Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Кубань → Общество № 5(598) от 8.02.18

Кто на самом деле виноват…

, 11:14

Историю, которая происходит сейчас с Юрием Тищенко, простой не назовешь. Нестыковки, неувязки, противоречия, которые просматриваются в его уголовном деле и в обвинении, предъявленном ему в конце января, кажутся вполне очевидными даже для нас, журналистов, так сказать непрофессионалов в юриспруденции.

«С больной головы на здоровую» — так мы говорим, когда считаем, что кто-то перекладывает свою вину на другого человека. Поговорка эта в наше время стала сверхактуальной…

В 2015 году Юрий Тищенко по рекомендации своего знакомого устроился на работу в ООО «СМиК», что в Северском районе Краснодарского края,— сначала финансовым директором, а после реорганизации, когда площади предприятия освободило ООО «Хабльский кирпич», его назначили генеральным директором. Обязанности руководителя предприятия Юрий Васильевич исполнял с 17 июля 2015 года по 10 ноября 2016 года.

В свое время Ю. В. Тищенко работал в системе «Главстроя» (у О. Дерипаски) на руководящих должностях.

Единственному участнику ООО «СМиК» Али Ибрагимову, видимо, понадобился опытный управленец, который бы якобы смог навести порядок на недавно приобретенном им предприятии. В отношении ООО «СМиК» уже было открыто банкротное дело (на стадии процедуры наблюдения), когда Ю. В. Тищенко вступил в должность генерального директора. Но было заключено мировое соглашение, согласно которому ООО «СМиК», его новый собственник должны были покрыть образовавшиеся долги перед кредиторами и перед государственной казной, составлявшие на начало февраля 2016 года около 25 миллионов рублей.

Придя на предприятие, производившее кирпич, Юрий Васильевич собирался навести порядок, поднять объемы производства, вывести деятельность организации на первое время хотя бы на уровень рентабельности, что он и пытался делать. И кое-что ему удалось. Вовремя выплачивалась зарплата работникам ООО «СМиК», всё время, что Ю. В. Тищенко руководил предприятием, производилось примерно около девятисот тысяч — одного миллиона кирпичей в месяц. Была проведена модернизация производства. Но, чтобы работать с прибылью или хотя бы быть рентабельными, нужны были инвестиции, которые помогли бы нарастить объемы производства и улучшить ситуацию в целом. Без них с теми долгами, что были у ООО «СМиК», перед кредиторами никак нельзя было расплатиться.

Первое время собственник уверял, говорит Юрий Тищенко, что будут инвестиции, которые позволят улучшить ситуацию на предприятии, но от слов так до дела и не дошло.

Бывший генеральный директор ООО «СМиК» признается, что с некоторыми правилами, которые были заведены на предприятии до него, ему пришлось считаться. Такие, например, как условия оплаты труда.

Хотя сейчас бывшие работники предприятия ни в суде, ни через обращение в Прокуратуру Северского района не могут добиться правды о зарплате, ссылаясь в своих жалобах на то, что часть зарплаты им выдавалась «в конверте». Обиженные работники указывают, что в 2015—2016 годах руководству завода удавалось выполнять свои негласные обязательства перед работниками, но с начала 2017 года, получается, они видели только мизерную официальную часть, что не могло не вызвать недовольства у тех, кто трудился на предприятии.

Пытаясь выправить ситуацию на заводе, как уже было сказано, Юрий Тищенко стремился привести все производственные процессы в русло закона. Большой проблемой было отсутствие сырьевой базы. А незаконно добывать глину — допускать нарушения в сфере разработки недр земли. Это серьезное преступление, на которое бывший генеральный директор не мог пойти. Он пытался убедить участника ООО оформить необходимую для этого документацию. Непонимание со стороны последнего всей серьезности проблемы стало последней каплей, которая и заставила уволиться Юрия Тищенко. Был подписан договор о расторжении трудовых отношений. Все вопросы друг к другу между участником ООО и бывшим генеральным директором были сняты… Но впоследствии оказалось, что это не так.

