с 1950 года. Значит, ему от роду 68 лет. В нашей стране его главным исполнителем 31 год подряд остаётся Детский фонд – вначале советский, теперь российский. Главный редактор «АН» Андрей Угланов по традиции обратился к его главе – писателю и академику РАО Альберту Анатольевичу ЛИХАНОВУ с вопросами о том, как организуется и проходит этот праздник, как меняются аспекты защиты детства, что происходит с нашими детьми.
– ХОЧУ повторить наше убеждение: Международный день защиты детей праздником может и должен быть лишь для детей. А для взрослых, для родителей, учителей, гражданского общества и власти – это день подведения итогов, если хотите, даже суда самих над собою: что мы прозевали, что делаем, казалось бы, во благо детей, а эти благодеяния оборачиваются против них. Что же касается праздника для детей, то в нём надо увидеть глубинное содержание. Московские события всегда это подразумевают.
Итак, в этот день мы приглашаем в Москву 11 тысяч детей из социально неустойчивых семей, сирот и детей, не имеющих родительского попечения, тех, чьи отцы погибли при исполнении гражданского долга, маленьких инвалидов, победителей всевозможных конкурсов и состязаний. 18 лучших московских театров, начиная с Большого театра России, дарят нам спектакли для наших гостей. Ну а Москва встречает их экскурсиями на Красную площадь, в Кремль, музеи и галереи. Бесплатными благотворительными обедами угощают ребят лучшие рестораны Москвы, начиная с «Метрополя».
Гостевой состав каждый год меняется, и это естественно. Всё новые и новые дети становятся участниками празднества. Среди наших подопечных, например, ребята, приезжающие из детских домов Киргизии, Узбекистана, армянских горных сёл, далёких поселений Казахстана, из Беларуси и Азербайджана, Южной Осетии… Дети, приезжавшие к нам в Москву в прошлом году, получат к 1 июня этого года у себя дома доброе письмо и книгу в подарок. Многие ведь русский язык забывают, но его, как и Москву, как и праздник в Большом театре, например, забывать не стоит.
Нынешние гости – все 11 тысяч – получат подарки в театрах. Через год к некоторым из них придёт письмо с новым подарком, но поскромнее. И так будет из года в год. Мы хотим знать о гостях Детского фонда, о том, как они растут.
– Мы знаем, что главный праздник – 1 июня, но для некоторых делегаций он продолжается и 3, и 4, и 5 дней. В нынешние времена, можно догадаться, всё это непросто и не бесплатно.
– Сейчас много говорится о волонтёрстве по-русски, добровольчестве, но все 30 лет мы на него именно и опирались, хотя никаких законов о волонтёрстве, как сейчас, не существовало. Доброе сердце, человеческое желание помочь выше законов, надо бы только иметь возможность красиво сказать «спасибо» людям, помогающим нам.
– И у фонда такие возможности есть?
– Каждый, кто перечисляет в помощь детям хотя бы рубль, получает от нас благодарственную открытку, подписанную мной. В день 30-летия фонда, в октябре 2017 года, стартовала системная благотворительная программа «Подари шанс ребёнку».
Каждый, кто дарит на эту программу не менее чем 5000 рублей через Сбербанк, Россельхозбанк или ВТБ (банки с государственным участием), немедленно получает Подарочный сертификат Детского фонда с включённой в него коллекционной памятной монетой «Дари добро детям». Вот этими пожертвованиями и обеспечивается целый комплекс благотворительных программ, среди которых и программа «1 июня – Международный день защиты детей».
– Однако, как мы знаем, идеи общественного признания Детского фонда, система благодарности куда как обширнее и, если так можно выразиться, «размашистее».
– В этот день мы объявляем о присуждении высшей награды Детского фонда – Международной золотой медали имени Льва Толстого. Великий классик считал своим самым главным, но неоконченным 25-летним трудом не великие романы, которые знает весь мир, а «Книгу для чтения крестьянских детей» и «Азбуку». Награда его имени присуждается выдающимся гражданам и организациям мира, которые защищают детство и помогают ему. Нынче награды присуждены Дому-музею Льва Николаевича в Ясной Поляне и уникальному человеку и учителю с большой буквы, ведущему телепрограммы «Умники и умницы» Юрию Павловичу Вяземскому. За четверть века он создал современную научную и культурную элиту нашей страны из обычных школьников.
Среди великих предтеч нынешних лауреатов – поистине всемирные величины: шведская писательница Астрид Линдгрен; американский врач Альберт Сэйбин, создавший сыворотку против полиомиелита; организация «SOS Киндердорф»; католическая монахиня мать Тереза, глава организации «Орден милосердия»; верховный судья Польши Адам Лопатка, инициировавший создание Конвенции ООН о правах ребёнка; врач Джеймс Грант – в 1990‑е годы – директор ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН), при деятельном участии которого Конвенция и была принята. В последние годы эту награду получили Большой театр России; создатель организации «Скорая социальная помощь» Ксавье Эммануэлли из Франции; глава самой крупной благотворительной организации в мире BRAC из Бангладеш Фазле Хасан Абед; наши академики – врачи Геннадий Тихонович Сухих, возглавляющий центр, и Александр Александрович Баранов – глава российского «Центра здоровья детей».
– И всё-таки День защиты детей всегда рождает сложный вопрос. От кого защищать? Как защищать?
– Я бы назвал этот вопрос разнонаправленным. Ну например, от нездоровья, от болезней, порой очень трудных. Все мы видим, как роль благотворителей принимает сейчас на себя телевидение. Спору нет – у кого ещё есть такие ресурсы влияния на людей, готовых к помощи? Но вот я заглянул в очередной ежегодный доклад Минтруда о положении детей и семей, имеющих детей. Доклад за 2016 год – свежее нет, также документы, увы, собираются довольно долго.
За государственный счёт, за счёт казны на различное лечение за рубеж были отправлены… 11 ребятишек. Всего! Спрашиваю тогда, и себя в том числе: а сколько же всего детей лечили за рубежом? У особых, надо предположить, специалистов? Боюсь, этого не знает никто. Хотя средства собираются, по нашим данным, на сотни, если не на тысячи! Только наш фонд отправил в один лишь Китай за прошлый год 90 детей с церебральным параличом. А другие фонды? Мне известно, что Лео Антонович Бокерия, наш главный кардиохирург все (или почти все) операции, включая валютные расходные материалы, делает для детей бесплатно, то есть за счёт бюджета! Добился этого! Но что же это тогда за цифра – 11 за год?! Всего!
И здесь хочу, особенно после майских указов президента В.В. Путина 2018 года и опираясь на начавшееся «Десятилетие детства», воскликнуть: а не пора ли все операции (естественно, оценённые Минздравом – и только им, в том числе и операции за рубежом), так называемые особо технологически сложные делать не по принципу «с миру по нитке», а за счёт бюджета.
Ясное дело, я не могу выступать против принципа «с миру по нитке»! Сам такой! Но здоровье ребёнка, пусть и дорогое, но спасение его жизни стоят того, чтобы это принимала на себя страна!
Ещё об одном. Есть такие положения детского нездоровья, которые стоит признать системными и междисциплинарными. Например, дети, рождающиеся совершенно глухими. Прежде, по Тургеневу, их обзывали «муму» – не слышат и не говорят. Теперь наука научилась делать так называемые кохлеарные имплантации: врачи – специалисты в этой области вживляют в голову специальный чип, такую маленькую антенку, а через определённое время подключают к нему слуховой аппарат. Дело дорогое, однако после подключения аппарата должны дальше работать и специалисты другого рода – психологи и сурдопедагоги. Ребёнок умеет слышать, но его нужно включить в жизнь, научить говорить, общаться, да и слушать тоже надо уметь.
Как раз накануне Дня защиты детей мы завершаем помощь третьему по счёту в «Десятилетии детства» «пулу» таких ребятишек: привозим их под Москву, в наш реабилитационный центр, вместе с мамами. Приглашённые нами специалисты совершают это чудесное включение «звуков жизни». Наш фонд – в качестве благотворительной деятельности оказывает детям высокотехнологичную помощь получше государственной. Берусь это утверждать.
Рад, что это поддержано и Президентским грантом – в третий раз. Хочу даже заявить, что всю работу по реабилитации детей, перенёсших кохлеарные имплантации, Российский детский фонд может взять на себя как часть государственной программы – при условии, что бюджетная помощь оказывается непрерывно! В том же Китае кохлеарная имплантация и реабилитация после неё – государственная забота. Делегирована Всекитайской федерации инвалидов.
– А какие ещё проекты посвящены здоровью детей?
– Уже семь лет без всякого содействия бюджета, исключительно на пожертвования граждан и организаций мы пытаемся помочь санаториям противотуберкулёзного профиля. В стране их 140, нам удалось помочь лишь 28. И вновь мы, разумеется, не вмешиваемся в медицинские проблемы, а пытаемся поддержать хотя бы немного детей, оказывающихся там. Всё это ребята из бедных семей. Кому-то кажется, что бедность и даже недоедание – остались где-то далеко, в давних временах. Но жизнь всегда жёстче предположений. Открытые формы ТБЦ «дарят» порой папы, отсидевшие в тюрьмах, также отсутствие своевременного диагноза, наконец, социальный недосмотр.
Наша помощь носит символический характер, мы не можем, к примеру, переоснащать такие санатории – это обязанность бюджета. Но там постоянно не хватает простейшего спортинвентаря: летом – велосипедов, зимой – лыж, а этим детям надо побольше двигаться, ну и читать, учиться, а не сидеть у телевизора. Строго говоря, нас никто и не просит присылать гуманитарную помощь таким санаториям, но мы собрали 13 миллионов, и они дойдут до самых дальних уголков.
– А как складываются ваши международные контакты?
– Мы помним, что, когда в 1960-е годы в Японии вспыхнула пандемия полиомиелита, Советский Союз послал детям этой страны целый пароход с упаковками сыворотки, изобретённой американским врачом Альбертом Сэйбином. Кстати, он выходец из России. Но одно дело – изобретение, а другое – его многомиллионное производство. Это сделала наша страна и спасла целую генерацию японских граждан. Теперь мы сами обратились к Китаю для массового лечения там детей, больных церебральным параличом. Бригады китайских врачей осмотрели 500 таких детей в Москве, Кирове, Севастополе, Феодосии, Липецке, Улан-Удэ, примерно пятую часть из них мы уже отправили в клиники КНР. И если расходы на самолёт туда и обратно мы можем принять на себя, то само лечение требует расходов семьи. Опять денег не хватает!
– И всё-таки фонд, как я вижу, старается улучшить жизнь ребятишек, несмотря на отсутствие помощи, особенно крупных компаний?
– Увы. Те, кто торгует нашими общими национальными богатствами, не спешат помочь нам, хотя у нас стерильно обработанная отчётность по каждому истраченному рублю. Храним её за все 30 лет. Создали для этого специальный архив! Ждём, что рано или поздно государство учредит не гранты, а создаст или долговременные гранты, или включит такие фонды, как наш, в госбюджет.
Но на детей, их здоровье – физическое и духовное – денег отчего-то всегда у нас не хватает...
Однако – с праздником!