Аргументы Недели → Общество 13+

Власть и бизнес в конструктивном диалоге по вопросам маркировки

Новая система создает прозрачный рынок, снижает цены и дает бизнесу новые возможности

, 18:07

Правительство РФ утвердило базовые принципы модели функционирования системы маркировки товаров. Она предусматривает присвоение уникального кода каждой единице товара и создание единой информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация о продукции и рынках.

Также определен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в первую очередь: обувь, духи, различные предметы одежды, табачная продукция, фотокамеры и др. Центр развития перспективных технологий, определенный оператором Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости, и Минпромторг РФ заявляют, что готовы обеспечить все обозначенные в документе требования к системе и ее функционированию. ЦРПТ совместно с представителями бизнеса в каждой товарной категории проработает оптимальные механизмы маркировки для минимизации затрат участников оборота и комфортного перехода на обязательную цифровую маркировку. Среди плюсов проекта участники рынка называют то, что реализация происходит в формате государственно-частного партнерства, когда оператором и инвестором является частная компания, выполняющая заказ государства, – это не создает дополнительную нагрузку на госбюджет и сокращает сроки внедрения проекта. Для поиска наиболее эффективных решений проходят обсуждения с бизнесом и ассоциациями.

17 мая в Государственной Думе РФ состоялся «круглый стол» на тему «Обязательная маркировка товаров. Мифы и реальность», а в офисе ЦРПТ – широкие обсуждения с представителями бизнес-объединения Союзмолоко и с членами Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены. 16 мая состоялось заседание Союза участников потребительского рынка (СУПР). В мероприятиях приняли участие депутаты Госдумы, представители Минпромторга, Минфина, ФНС, Роспотребнадзора, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (РАР), Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), а также руководители ведущих промышленных ассоциаций: Союз участников потребительского рынка (СУПР), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), Ассоциация Прямых Продаж (АПП), Российский союз производителей соков (РСПС), Российский сигарный союз, Российская Парфюмерно-Косметическая Ассоциация (РПКА), Национальный Союз Мясопереработчиков, Союз Производителей Пищевых Ингредиентов (СППИ), Союз российских пивоваров. Бизнес был представлен компаниями Марс, Нестле Россия, Лореаль, Амвэй, Пивоваренная компания «Балтика», AB InBev Efes, Объединенные Пивоварни Хейнекен, Procter&Gamble, Unilever Russia, Faberlic, «Эсте Лаудер Компаниз», Henkel, Oriflame и др.

Как считает первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, «внедрение маркировки товаров – это необходимая и полезная мера, она позволит обеспечить потребителя качественными товарами и защитит их от поддельной продукции. К тому же, после внедрения системы будет легче и удобнее контролировать рынок. Государственная Дума рассмотрела законопроект о внедрении в РФ системы мониторинга движения лекарственных препаратов. Создание необходимой законодательной базы — залог успеха таких цифровых проектов, которые с каждым годом появляются в России».

Председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин и руководитель отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Минпромторга Олег Тухватуллин на встречах ответили на вопросы представителей бизнеса о целях и принципах работы системы, формате цифрового кода, пилотных проектах и общественном контроле.

Участникам встречи пояснили, что на проведение добровольного эксперимента заложен лаг, который будет проводиться по каждому товару, будет определяться план-график добровольных экспериментов, сформированы методические рекомендации, составлена проектно-экспертная группа. В ходе эксперимента и ЦРПТ и представители министерства будут общаться с производителями, импортерами, розничными сетями. Центр развития перспективных технологий выступает за проведение пилотных проектов в каждой из групп, поскольку только практическая отработка позволяет внедрить проект бесшовно для операционных бизнес-процессов, существенно сократить сроки и затраты на введение маркировки, адаптировать производственные процессы участников, сократить издержки. При этом в компании готовы работать с любым кодом, который сочтут удобными и эффективными совместно государство и рынок. ЦРПТ отдает предпочтение двухмерному коду Data Matrix, который позволяет разместить необходимую для прослеживаемости продукции информацию на небольшой площади упаковки, является недорогим и легким для нанесения. Важных плюсом этой технологии является возможность проверки кода на розничной кассе стандартным сканером даже в оффлайн-режиме, благодаря функционалу фискального накопителя.

На встрече с Союзмолоком был представлен проект маркировки и прослеживаемости молочной продукции, участникам ассоциации предложили присоединиться к эксперименту по маркировке готовой упакованной продукции животного происхождения. Подготовительным этапом пилотного проекта станет научно-исследовательская работа, которая определит, какая группа молочных товаров будет выбрана для маркировки, на какой тип упаковки будет наноситься цифровой код, какие производственные площадки будут участвовать в эксперименте и т.д. Компании Danone и PepsiCo, занимающие более 30% рынка молочной продукции, выразили готовность принять участие в этой работе.

Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский предложил членам ассоциации организовать новую встречу и более детально обсудить необходимость создания рабочей группы по сотрудничеству с ЦРПТ. «Мы готовы обсуждать вопросы взаимодействия», - резюмировал глава Ассоциации.

Илья Ломакин-Румянцев, экс-председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли на примере проекта по маркировке меховых изделий рассказал о том, с чем могут столкнуться участники рынка. Основные риски, по мнению спикера — отсутствие подкрепления организационных решений контрольно-надзорной деятельностью. «Одним из рисков для участников может являться отсутствие достаточного периода опытно-экспериментальной эксплуатации, предоставляющей возможность отработки всех технологических и организационных вопросов», — рассказал спикер. Он также отметил, что перед стартом маркировки шуб многие компании высказывали свои опасения, тем не менее, на сегодняшний день большинство из них признают проект успешным и отмечают, что с уходом с рынка «серых» предпринимателей, конкуренция для тех, кто ведет бизнес легально, постепенно выравнивается, что даёт импульс к развитию, повышению доли рынка и объема продаж.

Оценивая затраты на адаптацию бизнес-процессов к работе с маркированной продукцией, участники обсуждений обратили внимание на то, что, как показывает уже имеющийся у государства опыт внедрения систем маркировки, выгоды для легального бизнеса от перехода к маркировке заметно перевешивают затраты. Благодаря маркировке, бизнес увеличивает долю рынка, как произошло в меховой отрасли, получает доступ к информации о движении, остатке товаров, а в будущем сможет запускать различные маркетинговые инициативы, используя функционал системы маркировки. Андрей Бусыгин, руководитель направления по оптимизации бизнес-процессов и интеграции «Нестле Россия» сказал, что возможность прослеживать передвижения товара интересна и полезна для бизнеса. «Возможность увидеть информацию о перемещении товаров – это то, что хочет знать любой производитель и видеть, как по стране перемещается его товар, где он лежит и какие есть запасы», — уточнил он.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram