> Электронные подрядные торги - Аргументы Недели

//Общество 13+

Электронные подрядные торги

Технология, которая спасёт сотни миллиардов рублей для важнейшей отрасли России

№  () от 16 мая 2018 [«Аргументы Недели », Аркадий АПУМЧИК ]

Характерной чертой российского законодательства является его постоянное изменение. Сложно найти такой федеральный или региональный нормативный акт, который не подвергался бы постоянным перепискам, улучшениям и правкам, постепенно теряя свой первоначальный вид и превращаясь в «лоскутное одеяло». Такое положение дел всё чаще приводит к понятным просьбам со стороны россиян ввести, наконец, мораторий на непрерывное нормотворчество и дать спокойно поработать, без непрерывного изменения правил игры.

И тем не менее, есть законы, в отношении которых ситуация прямо противоположна, и о необходимости исправить и заменить которые говорят с не меньшей настойчивостью. Один из них – это 44-ФЗ «О контрактной системе», регулирующий конкурсы государственных и муниципальных органов.

Тюрьма – не панацея
Ситуация с госзакупками и основной закон, регулирующий эту сферу, не устраивают всех. Стало уже привычным делом, когда непонятные фирмы-однодневки приходят на конкурс, сбивают цены и выхватывают контракты буквально из рук добросовестных компаний, а заказчик может только развести руками, потому что всё произошло по закону. В итоге имеем то, что имеем, – начатые и брошенные стройки, сорванные сроки, сидящих без работы строителей и вылетевшие в трубу казённые денежки.

Денежки, кстати, немалые. За прошлый год Счётная палата выявила 2200 нарушений на 104,6 миллиарда рублей при государственных закупках в рамках 44-ФЗ. Потери в два раза превысили аналогичный показатель 2016 года, и предпосылок к их сокращению нет. Директор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков заявил, что основными причинами увеличения нарушений являются неправильное оформление первичных документов, низкая дисциплина поставщиков и заказчиков, отсутствие единой базы хранения документов и должного контроля за исполнением.
Государство, выступающее в качестве заказчика, недовольно чудовищно неэффективными затратами, коррупционными скандалами и срывом сроков контрактов. Серьёзные подрядчики недовольны тем, что сложившаяся система ставит их в заведомо невыгодное положение по сравнению с мошенниками и прикормленными фирмочками.
Для борьбы с этим злом уже были предложены драконовские меры. В апреле Президент России Владимир Путин подписал закон о введении уголовной ответственности за злоупотребления при государственных закупках и подкуп работников контрактных служб.

В Уголовный кодекс РФ были введены две новые статьи. Одна из них устанавливает ответственность за нарушение норм 44-ФЗ со стороны представителей госзаказчиков. Им грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободны на срок до 3 лет. Вторая статья предусматривает наказание уже за попытку подкупа – от 300 до 500 тысяч рублей либо лишение свободны на те же три года. Совершение тех же деяний группой лиц или в крупном размере увеличивает предельный срок до 7 лет. А в особо крупном размере – и до всех 12.
Тем не менее, очевидно, что одними только штрафами и тюрьмами проблему не решишь. Ныне действующую конкурсную систему нужно в корне менять. Но как это сделать?

Размечая болевые точки
Свой вариант проекта изменений в 44-ФЗ предложило Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ). Прежде всего, эксперты Национального объединения предлагают присмотреться к действующему законодательству, наметить проблемные места и болевые точки. Их немало.

Во-первых, это субъективный фактор, который сегодня неизбежно сопровождает все конкурсные процедуры. Прописывая, а затем оценивая участников закупки по критерию «качество работ», заказчик вполне может вписать сомнительные требования, иногда выдуманные под вполне определённую фирму. Иногда организаторы конкурса требуют обязательного применения новых технологий при выполнении работ, импортозамещения и применения «инновационных материалов».
Однако строительство детского садика или школы – это не НИОКР, здесь эксперименты и футуристические решения должны быть сведены до минимума. А на первое место выходит строгое следование строительным нормам и правилам, соблюдение техстандартов, надёжность и добротность. Специалисты знают, что любые так называемые сверхэффективные технологические решения вначале должны пройти через специальный технический контроль и могут применяться только после их принятия. Не говоря уже о том, что такие требования автоматически означают увеличение сроков и удорожание любого проекта.
Во-вторых, сегодня 44-ФЗ, как энциклопедия юных сурков, написан для любого случая жизни. Не важно, идёт ли речь о строительстве зданий или покупке скрепок. Ещё на стадии работы над законом в 2013 году эксперты настаивали на том, чтобы создать раздел, посвящённый исключительно строительной отрасли. Однако победили сторонники универсальности, по мнению которых процедура должна быть единой вне зависимости от предмета конкурса. Сегодня уже понятно, что это неправильно.
В-третьих, закон в его сегодняшнем виде не только регламентирует порядок проведения торгов и определения победителя, но и прописывает процессы планирования, формирования цены и исполнения контракта. В итоге и без того непростой процесс госзакупок и выполнения работ стал ещё более запутанным и длительным. Сюда же добавились проволочки из-за ныне действующего бюджетного процесса. Пресловутый ремонт дорог по первому морозу, осенние авралы с латанием теплотрасс и зимние стройки растут как раз оттуда. Хорошие летние деньки, когда как раз бы строить и ремонтировать, муниципалитеты и управления по капстроительству при областных администрациях тратят на согласование финансирования и конкурсную волокиту. Ну, а строить приходится уже в ноябре-декабре, бегом навёрстывая сроки.
Наконец, четвёртым фактором стали демпинговые риски, которые заложены в закон. И благодаря которым заказчики то и дело получают на свои объекты загадочных подрядчиков, приехавших из «прекрасного далёка», сбивших цены местным строителям, а потом превратившим объекты в долгострой.

Решение есть
Итак, с проблемами понятно, но что и как можно поменять? В НОПРИЗ предлагают пойти по следующему пути – ввести новый и единый способ закупки «Электронные подрядные торги», что позволит сделать процесс более прозрачным и результативным. Его суть в следующем. Заявка участника будет состоять из двух частей, подающихся одновременно: это предложения по качеству/квалификации и по стоимости выполнения заявленных работ с обоснованием возможного падения.
При этом заказчик в конкурсной документации должен установить предельно допустимое значение снижения цены договора. Заявка, в которой указана цена ниже этого показателя, может быть отклонена, в случае, если комиссия не обнаружит релевантного подтверждения уменьшения стоимости контракта. Это положение позволит сразу же отсечь демпинговые компании, которые сегодня буквально облепили все государственные и муниципальные торги.
Все сведения будут вноситься в итоговый протокол, который публикуется в единой информационной системе, что полностью укладывается в современную тенденцию построения цифровой экономики.
Другой комплекс поправок связан с анидемпинговыми мерами. Сейчас при заключении контракта заказчик это делает, что называется, по собственному усмотрению: кто-то пропорционально уменьшает стоимость работ на всех этапах, а кто-то только в одном-двух. Это даёт подрядчику широкие возможности для манипуляций с общей стоимостью, а заказчик порой даже не ведает, за счёт каких ресурсов произошло снижение цены.
Специалисты знают, что в строительстве работы и оплата, как правило, разбиты на этапы, поэтому к контракту обязательно должны быть приложены график выполнения работ и график оплаты. Поэтому и контроль предполагается установить не только за финальной суммой, но и по каждому из этапов.
Например, если исполнитель предложил снизить общую стоимость реализации контракта или отдельных его этапов (пунктов) более чем на 20%, то к нему должны быть значительно увеличены требования по обеспечительным мерам. Кроме того, если госконтракт предусматривает все виды строительных работ (от инженерных изысканий и проектирования до строительства и ввода объекта в эксплуатацию), почему бы не подумать о введении в 44-ФЗ понятия «коллективный участник»? Это было бы удобно и заказчику, и подрядчикам при осуществлении взаимодействия на всех этапах.

Как это сделать на практике?
Нужно отметить, что членами НОПРИЗ являются проектные и изыскательские саморегулируемые организации России. И для них нормальное функционирование системы госзакупок вопрос не умозрительный, а более чем актуальный. В июле 2017 года в российском градостроительном законодательстве произошли серьёзные изменения, которые отразились на статусе СРО. Помимо всех прочих задач теперь саморегулируемые организации выступают гарантами по договорным обязательствам своих членов. Иными словами, в случае срыва контракта строительной компанией, отвечать за неё придётся остальным строителям, входящим в некоммерческое партнёрство. С этими целями были сформированы фонды договорных обязательств, в которые пришлось вносить средства всем членам СРО. И, соответственно, если система начнёт работать со сбоями, то строители (а также изыскатели и проектировщики) будут платить за своих нерадивых коллег, а потом собирать деньги заново. А если оставить всё, как есть, то этот сценарий практически неизбежен.

Однако корректировка существующего законодательства дело непростое. Начнём с того, что сегодня 44-ФЗ представляет собой типичную коллекцию заплаток и правок. На сегодняшний день в документ внесено больше 40 изменений, существует более 70 подзаконных актов, по каждой статье существуют десятки писем и разъяснений от профильных ведомств, с комментариями и комментариями к комментариям.

Именно по этой причине НОПРИЗ взял в свои руки вопросы координации усилий по разработке поправок в закон. На первом этапе для работы привлекалась опытная команда из сотрудников Российского экономического университета имени Плеханова и консалтинговой группы компаний «БАЗИС». Перед специалистами, имеющими богатый опыт в работе с российским градостроительным законодательством, была поставлена задача разработать опорный проект изменений в 44-ФЗ в соответствии с полученным от НОПРИЗ техническим заданием.

Теперь настал следующий этап. Организован сбор замечаний и предложений от профессиональных участников рынка государственного и муниципального заказа. Принять участие в обсуждении могут также подрядчики, представители СРО и частные эксперты. Поскольку проблема касается практически всех участников строительного рынка страны, то и обсуждение в НОПРИЗ постарались сделать максимально открытым. Свои предложения можно присылать, воспользовавшись формой обратной связи на сайте Национального объединения.

Помимо общения в режиме онлайн, предусмотрено проведение круглый столов, обязательными участниками которых станут не только представители профессионального сообщества, но Министерства строительства и ЖКХ РФ. Которое, добавим, само выступает сторонником внесения изменений в закон о госзакупках. А это в свою очередь, означает, что нужные и полезные предложения от российских строителей не останутся на уровне благих пожеланий, а воплотятся в действующий федеральный закон. Который так нужен сегодня отрасли.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте