Как сахалинцам выбрать велосипед для путешествий?
№ () от 16 мая 2018 [«Аргументы Недели Сахалин», Дмитрий Климов ]
Среди огромного разнообразия современных видов транспорта люди всё чаще выбирают путешествие на велосипеде, как наиболее безопасный, интересный и полезный для здоровья способ передвижения.
Сегодня велоиндустрия предлагает множество самых разных моделей, среди которых есть и предназначенные для дальних дистанций. Не запутаться и определиться с выбором нам помог Сергей, специалист магазина «Снаряга».
«Горный воздух» не каждому по силам
Какие основные виды велосипедов существуют и что такое «горный велосипед»?
В России так называемый «горный велосипед» очень расплывчатое понятие. Его можно больше отнести к классу велосипедов кросскантри. Их нельзя использовать так, как многие думают. Некоторые считают, что раз велосипед «горный», значит, на нём можно поехать на «Горный воздух», сигануть по западному склону и при этом чувствовать себя уверенно и комфортно. Это на большинстве из них невозможно, такое название в нашей стране не более чем маркетинговый ход для увеличения продаж. А по факту такие велосипеды предназначены для путешествий, поездок в другие города, простого катания в городе, по не сильно сложным спускам. К примеру, можно забраться на «Горный воздух и спуститься назад по Чеховскому перевалу через Мартыновский перевал или по серпантину, сильно не разгоняясь. Кросскантри могут использоваться также в соревнованиях.
Несколько лет назад были более популярны велосипеды-гибриды – у них колёса диаметром больше, 28 дюймов, с более тонкой по ширине покрышкой, с отсутствием грубого протектора. Рамы, как правило, более длинные и вместе с тем высокие. Эти велосипеды лучше использовать для езды по шоссе и пересечённой местности, они для туристов. То есть можно взять с собой палатку, багажник поставить, повесить велосумку «штаны» и поехать, к примеру, до Охи. В отличие от кросскантри крутить педали на нём будет чуть легче. Дело в том, что у него диаметр колеса больше – его раскрутили, он едет дольше, у него накат лучше. Гибрид выбирают многие как для простого катания, так и для путешествий. Правда, колёса 28 дюймов немного ушли в прошлое, им на смену пришли колеса на 27,5 и 29 дюймов.
Есть двухподвесочные велосипеды, где есть вилка, которая гасит удары, и задний амортизатор. Это тоже кросскантри.
Но есть велосипеды и для более агрессивного использования, то есть для экстремального катания. На нём можно, например, забраться на тот же «Горный воздух», но скатываться уже не по серпантину, плавно и медленно, а позволить себе больше.
Такой велосипед можно назвать горным?
Не всегда. У горных другие классификации, например, All mountain, у которого ход рамы – 120 мм, вилка ходом 120140 мм. Есть велосипеды «Эндуро», они тоже двухподвесочные, рассчитанные на более агрессивные спуски, их владельцы могут себе позволить крутить педали как вверх, так и вниз. У них и геометрия рамы другая, и рулевой стакан больше и жёстче, и колёса шире. На них можно позволить себе практически всё.
Это то, что можно отнести к туризму. Помимо этого, есть много других жанров. Это шоссе, дёртджампинг, стритджампинг, фрирайдовые, даунхиллвелосипеды.
Какой выбрать?
На что следует обратить внимание при покупке, чтобы выбрать качественный велосипед?
Для начала нужно обратить внимание на производителя. Начнём с российских: ктото пытается делать как запад, не уступая ему, а ктото старается сделать чтото своё, но может немного и ошибиться. По моему мнению, предпочтение можно отдать велосипедам Welt, они всего пару лет на рынке. Есть Stark, они дольше на рынке и продвигают себя не только как туристические велосипеды или для повседневного катания, но и для более жёстких эксплуатаций. Но качество их сборки в последнее время говорит о том, что лучше взять чтонибудь другое.
В чём заключается некачественная сборка?
Завод закупил классные запчасти, допустим, фирмгигантов Shaman или Sram (это лидеры на рынке), но вместо того, чтобы закрутить какуюлибо деталь с антикоррозийной смазкой, как того требуют правила, прикручивает её просто так. Была у нас пара таких велосипедов. Нам приходилось снимать каретку под педалями, так вот, резьба осталась в раме, каретка с горем пополам выкрутилась, в итоге её на выброс, а раму пришлось зачищать.
Такая сборка грозит только лишь потерей денег в вашем кошельке. Поломки велосипеда в целом не бывает, нельзя просто так сломать раму. А в велосипеде главное – это рама и различные комплектующие, которые предлагает производитель. Например, за 30 тысяч рублей вы можете получить велосипед на гидравлических тормозах, а можете на механических, разница колоссальная.
Среди импортных много качественных интересных велосипедов, но стоимость у них очень высокая. Среди относительно недорогих велосипедов – Cube немецкого производства, сборка осуществляется в Китае. Качество швов на высоте, рама лёгкая, соответственно, и вес всего велосипеда будет меньше. Они используют компоненты Shaman, где втулки с более качественным подшипником и низким весом, а это значит и накат будет лучше, и педали крутить легче, но и цена изза этого выше. А вот компания Stark ставит на колёса втулку Joytech, она бюджетная, выполнена из недорогих сплавов и без сальников. Зато дешевле. Так что выбор за вами.
В Китае сборка лучше, чем в России?
Тут всё зависит от того, кто производитель. Есть головной офис, который задаёт свои правила игры. Если у них контроль качества выше, значит, и велосипед соберут лучше. Но все они делаются в Китае в любом случае.
Цена на импортные байки, которые у нас сейчас в наличии, от 38 тысяч, но можно и дешевле купить, с другим предложением. Велосипеды российских компаний могут стоить от 15 тысяч рублей, в этом сезоне были неплохие предложения за 30 500 рублей.
Оптимальный вариант
Давайте подберём оптимальный велосипед для длительных путешествий по Сахалину.
В любом случае это будет конструкция кросскантри, на них чаще всего так и написано. Я люблю колеса диаметром 26 дюймов, они практичны, потому что на них есть запчасти, покрышки, камеры, спицы, всё необходимое для того, чтобы взять с собой, и если вдруг произойдет поломка, то устранить её сразу на месте.
Производителя рамы лучше взять Cube, GT, Сorratec, Focus, Felt. Отличий практически не будет, кроме окраски и названия. Средний вес такого велосипеда – 1415 кг. При замене деталей на более дорогие вес можно снизить до 12 кг.
Цена зависит от предложения производителя: можно, конечно, купить велосипед за 30 тысяч рублей и спокойно на нём доехать, но если его переоборудовать, вложить денег, то катить на нём легче, а проблем меньше, детали будут не так сильно изнашиваться.
При длительных поездках цепь вытягивается, расстояние между звеньями становится чуть больше, на 0,5 – 1,0 мм. Размер зубьев на кассете и системе шатунов тоже становится меньше, изза этого качество переключения скоростей страдает, то есть человек нажал рычаг на монетке, делает полоборота педалей и не может переключиться. Задний переключатель начинает издавать звуки, происходит лишнее трение и приходится, к примеру, маневрировать натяжением троса, для того чтобы быстренько переключиться.
У дорогих деталей металл выше сплавом, он более износостойкий. Рама может быть алюминиевая, стальная, карбоновая и титановая, последние два сплава более дорогие. Навесное оборудование делается из сплавов стали, алюминия, магния и прочего. На Сахалине не всё хорошо с дорогами, поэтому чисто шоссейный велосипед даже при поездке между городами я бы не советовал.