О коммунальных службах мы вспоминаем, только когда что-то случилось: отключили воду или электричество. Когда же проблема устраняется, даже не думаем, каких сил и затрат стоило это коммунальщикам. А следовало бы.
ООО «ЕйскВодоканал» — предприятие стратегическое. Достаточно сказать, что оно обеспечивает водой 46 тысяч абонентов — весь районный центр и прилегающие поселки. Ответственность и нагрузка огромные. У руля этого предприятия стоит Наталия Чеченева. Женщина в руководстве ЖКХ — само по себе явление нечастое, но, если посмотреть, какие изменения всего за пять месяцев произошли благодаря новому руководителю, понимаешь: человек на своем месте.
— Наталия Андреевна, по образованию вы юрист, выросли и начали вполне успешную карьеру в Москве, и вдруг такой поворот — генеральный директор ООО «ЕйскВодоканал». О том ли мечтали?
— Скажу больше: я не только по образованию, но и по внутреннему складу юрист. Уверена: если всё будет по закону, это снимет абсолютное большинство проблем в обществе и уровень жизни людей станет выше на порядок. Конечно, еще пару лет назад я представить себе не могла, что буду работать в сфере ЖКХ. Но я не разочарована, потому что занимаюсь очень интересным и важным делом.
А здесь я человек не новый. Пришла на предприятие в 2015 году. Когда стала генеральным директором, четко знала, куда двигаться. Могу сказать, что сейчас мы находимся в периоде построения качественно нового предприятия.
— Что это означает?
— Совершенно правы те, кто говорит, что ЖКХ очень специфическая сфера. Здесь существует диспропорция между социальной ответственностью и капиталом. Обязанностей много, а денег не хватает. Однако даже в этих условиях вполне реально стать эффективным и рентабельным предприятием. Для этого необходимо кардинально изменить организацию дела. Упорядочить все процессы, доведя их до автоматизма. Мелочей нет. Четкий документооборот не менее важен, чем оперативное устранение аварий. Если служба сбыта, которая следит, чтобы все абоненты правильно платили за услуги, недоработает, это ударит по всем службам, так как мы недополучим средства для нормального функционирования всего предприятия. Недосмотрят специалисты производственно-технического отдела — высока вероятность проблем с сетью, а это опять же затраты, имиджевые потери, недовольство людей. Предприятие — это единый организм, а сердце и мозг не могут жить автономно. Только слаженная работа и четкое понимание каждого сотрудника, что от него зависит и его собственное благополучие, и предприятия в целом, обеспечат процветание ООО «ЕйскВодоканал» и достойную жизнь его сотрудникам.
— Но это же очевидно…
— Да, но повернуть в это русло людей непросто. Например, в начале этого года пришлось почти полностью поменять состав службы сбыта. На мой взгляд, это подразделение одно из важнейших, а значит, в нем должны работать люди энергичные, компетентные, ответственные и честные.
— Как это поменять? В полном составе?
— Из 16 контролеров, которые работали раньше, остался один. Поверьте, было очень нелегко принять это непопулярное решение, но другого выхода нет. Люди проработали в отделе по нескольку десятков лет, привыкли к определенному ритму и активности не проявляли. Говорю: «Сходите на участок, проверьте. Очень большие потери пошли. Незаконные врезки выявляйте». Никто никуда не идет. А потом докладывают: «Были. Смотрели. Всё в порядке». Но я-то знаю, что никакого порядка там нет. В итоге пришлось принимать жесткие решения.
Новых сотрудников набрали по конкурсу, и я лично участвовала в собеседованиях. Результат не заставил себя ждать. За месяц работы новой команды начисления выросли более чем на 15 процентов. И это мы вплотную занялись только проверкой физических лиц. Работа с предприятиями еще впереди.
— Получается, что такое число абонентов не платили за воду?
— Против цифр не пойдешь. Но замечу, что такие потери мы несли и из-за неэффективной работы прежней службы сбыта, и из-за намеренного воровства воды. Самая частая причина — неработающие, неповеренные, неопломбированные приборы учета. Когда наши специалисты выявляли нарушения, люди без проблем их устраняли. Немало нашлось тех, кто не перезаключил с нами договоры. Кто-то делал это намеренно, и не исключаю, что с попустительства бывших сотрудников водоканала. Но в основном люди просто забыли о необходимости этой процедуры. Также выявили немало незаконных врезок. И ведь для этого надо было всего лишь ответственно исполнять свои обязанности.
— А потребители как восприняли активизацию работы водоканала?
— Никаких серьезных инцидентов. Тем более что драконовских мер к нарушителям мы не применяли, хотя, в принципе, могли. Ограничивались минимально разрешенными штрафами. Также для тех, у кого накопилась большая задолженность, но в силу тяжелого материального положения неспособных сразу заплатить, предлагается рассрочка до 12 месяцев. Мы прекрасно понимаем, что работаем для людей, и стараемся сохранить нормальные отношения. А их основа — честность и прозрачность: вода предоставлена — оплатите.
Кстати, буквально на днях у абонентов появилась возможность получать актуальную информацию через «Личный кабинет» на нашем сайте — http://e-vk.ru. Еще у нас работает выездной кассир, который в соответствии с графиком выезжает в поселки. Это очень удобно и выгодно для абонентов: оплата рядом с домом и без комиссии.
— Вы сказали о планируемых проверках на предмет правильности оплаты воды юридическими лицами. В этом секторе ожидаете такой же эффект?
