> Школа грамотного потребителя - Аргументы Недели Кубань

//Общество 13+

Школа грамотного потребителя

№  () от 10 января 2018 [ «Аргументы Недели Кубань» ]

Школа грамотного потребителя. Фото Константина СЕМЕЦА

Коммунальные услуги в нашей стране представлены деятельностью исполнителей, в результате которой гражданам создаются комфортные условия проживания. В прошлых выпусках мы обсудили способы управления многоквартирным домом, рассказали о видах коммунальных услуг, а также об условиях договора, содержащего положения об их предоставлении. Продолжая раскрывать тему ЖКХ, сегодня мы поговорим об основных правах и обязанностях исполнителей коммунальных услуг.

ЖКХ: права и обязанности исполнителя

Согласно действующим в России правилам перечень налагаемых на исполнителя обязанностей значительно шире перечня предоставленных ему прав. Это связано с высокой степенью ответственности, которую исполнитель — управляющая организация, ТСЖ, кооператив или РСО — берет на себя при заключении договоров с потребителями.

Итак, исполнитель коммунальных услуг в России обязан:

1. Предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.

2. Заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также самостоятельно или с привлечением подрядчиков осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем.

3. Производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, учитывая социальную норму потребления электричества в тех регионах, где она установлена. Кроме этого исполнитель проводит перерасчет платы, если в течение месяца услуга предоставлялась не в полном объеме (например, вследствие аварии) или если жилец в течение какого-то времени отсутствовал дома.

4. Немедленно при обращении потребителя производить проверку правильности начисления ему задолженности, неустойки (пени) или платы за услугу, выдав по результатам проверки документы, содержащие правильно начисленные платежи. По просьбе потребителя данные документы должны быть надлежащим образом заверены.

5. Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, ежемесячно, с 23-го по 25-е число исполнитель обязан снимать показания приборов и заносить их в журнал учета показаний коллективных приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня ему должна быть предоставлена возможность ознакомиться с журналом. По общему правилу храниться такие данные должны не менее трех лет. Если индивидуальные счетчики установлены за пределами квартир (например, в домах советской постройки), то не реже одного раза в шесть месяцев исполнитель обязан снимать показания и таких счетчиков тоже и проверять их техническое состояние. Помимо этого исполнитель обязан провести проверку счетчиков и по заявлению потребителя в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня его получения.

6. Принимать от потребителей показания приборов учета, в том числе по телефону, сети Интернет и другими способами удаленной передачи сведений. Данные показания используются исполнителем при расчете размера платы за соответствующий расчетный период. При этом периодически исполнитель должен проверять, совпадают ли данные приборов учета с показаниями, которые передают жители. Если это определено договором, исполнитель также может снимать показания счетчиков, установленных внутри квартир.

7. Не реже одного раза в квартал исполнитель путем уведомления в платежных документах обязан доносить до потребителей информацию о сроках и порядке снятия показаний счетчиков и передачи этих сведений исполнителю, а также предупреждать о последствиях непередачи показаний или несанкционированного вмешательства потребителя в работу приборов учета.

8. Принимать от потребителей жалобы на ненадлежащее качество коммунальной услуги, проводить проверку данных фактов с составлением всех необходимых актов (например, акта о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя).

9. Вести не только учет жалоб (заявлений, претензий, обращений и т. п.) потребителей, но и учет сроков и результатов их рассмотрения. По заявлениям потребителей на качество коммунальных услуг ответ должен быть дан в течение трех рабочих дней.

10. Не позднее чем за десять рабочих дней информировать жителей о дате начала планового перерыва в предоставлении коммунальной услуги (например, плановое отключение горячей воды).

11. При необходимости проведения плановых работ внутри помещения (квартиры или офиса) исполнитель обязан не менее чем за три рабочих дня до начала их проведения согласовать с потребителем время доступа в занимаемое им помещение. Сделать это исполнитель может как устно (например, по телефону), так и в письменной форме — путем направления запроса с указанием даты и времени проведения работ, а также их вида и продолжительности. В обязательном порядке такое уведомление должно содержать номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ (но не позднее пяти рабочих дней со дня получения уведомления), а также должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.

12. Выполнять иные обязанности, предусмотренные действующими правилами и жилищным законодательством.

Для обеспечения возможности исполнять свои обязанности, а также в целях реализации жилищного законодательства исполнители коммунальных услуг наделены правами, которые прямо прописаны в правилах предоставления коммунальных услуг.

Так, к основным правам исполнителя относятся следующие.

1. Требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также уплаты причитающихся неустоек и штрафов.

2. Требовать допуска в заранее согласованное время в занимаемое потребителем помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ. С таким требованием исполнитель может обращаться к потребителю не чаще одного раза в три месяца. В случае аварии для ликвидации ее последствий представителей исполнителя житель обязан впустить в помещение в любое время.

3. Требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине.

4. Не чаще одного раза в три месяца осуществлять проверку достоверности передаваемых потребителем показаний счетчиков, а также проверку их состояния.

5. Устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих его проверках контрольные пломбы и индикаторы.

6. Приостанавливать или ограничивать подачу потребителю коммунальных ресурсов (например, в случае неоплаты их потребителем более чем за три месяца).

7. Проверять, сколько именно людей проживает в квартире, если такая квартира не оборудована приборами учета, и начислять платежи в соответствии с данными сведениями.

8. Уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или по уплате неустоек и штрафов различными способами связи (в том числе с помощью SMS-сообщений, по телефону, электронной почтой, через личный кабинет потребителя в информационной системе ЖКХ).

Четкое представление о правах и обязанностях УК, ТСЖ, кооператива или РСО помогает избежать лишних споров с исполнителем коммунальных услуг, упрощает составление претензий и заявлений, мотивирует потребителей предъявлять обоснованные требования.

При обнаружении явных нарушений со стороны исполнителя, невыполнения им перечисленных выше коммунальных обязанностей смело обращайтесь с письменной жалобой на имя руководителя управляющей организации, ТСЖ или кооператива. Любое письменное заявление подается в двух экземплярах, один из которых вам обязаны заверить надлежащим образом, поставив печать, дату и подпись принимающего лица.

Подробную информацию о порядке составления письменных заявлений и жалоб можно узнать, воспользовавшись контактами:

— Государственная жилищная инспекция Краснодарского края: 350020, г. Краснодар, ул. Красная, 176—178; официальный сайт: http://www.gzhi-kuban.ru; контактные телефоны: 8 (861) 259-44-03, 8 (861) 259-10-30, 8 (861) 251-64-36;

— Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю: 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 100; электронная почта: upravlenie@kubanrpn.ru, официальный сайт: www.23.rospotrebnadzor.ru; контактный телефон 8 (861) 259-36-86;

— Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар «Управление жилищного хозяйства»: 350033, г. Краснодар, ул. Товарная, 4; электронная почта: mu_ujh@krd.ru; контактный телефон 8 (861) 267-34-23;

— Прокуратура Краснодарского края:350063, г. Краснодар, ул. Советская, 39, официальный сайт: http://prokuratura-krasnodar.ru; контактные телефоны: 8 (861) 268-47-24, 8 (861) 200-95-39, 8(861) 268-50-01.

В следующем материале поговорим о центральных обязанностях и правах потребителей коммунальных услуг в России. Не пропустите новый выпуск нашей рубрики!

Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей находится в самом центре Краснодара: улица Красная, 127, офис 28, этаж 2. Телефон горячей линии 8 (861) 217-22-81. Консультации бесплатные

Мария ХАТКИНА, ведущий юрист комитета по защите прав потребителей и предпринимателей.

ХС


Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте