Театр информационной войны
14 мая 2018, 13:52 [«Аргументы Недели», Юрий ДОЦЕНКО, Канада ]
2019 год объявляется годом Театра. Браво! Брависсимо! Значит театры получат дополнительные субсидии, гранты и прочее финансирование из бюджета. То есть из денег налогоплательщиков. А как сами налогоплательщики относятся к таким пожертвованиям на искусство? Тем более на фоне огромного дефицита средств на здравоохранение, образование, на предотвращение ужасных пожаров, на разработку собственных лекарств, взамен импортных и так далее. В общем в стране проблем хватает помимо театров. Но я, как и многие другие, прекрасно понимаем, что не хлебом единым жив человек. Поэтому, конечно, надо помогать тем, кто обеспечивает нам эту самую духовную часть бытия. Но у меня возникает вопрос: «Как и кому будет предоставляться эта государственная помощь?» Достаточно будет иметь красивую вывеску «ТЕАТР» и денежки потекут для его поддержки, независимо от того, сеет ли он российское доброе, или наоборот является инструментом информационной войны против России.
Разработан ли механизм такой дифференциации? Ведь все себя считают художниками, а художников обижать нельзя. Более того, уже укоренилось мнение, что в нашем обществе не должно быть никакой цензуры. Мол, зритель и читатель сам разберётся. Вот с этим-то я и не согласен. В информационной войне, наличие которой уже стало фактом, необходимы и стратегия и тактика, и методы наступления и методы защиты. Недооценка опасности такой войны и стала одной из причин развала Советского Союза. Нам сумели внушить, что западный мир является более свободным, более культурным и более человечным. И это делалось не только круглосуточным вещанием радиостанций типа «Свобода», но и посредством мягкой силы искусства, моды и литературы. Казалось бы, чего особенного в продвижении на рынке модных нарядов? Но вы задумывались, что такое мода? На эту тему ещё в те времена у меня возник спор с моей супругой, она конструктор-модельер и с её подругой художником-модельером. В конце концов, они согласились со мной, что более модная одежда - это совсем не значит, что она более удобная и красивая. Она просто более продаваемая. Как сейчас сказали бы: мода - это инструмент маркетинга. После войны, после разрухи народ изголодался по всему красивому. Руководство страны, пытаясь решить этот вопрос, создало целую индустрию собственной моды. Обучались специалисты, почти в каждом крупном городе появились дома моды. А каким оказался результат? Наши новоиспечённые кутюрье так и не сумели оторваться от западных маркетинговых ходов. И вместо своих, удобных и красивых моделей продолжили поддерживать продаваемость их образцов. И всё это делалось за государственный счёт. Мы за свои деньги выполняли их заказ на зарождение зависти и поклонения их образу жизни. Я это понял, когда увидел, что канадские француженки вообще никак не реагируют на моду. Одеваются, в первую очередь, в удобную и добротную одежду. Когда наш модельер Юдашкин взялся за разработку образцов армейской формы, я пришёл в ужас. Конечно, я был далёк от мысли, что теперь в нашей армии появятся портянки с кружевами, но вот перенять что-нибудь из высокой французской армейской моды он, конечно, мог. А знаете ли Вы в чём воевали французские солдаты в Первую Мировую войну? Они воевали на радость парижским кутюрье и немецким снайперам в красных штанах и в красных фуражках. Так может хватит преклоняться перед ними? И я рад, что из затеи Юдашкина наша армия потеряла только время и деньги. Ведь у них ничего нет, кроме пиара. А мы им всё время подыгрываем. На днях появилась на телеэкранах даже такая реклама: «Французский запах». Это как? Понимаю запах конюшни или больницы. А французский - это к чему ближе?
После развала Советского Союза прозападная пропагандистская роль моды поубавилась и сразу сократилось количество домов мод и их значение. Мало оказалось желающих содержать такое искусство за свой счёт, а не за государственный, как прежде.
И так практически во всех видах искусства. Своего не замечаем, а их полную посредственность, а порою даже шарлатанство, бережём и превозносим. И вот тому пример. В Русском музее, войдя в очередной зал, я случайно увидел небольшую, но удивительной красоты картину. У меня плохая память на фамилии, но фамилию этого автора я запомнил сразу и навсегда. Это была картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Зато их абстракционистами заполнены целые залы. Я зауважал Пикассо только за то, что он откровенно сказал о секрете своей популярности. Ему нужны были деньги, и друзья-журналисты сумели распиарить его картины. Опять на первом месте - продаваемость и деньги, что мало относится к искусству.
И почему-то мы очень быстро перенимаем у них всякую мерзость (а может потому, что у них уже не осталось ничего доброго и святого). Например, татуаж и пирсинг. И не надо меня обвинять в ущемлении свободы личности. Например, в Америке, столь любимой нашими либералами, не разрешается появляться в некоторых офисах с такими украшениями. Даже медицинские сёстры вынуждены прятать свои татуажи. Может не во всех штатах, но такое есть. А у нас на шоу «Голос. Дети» один из детских наставников красуется с синими по локоть руками. И его подопечные дети исполняют почему-то песни, в основном не на русском языке. Неужели не понятно, что всё это наш проигрыш в информационной войне? А если так уж хочется петь не на русском языке, то, пожалуйста, у нас в стране столько языков народов России. Понимаю, когда Неаполитанскую песню поют на итальянском, очень благозвучном языке. А то ведь под всеобщее преклонение перед Западом поют даже на «картавом клёкоте» (именно так Булгаков назвал французский язык). И совсем уж откровенно высказался Максим Дунаевский. Будучи председателем жюри вокального конкурса он сказал одной конкурсантке, что не может оценить её вокальных качеств, поскольку та пела на французском языке. Так что лучше выступать с пением, например, на чеченском языке. Получится не менее красиво, жюри будет довольно, и ещё можно будет рассчитывать на приз от Рамзана Кадырова за популяризацию языка его народа.
Я не призываю всё запретить (запретный плод всегда слаще), но надо больше поощрять и поддерживать своё родное и не преклоняться перед всяким западным уродством. А ведь татуаж и пирсинг - это на самом деле уродство. В данном случае - это не оскорбление, а диагноз. Ведь по-русски так называются все отклонения от природной нормы. Раньше так говорили о детках, рождённых с какими-то отклонениями, а теперь уродуют сами себя. К этому же определению надо относить и все однополые отношения. А то ведь придумали «нетрадиционную ориентацию». А что, есть какие-то традиционные отношения между полами? Традиция - это, например, посидеть перед дальней дорогой, а отношения между мужчиной и женщиной - это естественные, природные отношения. Поэтому, будьте любезны, называть вещи своими, а не вымышленными именами. Поэтому и для них диагноз такой же: их отношения группового онанизма - уродство и сами они - уроды.
Так как сделать, чтобы наши народные деньги попали только тем, кто служит народу, а не против него? Ведь театр является мощнейшим пропагандистом всех видов искусств. И литературы, и живописи, и моды, а самое главное, морали общества.
Известный артист А. Серебряков, пожив в Канаде, очень негативно высказался о русском народе. И звание народного артиста РФ не помешало ему хаять народ, званием которого он должен бы гордиться. Свободный художник, имеет право. Я живу в Канаде 7 лет, поэтому позволю себе высказаться о нём в том же стиле, как он о России. У господина Серебрякова, видимо, куриные мозги. Поскольку он замечает только то, что можно склевать. Действительно, канадцы очень законопослушный народ, но чем это воспитано? Я это понял с первых же часов в аэропорту Монреаля. Никто из ожидающих своей очереди к офицеру паспортного контроля, не переступает линию, начертанную в метрах 3-х от него, пока тот сам не пригласит очередника. Это напоминало ситуацию, когда, переступившего такую черту, ждал немедленный расстрел тут же на месте. И я знал случай, когда в такой длинной очереди в этом же аэропорту группа наших артистов пропустила вперёд себя женщину с ребёнком. Их поступок вызвал аплодисменты всех присутствующих. Просто у них не принято нарушать любой порядок. Положено стоять и ждать своей очереди, вот и стой, хоть и с ребёнком на руках. Я сразу увидел в этом результат культуры, воспитанной не образованием и тем же театром, а, врождённый средневековыми методами, рефлекс на недопустимость каких-либо нарушений. Таких примеров исключительного законопослушания затем я встречаю много. Но вот недавно понял, что совершенно случайно избежал очень крупного штрафа за благое, по российским меркам, дело. Ну вроде того, что свершили наши артисты в аэропорту. Мы купили дом на берегу небольшой, лесной речушки. Здесь же рядом автокемпинги, где отдыхает много народа. Но речка была сильно захламлена корягами, упавшими деревьями и топляками. Любители прокатиться по речке на каяках и кано аккуратно обходили эти препятствия. Мы с супругой очистили свой участок речки и даже немного больше, с тем, чтобы наши внуки, которые приезжают на лето, могли без опасений попрыгать и поплавать в речке, и побегать по уже очищенному песчаном бережку. Оказалось, местные жители такого не делали не из-за лености, а потому, что, согласно общему правилу, нельзя вмешиваться в природное состояние реки. По этой причине даже бывают наводнения, подтапливаются дома. Но никто не решается нарушать правила. Правда на наш очищенный участок теперь ходят поплавать многие соседи. Мы не возражаем. Тем более, что они всё же не настучали на нас, что не характерно для канадцев. Так что их законопослушание - это влияние генов, приобретёнными на ПУБЛИЧНЫХ кострах, виселицах инквизиций и демократической гильотине. Я в этом уверен, поскольку мальчишкой держал голубей. И от старых голубятников узнал, почему домашние голуби столь дисциплинированы, что никогда не садятся на провода или на ветки деревьев. Секрет оказался простым, практически инквизиторским. Если хозяин увидит нарушителя, то тут же должно следовать наказание - отрывание головы. Наверное так формировалась генетическая память не только у голубей.
Вот так они и живут в постоянном страхе, что бы не нарушить какого-нибудь запрета, даже самого дурацкого. И этот образ жизни они считают демократическим и свободным. Они даже представить себе не могут, что в России законы соблюдаются, в основном, не из страха, а как осознанную необходимость. На основании этих наблюдений я, кажется, понял, как это вполне цивилизованные немцы могли превратиться в настоящих зверей. Да и не только немцы, но и все европейцы, которые толпами вступали в СС. А ещё раньше англосаксы, испанцы, французы в свои колониях и в Америке. Просто все они - очень законопослушные люди. Но когда людоедский закон призвал их убивать индейцев, евреев, цыган и славян, все они, особенно не задумываясь, пошли исполнять и этот закон. И нечего удивляться, на кого рассчитаны сейчас ничем не доказанные обвинения России. Именно на них - на этих законопослушных и толерантных. Они не могут и не будут задумываться над тем, где доказательства, или вообще зачем России перед выборами своего президента травить какого-то Скрипаля, который уже отсидел свой срок наказания. И многим нравится такое оболваненное законопослушание.
Поэтому Серебряков практически сожалеет, что его народ избежал такого ускоренного воспитания. И он не понимает, что именно в том и состоит долг отечественного искусства, театров и его лично, чтобы иными способами, через образование, культуру, совесть и честь повысить законопослушание нашего народа.
А если он хочет ускорить этот процесс, то у него есть возможность добровольно и публично (как и подобает артисту) посредством костра, удавки Линча или цивилизованной гильотины показать всем, что ждёт в аду того, кто ругает свою Родину и своих предков. Может кто-то из либералов поверит и прекратит нагло нарушать пятую заповедь Христа. Или придётся признать, что не стоит нам безоглядно копировать западную цивилизацию.
После развала Советского Союза к слову «цензура» приклеили ярлык чего-то ужасного. А по идее, это ведь касалось только политической цензуры. Да и то я что-то не припоминаю никаких достойных внимания фильмов, которые прорвались бы на экраны после отмены цензуры. Некоторые в то время задерживались на полках, но потом всё ж выпускались в прокат. Помню, как Юрий Никулин жаловался на цензуру, которая потребовала в песне изменить слова: «чешут спиной медведи о земную ось». Появилась замена: «трутся спиной медведи о земную ось». И что? Ведь получилось, действительно, симпатичней. Зато без цензуры на сцену вылезла полная пошлятина и хамство. Не забуду, как в Сочи приехал на гастроли театр «У Никитских ворот». Всей семьёй, с дочерью-подростком мы отправились приобщиться к современной культуре. Действия спектакля происходили на фоне мусорных ящиков. Герои вели себя так, что если бы это происходило не на сцене, а на улице, я подошёл бы и призвал их к элементарному порядку. Поэтому мы быстро покинули театр, и после этого никто из нашей семьи больше не рискует идти смотреть современные постановки. Мы получили прививку от такого искусства. И таким театрам будет посвящён 2019 год? Предлагаю, в программе осуществления года Театра, предусмотреть защиту зрителей от подобных «художников» и траты бюджетных денег на них. Пусть этот орган называется даже не «цензурой», хотя именно она защищает нас от «нецензурной» лексики, а например, художественным советом. На самом деле у нас много деятелей искусства, которые искренне служат народу. Например, я готов верить цензуре, которую бы осуществляли члены жюри программ «Ты супер!». Одним из очень важных достижений этих программ считаю подбор именно таких членов жюри. А может пойти именно по этому пути и должности цензоров сделать выборными. Чтобы народ сам решал, кому можно доверить это ответственное дело. Иначе скоро будет невозможно даже сформулировать: «Что же это такое - русская культура?».