— Здесь будет потруднее. Неизбежны технические трудности. У нас есть прибор по обнаружению утечек, но за день можем исследовать не больше 150 метров водопровода, а обслуживаем 280 километров. Вторая проблема чисто человеческая. Приведу простой пример. В городе десятки автомоек, которые, если верить документам, в месяц используют три кубометра воды. По крайней мере, за такой объем они платят. Но ведь это же неправда. Я разговаривала с некоторыми владельцами этого бизнеса, и все мне твердили, что сейчас не сезон и мойки почти не работают. Выделила выходной, чтобы лично посмотреть. На всех автомойках трудились ударными темпами, даже очереди были. Ну какие «три куба»? Я искренне не понимаю, почему бабушки и дедушки из своих пенсий полностью и в срок платят за воду, а предприниматели, которые на этой воде зарабатывают, жульничают. У них что, другие законы? Нет. Так будьте добры действовать в правовом поле. У меня нет никаких сомнений: если бы все платили честно, многие проблемы ЖКХ решились бы очень быстро.
— Реформирование столь важного предприятия трудно представить без поддержки со стороны коллектива и местных властей. Как с этим обстоит?
— Пока я генеральный директор, для меня есть только один приоритет — ООО «ЕйскВодоканал». За моей спиной более трехсот сотрудников и их семьи. От того, как мы сработаем, зависит благополучие тысяч людей. Думаю, коллектив принял мою позицию. У нас трудятся высококлассные специалисты во всех подразделениях, и мне есть на кого опереться. Например, в технических вопросах я пока разбираюсь не столь профессионально, как хотелось бы. Поэтому для их решения всегда консультируюсь с теми, кто о сетях знает всё.
С органами власти у нас налажены четкие деловые отношения. При поддержке властей удалось осуществить ремонт коллектора, подключить к снабжению чистой питьевой водой два поселка: в октябре 2017-го — Приазовку, в январе этого года — Кухаривку.
— Проблема изношенности сетей остро стоит абсолютно везде. Отсюда потери, претензии к качеству воды и, как говорится, все вытекающие. С другой стороны, понятно, что обновление сетей требует огромных средств, которых не хватает. Когда удастся перейти от латания дыр к планомерной работе по реконструкции?
— Уже перешли. По распоряжению губернатора края в каждом муниципалитете должно ежегодно меняться пять процентов сетей. Для нашего района это 14 километров. Затраты существенные, однако мы это распоряжение выполняем четко.
— За счет чего?
— Три составляющих. Во-первых, при возникновении аварии мы стараемся не сиюминутно «латать», а меняем весь проблемный участок. Во-вторых, у нас есть собственная инвестиционная программа. Она финансируется за счет средств абонентов, которые подключаются к сетям. И третья — производственная программа, финансируемая из тарифов, где заложены затраты на снижение аварийности, потерь и так далее.
— Так просто? Почему тогда очень многие районы даже приблизиться не могут к заветному пятипроцентному рубежу?
— Это вопрос к ним. А на самом деле, это только звучит просто. Чтобы выдерживать темпы реконструкции, мы прилагаем титанические усилия. Тем не менее и в этом году капитально отремонтируем всё, что намечено.
— В вашу зону ответственности входит не только подача воды, но и ее отведение. Очистные сооружения же в последнее время находятся под пристальным вниманием экологов и общественности…
— Здесь огромная проблема, и упирается она, как это ни банально, в деньги. Вернее, в их нехватку. Очистные сооружения у нас очень старые. Коммуникации изношены процентов на семьдесят. По мере сил и средств мы, конечно, реконструируем систему, и пока удается обеспечивать должный уровень очистки сточных вод. Но нагрузка постоянно растет, и без глобальной реконструкции мы сможем продержаться года три. Максимум — лет пять.
— И что дальше? Экологическое бедствие?
— Этого нельзя допустить. Пока есть время. 2018-й объявлен Годом воды, и мы надеемся на появление государственных инвестиционных программ, участие в которых поможет привести очистные сооружения в соответствие с современными стандартами безопасности. Со своей стороны ищем частных инвесторов. Переговоры с некоторыми компаниями ведутся, но об их результатах говорить рано.
— Куда ни посмотри, всюду проблемы…
— В сферу ЖКХ очень долго ничего не вкладывали. Сетям по 30—40 лет. Так чего же ждать? Нам выпало исправлять чужие ошибки. Значит, надо работать. Да, не хватает средств. Трудно переломить психологию некоторых потребителей, привыкших к бесплатной воде. Кредиторская задолженность прошлых лет давит. Но и сделано немало.
Ейчане уже забыли о том времени, когда вода подавалась по два часа утром и вечером. Сегодня они могут пользоваться кранами круглосуточно.
Невзирая на трудности, ООО «ЕйскВодоканал» — одно из самых стабильных предприятий района. Зарплата у сотрудников достойная, «белая» и выдается без задержек. Несем социальную нагрузку, помогаем многодетным семьям. Налоги платим, в основном в местный бюджет, так как зарегистрированы в Ейске. Постепенно расплачиваемся по долгам. Обновляем технический парк — жизнь продолжается.
— Есть стратегия развития. Идет реформирование предприятия. А есть видение того момента, когда вы скажете: как генеральный директор я справилась с задачей?
— Да. И это не абстрактное светлое будущее, а конкретные результаты. Предприятие должно расплатиться по долгам. Снижение потерь воды до минимума. На этот год стоит задача сократить их минимум на 10 процентов — с 43 до 33. Масштабное обновление технического парка. Повышение зарплат сотрудников. И полностью я буду удовлетворена, достигнув этих целей и увидев очередь из желающих устроиться к нам на работу. Это вполне достижимые цели, притом в обозримом будущем. Мы уже на пути к ним.
Иван ПРЫТЫКА
Фото Владимира СЕМЕНЦА