Одна голова — хорошо
№ () от 25 апреля 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]
У семи нянек, как известно, дитя — а в нашем случае лес — без глазу. Потому от министерства лесного комплекса Иркутской области в конце прошлого года поступило предложение централизовать работу областных государственных лесхозов. Правительство региона и губернатор разумную инициативу поддержали: в соответствии с распоряжением от 1 декабря 2017 года, было создано областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области». Процесс реорганизации занял три месяца. Теперь комплекс важнейших мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов на площади 69,4 млн га, возложен на одну, но мощную организацию. В ее состав вошли 27 лесхозов и ОГБУ «Иркутскавиалесоохрана».
Возглавляет ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» Сергей Валюхов. В министерстве лесного комплекса он человек не новый, ранее занимал должность заместителя министра. Еще раньше работал на руководящей должности в крупном лесоперерабатывающем предприятии. Потому Сергей Владимирович и в экономике силен, и в борьбе с пожарами не робеет. В интервью «Аргументам недели» он объяснил, почему объединение лесхозов — это «прорыв» в работе, с точки зрения эффективности, по всем направлениям. Мы также подробно поговорили о готовности к пожароопасному сезону-2018.
— Сергей Владимирович, насколько нам известно, первые шаги по синхронизации деятельности государственных лесхозов на территории Приангарья были предприняты еще раньше — в конце 2016 года — начале 2017, когда появилась Ассоциация лесхозов Иркутской области.
— Вы правы. Ассоциация была официально зарегистрирована в начале 2017 года, и, можно сказать, уже тогда вырисовался курс на объединение государственных лесхозов ради повышения результативности их работы. И эффект, надо сказать, не заставил себя ждать.
Два года назад, когда я пришел работать в министерство лесного комплекса, многие из этих госпредприятий были в плачевном состоянии, около половины из них работало в минусовом балансе, т.е. учреждения существовали на бюджетные средства. За два года была проделана большая работа. Мы серьезно подняли объемы производства, и практически все лесхозы вышли «в плюс». Могу сказать, что за 2017 год они в совокупности заготовили миллион кубометров древесины. Это в два раза больше, чем в 2016-м. Выпущено 100 тысяч кубометров пиломатериала, и мы стремимся расширять экономически выгодную глубокую переработку.
В итоге, наращивая показатели производительности, лесхозы получили реальную возможность за счет доходов от предпринимательской деятельности укреплять свою материально-техническую базу. В 2016 году собственные инвестиции лесхозов в развитие составили 513,4 миллионов рублей. В 2017 году мы вложили в производство порядка 450 млн руб. внебюджетных средств. Это то, что лесхозы заработали сами.
Важно, что мы смогли увеличить зарплату работников лесхозов. Она прирастала процентов на двадцать за год. Соответственно, в настоящий момент нам уже куда проще решать кадровые вопросы, ведь организация может предложить сотрудникам достойный доход. Мы конкурентоспособны на рынке труда.
— И вот новый «скачок» в развитии — объединение лесхозов. Оно состоялось в марте, и пока, конечно, рано говорить об итогах?
— Первые итоги, думаю, подведем к концу года и к концу пожароопасного сезона. Но цели, ориентиры вполне понятные. Времена, когда лесхозы жили по принципу «каждый сам за себя», «своя рубашка ближе к телу» и «моя хата с краю…», остались в прошлом. Сейчас мы одно целое, у нас централизованное управление. Каждый может помочь «товарищу» по соседству — филиал филиалу — без лишней бюрократии, без лишних юридических «проволочек». Соответственно, мы стали мобильнее.
Мы ставим комплексные задачи, и решать их будем тоже комплексно, аккумулируя и разумно распределяя ресурсы. Отмечу, что слаженная работа по лесозаготовке и переработке — это рост доходов учреждений. А значит, мы сможем больше средств направить на те же лесовосстановительные работы.
— Эффективная деятельность, как вы уже сказали, позволяет лесхозам получать прибыль и направлять ее на приобретение новой техники и оборудования, в том числе и для тушения пожаров, верно?
— Безусловно. Наша важнейшая задача — обеспечить готовность к пожароопасному сезону, чтобы не допустить страшных последствий. Хотя, если говорить честно, в какой-то степени обидно, что огромные ресурсы приходится вкладывать в решение тех проблем, которые человек в подавляющем большинстве случаев создает себе сам.
— Вы имеете в виду, что в большинстве случаев возгорания лесов виноват человек?