В последнее время Запад родил множество откровенной лжи в адрес России. И наверняка, он предпримет меры, чтобы эта русофобская ложь стала тиражироваться и внутри страны. Поэтому, в ответ на эти бездоказательные обвинения, нам просто необходимо учредить фильтр, который должен не допускать этого.
А вот ещё один пример из театральной жизни запада. Кстати, очень поучительный для тех, кто беспредельно верит в их райскую жизнь. Это не сразу заметно и не сразу понятно. Совершенно случайно я узнал, что в небольшом, довольно симпатичном канадском городке Викториявиль таксы (муниципальные налоги) намного выше, чем даже в более крупных городах. Причина оказалась в театре. Горожане захотели иметь собственный театр. Построили симпатичное современное здание в центре города. Но расходы на его строительство и содержание теперь оплачивают из повышенного размера такс. И, конечно, когда затраты на строительство театра будут погашены, никто даже не подумает о сокращении этого налога. Вот может этот театральный опыт нам стоит перенять. Это не то что пирсинги и татуажи. В этом случае, возможно, москвичи не захотят оплачивать из своего кармана полторы сотни театров. Сейчас их оплачивает вся страна от Калининграда до Чукотки. Но они столичные, великие и не имеют практически никакого отношения к народу всей России, который их содержит. А зря. И я уверен, что в этих, местных, театрах не будут ставить таких спектаклей, с которых их спонсоры-горожане уходили бы с возмущением после первого акта.
А слишком свободные художники пусть себе существуют, но на свои средства. Им можно даже в чём-то помогать. Например, когда такой художник разделся догола и пригвоздил свою мошонку к булыжнику Красной площади, надо было ему посодействовать в продвижении таких художеств. Для этого надо было срочно оградить его, от непонимающих его искусства, глухим забором. У дверей поставить кассира. Входную плату принимать только в валюте, поскольку для рублёвого зрителя такое будет непонятным. Собранные средства передать автору. Конечно за вычетом всех штрафов, стоимости булыжника, расходов на содержание и аренды участка Красной площади. Автор мог свободно представлять своё искусство до тех пор, пока сам не написал бы заявление об отправке его в «Кащенко». Нигде, в других местах, его ведь не приняли бы. Более того, отправлять его надо было, не нарушая авторских прав, т. е. не разрушая его связь с булыжником Красной площади. Ну как Зевс отпустил Прометея, но с куском скалы, к которой тот был прикован. Таким образом, были бы соблюдены все права свободного художника и наши права на ограждение нас от таких художеств. Примерно такие правила должны быть приняты для успешного и понятного проведения года Театра. А ещё эти правила должны предусмотреть более высокие требования к артистам, претендующим на звание Народного артиста. И более упрощённый порядок лишения этого звания для тех, кто покинул Россию, кто обманывает народ, выступая «под фанеру», или публично совершил гнусный поступок. Например, на своём концерте избил женщину. Такое звание не для них.
Говорят, что раньше, в буржуазной России, артистов не пускали в приличные дома дальше прихожей. В Советской России это забылось. Артисты стали служить народу, а не денежным мешкам, поэтому пользовались всеобщей любовью и уважением. С возвращением России в буржуазное денежное болото всё повторилось. Теперь я чувствую, что далеко не всех современных артистов хотел бы видеть у себе в гостях. И очень хочется, чтобы год Театра изменил это соотношение в лучшую сторону.
Иначе снова за свои деньги будем поддерживать их информационные атаки.