Ровно 40 лет назад, 20 апреля 1978 года, советские ПВО сбили над Карелией пассажирский Боинг южнокорейской авиакомпании. Тот инцидент практически не получил огласки – в отличие от аналогичного, произошедшего 5 лет спустя над Сахалином, когда погибли 269 человек.
Ошибка или провокация?
Между тем истории с двумя сбитыми самолётами похожи друг на друга: так до конца и не выяснено, что стало причиной пересечения лайнерами воздушного пространства Советского Союза и почему экипажи никак не реагировали на требования изменить курс. Единственная разница – в первом инциденте пилотам удалось посадить подбитый самолёт, погибло лишь 2 пассажира, 13 – получили ранения.
Как всё это было? «Боинг-707» компании Korean Air Lines летел по маршруту Париж - Анкоридж - Сеул. На борту его было 109 человек: экипаж и 97 пассажиров – корейцы, японцы, французы, англичане. В районе Северного полюса самолёт резко повернул к границе СССР и плавно, по дуге, двинулся в сторону Кольского полуострова. По официальной версии корейской стороны, на борту вышел из строя один из приборов навигации – гирополукомпас.
Легенда, мягко говоря, не очень убедительная. По мнению очевидца событий, Владимира Гаврилюка, служившего в то время в должности старшего помощника оперативного отдела корпуса противовоздушной обороны, это был явно провокационный и разведывательный полет. «Я лично ознакомился с бортовым журналом и полетной картой, где был указан маршрут. В районе Северного полюса самолет резко повернул к границе СССР. Вообще, глупо было утверждать, что самолет «заблудился»: в то время «Боинг» был одним из лучших навигационно оснащённых самолетов мира и через спутниковую связь мог с помощью аппаратуры за считанные секунды определить свое местоположение. И ещё один немаловажный факт: командир лайнера – бывший полковник ВВС, а штурман – профессионал. Какое уж тут «сбились с курса». Явно проверяли бдительность Северного флота СССР».
Приказано уничтожить
Появление «Боинга» на радарах вызвало большой переполох в стане советских ПВО. Появившаяся было версия, что это «свой» самолёт, быстро отпала. В воздух поднялись пять Су-15, попытавшиеся принудить чужака к посадке. Это продолжалось почти 2 часа, но корейский экипаж упорно сопротивлялся.
Позже командир Ким Чанг Кью расскажет, что приказывал радистам связаться с истребителями, но те не смогли этого сделать из-за разницы частот. Перехватчиков он, якобы, тоже не заметил, потому что они подошли «не с той стороны». Эти слова очень эмоционально откомментировал лётчик одного из пяти Су-15 капитан Александр Босов: «Да я воткнул ему в форточку хвост со звездой, а он, сволочь, морду отворачивал!»
В конце концов на земле было принято решение выпустить по самолёту ракету «воздух-воздух». Тут надо сказать, что большинство участников перехвата считали самолет не пассажирским, а военным: «Боинг-707» имеет военные версии. Ракета, можно сказать, пощадила самолёт – оторвало часть крыла, осколки повредили фюзеляж, что привело к резкому перепаду давления в салоне – у людей лопались барабанные перепонки, шла кровь носом.
Казнить нельзя помиловать
Командир экипажа проявил чудеса профессионализма, сумев посадить повреждённый самолёт на лёд лесного озера. На место очень быстро прибыли советские военные. Пассажиров переодели в тёплые бушлаты, накормили и разместили в клубе воинской части. Через два дня на двух Ту-134 их отправили в Мурманск, далее на «Боинге» в Хельсинки.
Экипажу было предложено признать свою вину, принести свои извинения и просить помилования у Президиума Верховного Совета СССР. Так и случилось. Пилотов помиловали и выдворили за пределы страны. СССР предъявил Республике Корее счёт на 100 000 долларов для покрытия расходов на содержание пассажиров. Авиалайнер был списан и разделан на металлолом — авиакомпания Korean Air Lines отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по эвакуации.
Что послужило причиной ЧП в небе над Карелией 40 лет назад, достоверно неизвестно. Свою версию предложила на днях «Российская газета» : тогда, в 1978-м, дела между США и СССР пошли на лад, и кому-то позарез было надо сорвать этот процесс.