— Это по-прежнему так. Процентов восемьдесят пожаров происходит по вине человека, из-за его безответственности. Удивительно, но мало кто осознает, что именно его неосторожность может стать причиной страшного лесного пожара. Для леса это трагедия. Зрелище ужасное. Видевшие эту картину никогда не забудут, как исчезают красивейшие уголки лесной природы, не забудут последствий огненной стихии.
Известны не один и не два случая, когда из крупного лесного пожара из-за шквалистого ветра и 37-градусной жары пламя очень быстро распространяется и часто надвигается в сторону населенных пунктов. По фактам таких пожаров было возбуждено не одно уголовное дело, и было установлено, что нарушители — обычные люди, бросившие на землю непотушенный окурок. Подхваченный ветром небольшой огонек от сигареты способен в считанные минуты перекинуться на кустарники, подрост, перескочить на кроны деревьев и огненным валом промчаться по лесу, уничтожая на своем пути все живое.
Хочу еще раз призвать жителей Иркутской области проявлять в лесу (и вообще на природе) осторожность при пользовании огнем, особенно в пожароопасный сезон. Пожары от удара молнии также стали очень частым явлением в последние годы. Но все же гораздо чаще к пожару в лесу может привести брошенная горящая спичка, окурок, горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки, употребление при охоте пыжей из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов. Опасность представляет собой промасленный или пропитанный бензином, керосином или иным горючим веществом обтирочный материал, оставленный в лесу автолюбителем или охотником.
Мы также видим, что большая доля всех пожаров в лесу приходит туда извне — с полей, где бесконтрольно производится сжигание сухой травы и стерни, со стороны дорог, с берегов рек.
— В выходные и праздничные дни, когда люди стремятся вырваться на шашлыки, в поход, на рыбалку или на дачу, для ваших сотрудников, видимо, особенно «горячий» момент.
— У всех выходные и праздники — а мы начеку. Иначе никак. По статистике, ежегодно резкое увеличение количества лесных пожаров наблюдается в период майских праздников, народные гуляния в лесу обращаются бедой для природы и огромной проблемой для лесников. Тяжелая у наших ребят работа. И дело, конечно, не в отсутствии выходных. Мы же понимаем, что тушение пожаров связано с риском для жизни.
— Пожароопасный сезон-2018 уже стартовал. Как вы оцениваете готовность?
— Большой объем необходимых мероприятий нами уже выполнен. По всем филиалам АУ «Лесхоз Иркутской области» подготовлены почти на 100% силы и средства лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования. Приняты на работу специалисты, которые прошли обучение на руководителей тушения лесных пожаров, летчики-наблюдатели, парашютисты — пожарные, десантники-пожарные, работники наземных служб пожаротушения.
Также проведены совместные штабные учения по территориям лесничеств, в которых принимали участие наши «лесные пожарные». Таким образом, есть уверенность, что вновь принятые для непосредственного тушения лесных пожаров работники-бойцы при тушении будут действовать грамотно и слаженно.
Подготовлены и оснащены всем необходимым пожарно-химические станции (ПХС) на всех территориях, где они закреплены. Самая «большая» оснащенность — это ПХС 3-го типа, которые развернуты в нескольких филиалах лесхоза: Братском, Жигаловском, Карымском, Тайшетском, Усть-Кутском, Черемховском (поселок Залари). В Межрайонном филиале две ПХС третьего типа (пос. Качуг и г. Усолье-Сибирское), еще две — в филиале «Региональный лесопожарный центр» (г. Иркутск и пос. Усть-Ордынский). В этом году создается 11-я современная ПХС на территории Казачинско-Ленского филиала, где тоже очень высокие риски возникновения пожаров.
Вся наша лесопожарная техника, а это порядка около 2000 единиц по области, на сегодня проверена, отремонтирована и готова в случае необходимости к решению нашей основной задачи — тушению лесных пожаров.
Кроме основных сил и средств, имеющихся по филиалам АУ «Лесхоз Иркутской области», создан резерв оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря (ГСМ, продукты питания, спецодежда, лопаты, топоры, РЛО, мотыги, бензопилы и т.п.).
И снова хочу повторить свою мысль: эти средства могли бы пойти на лесовосстановление, быть направлены в доходное производство, обеспечивающее людей достойной работой. Но из-за чьей-
то халатности, из-за чьей-то небрежности вспыхивают пожары. В итоге миллионы рублей вылетают, простите за прямолинейность, «в трубу». Мы могли бы созидать — выпускать продукцию, растить леса — но приходится ликвидировать последствия человеческой безалаберности.