В конце 2016 года Али Ибрагимов, как нам известно, на личном приеме у заместителя прокурора Северского района Давида Бороха заявил о якобы имевшем место факте хищения денежных средств, принадлежащих ООО «СМиК». При возбуждении уголовного дела в отношении Юрия Тищенко 31 января 2017 года в постановлении следователем следственного отдела ОМВД России по Динскому району, прикомандированном в следственный отдел ОМВД России по Северскому району, говорится, что деньги были «похищены» якобы из кассы предприятия. Хотя, как рассказывает бывший директор, официально никакой кассы у ООО «СМиК» не было. Следствие длилось практически целый год. Было опрошено около полусотни свидетелей, часть из которых сначала давала в рамках адвокатского опроса, проводимого защитником Юрия Тищенко Надеждой Муратовой, одни показания, а потом уже следователю — нередко иные. Феномен смены показаний, конечно, налицо. Так же, как и отличная от первоначальной формулировка обвинения, предъявленного Юрию Тищенко, по статье 160 УК РФ, ч. 4. Якобы он похитил, по новой версии следствия, кирпич на сумму более 17 миллионов рублей. Как такое возможно? Этим вопросом может задаться всякий человек, хоть сколько-нибудь знакомый с бухгалтерским учетом и аудитом и особенностями производства кирпича. Это в каких объемах он должен был производиться, чтобы сохранялись обычные обороты предприятия и при этом кирпич еще уходил куда-то налево? Тем более каждый месяц, когда Юрий Тищенко руководил ООО «СМиК», на предприятии проводилась инвентаризация, заполнялось большое количество документов, в том числе товарно-транспортные накладные, журнал регистраций, по которым можно проследить, какой транспорт и что ввозил на предприятие и вывозил с его территории.

Кстати, старый журнал регистраций на проходной предприятия странным образом исчез, а новый был заведен ровно на следующий день после того, как в отношении Юрия Тищенко было открыто уголовное дело. Не удается найти и отдельные финансовые документы. А следствие получило выборочно только те, которые якобы подтверждают вину Ю. В. Тищенко. Как говорит его адвокат Надежда Муратова, ознакомившись с ними, можно предположить, что на части из них, судя по ряду признаков, стоят подписи Ю. В. Тищенко, подлинность которых у Тищенко и адвоката вызывает сомнения…

А чего стоит один только факт, что после увольнения Юрия Тищенко в ООО его электронно-цифровой подписью пользовались еще несколько месяцев. Он и подумать не мог, что такое вообще возможно. А как только узнал об этом, сразу написал заявление в банк об аннулировании подписи. Но на скольких документах она все-таки была проставлена незаконно, можно только догадываться. Об этом он написал также заявление в полицию, потом в прокуратуру. Но объективной реакции на эти заявления не последовало.

Есть мнение авторитетного эксперта, чьи выводы не приняты, к сожалению, органами следствия во внимание. В заключении этого специалиста, в чьей компетентности никто не сомневается, даются развернутые отрицательные ответы на вопросы, касающиеся возможной вины Ю. В. Тищенко по факту хищения мифических семнадцати с лишним миллионов рублей. Тем не менее это заключение отвергается потому, что само исследование якобы выходит за рамки одного уголовного дела. В том числе потому, как считает Тищенко, что в нем указывается на детали, говорящие о возможной фабрикации товарных накладных (в том числе идет ссылка на их странную нумерацию), на наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, на задолженность перед бюджетом. Почему этими фактами не интересуется следствие, почему собираются только обвинительные доказательства?

Что ни говорите, но возбуждение уголовного дела оказалось весьма своевременным, ведь есть теперь на кого переложить вину за то, что предприятие вовремя не расплачивается по своим обязательствам и банкротится. В прошлом году дела компании пошли уж совсем плохо: накоплены большие долги перед энергосбытовыми компаниями и кредиторская задолженность перед заказчиками, вообще непонятно, функционирует ли кирпичный завод. Невыплаченные долги по мировому соглашению при смене собственника тоже никто не отменял, несмотря на то, что основной кредитор обанкротился… Но появился новый с вызывающими много вопросов документами о правах требования долга.

Юрий Тищенко и его адвокат неоднократно обращались в Генеральную прокуратуру РФ, краевую прокуратуру, заявляя, что ведется необъективное, предвзятое и по сути своей незаконное уголовное преследование. Ведь на самом деле отсутствуют как само событие преступления, так и его состав. Но обращения Юрия Тищенко пока остаются без скрупулезного изучения со стороны правоохранителей. До сих пор они только передавались по цепочке в Северский район, откуда просто-напросто на них отвечали формальной отпиской. Хотя, по идее, представители надзорного органа могли бы не только и не столько заинтересоваться личностью Юрия Тищенко, сколько рассмотреть вопрос в целом.

— Преступление, в котором меня сегодня хотят обвинить, я не совершал. — говорит Юрий Тищенко. — Я готов пройти проверку на полиграфе, чтобы доказать, что мои показания следствию на сто процентов правдивы.

В настоящее время в Прокуратуре Краснодарского края с 16 января 2018 года находится заявление Ю. В. Тищенко, который хочет попасть на личный прием к С. В. Табельскому. Но пока оно без ответа.

Как будут развиваться события — будет ли дело отправлено на доследование, или же разбираться в нем теперь предстоит суду, покажет время. Сотрудники редакции будут следить за ситуацией и расскажут об этом на страницах газеты.

Марина СВЕТЛОВА

Первое время собственник уверял, говорит Юрий Тищенко, что будут инвестиции, которые позволят улучшить ситуацию на предприятии, но от слов до дела так и не дошло.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram