> Как выживают приюты для животных на Сахалине? - Аргументы Недели Сахалин

//Общество 13+

Как выживают приюты для животных на Сахалине?

№  () от 18 апреля 2018 [«Аргументы Недели Сахалин», Влада Кудрявцева ]

В последние годы набирает обороты проблема бездомных животных. В разных городах волонтёры и просто небезразличные люди через знакомых и социальные сети пытаются пристроить выброшенных на улицу кошек и собак. Активизируются специальные приюты для бездомных животных. К сожалению, о них знают далеко не все.

Две сотни животных

Как же обстоит ситуация с приютами на Сахалине? Если зайти в электронный справочник «2ГИС» и в строке поиска набрать «приюты для животных», то можно увидеть две организации: Центр помощи животным «Доброе сердце» и приют для животных «Пёс и кот». С руководителем одной из них мы встретились и узнали, как существуют приюты на Сахалине и за счет чего они живут.

Сейчас в нашем приюте содержится 142 собаки и 44 кошки, рассказывает руководитель автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пёс и кот» Ирина Савицкая – Все животные попадают к нам по разному. Вот, например, совсем недавно привезли собаку. Её сбила машина, парень видел, как это произошло, и привёз ее к нам. Кто то нагло подкидывает животных под двери приюта и убегает, обычно это ночью происходит. Были случаи, когда зимой подкидывали кошек – просто сажали их на забор и даже не звонили в звонок. Мы утром видим – кот примерз к забору лапами, хвостом. Отогревали горячей водой. Это повторялось неоднократно, одному коту даже пришлось ампутировать хвост – он был отморожен.

Разная судьба и у наших питомцев. Кто то  еще совсем молодой, а кому то уже и 18 лет исполнилось. Когда я стала переписывать животных, то для меня это стало открытием – дома столько не живут, сколько в приюте. У кого то уезжают хозяева и некуда деть животных, а с собой взять не всегда есть возможность.

Стройка века

Сейчас животные сидят не в тесных клетках, а в просторных вольерах. Но и этого недостаточно, ведь все хотят побегать, погулять на воздухе. Молодняк мы выводим гулять по территории, выгоняем их на улицу. Есть собаки, которые боятся людей, они даже из клеток не выходят. Но мы пытаемся их приручить, и потихонечку получается. На перспективу (у нас здесь планируется «стройка века») планируем устраивать выгулы для всех животных. Кошки живут хорошо: зимой помещение, где они содержатся, отапливается. Есть печка, завозится уголь. Конечно, ни о каких зимних прогулках речи не идёт, потому что животные мёрзнут. А летом мы их выводим в открытое помещение, на специальную веранду. Помещения большие, просторные. Кошки под хорошим присмотром, им живётся полегче, чем собакам. Собаки, конечно, мёрзнут. Я, когда только пришла сюда, заходить без слёз не могла – в вольерах зимой просто холодильник. Хотя сейчас мы планируем сделать ремонт – утеплить помещения, полы, стены, поставить хорошие будки. Будет «Городсад», как я говорю, не хуже, чем приюты в Европе. Так что цель поставили – сделать всё это за пять лет, будем постепенно двигаться к ней.

Если честно, я не думала, что настолько люблю животных. Я ведь стала руководителем совсем недавно – четыре месяца назад. У меня до этого были кошки, собаки. Но теперь я понимаю, что не могу их бросить, никуда не смогу от них уйти. Есть и свои любимчики. Мне всегда жалко страшненьких да больных. У меня самый «сыночка мой» самая страшненькая собака в приюте, наверное.

Активно помогают нам ребята из ветеринарных клиник «Зоосфера» и «Станция по борьбе с болезнями животных № 1» Василий Самарин и Саша Денискин. Они приезжают к нам в свои выходные, помогают с кастрацией собак, консультируют. На сегодняшний день 18 кобелей у нас уже кастрированы. Всё это делают абсолютно добровольно, деньги берут только за препараты. За это им огромное спасибо.

Для того чтобы люди знали о приюте, о нашей работе, могли помочь, взять животных к себе домой, у нас есть группа в WhatsApp и сайт. Хотя в основном работает сарафанное радио: люди звонят, узнают, есть ли определённые собаки, например, для охраны. Породистых собак, как и щенков, пристраиваем быстро. А вот возрастных собак очень много, их уже вряд ли удастся пристроить. За четыре месяца у нас забрали только две таких собаки. Берут в основном молодняк. Котят в приюте тоже нет на данный момент, их быстро разбирают. Много возрастных, с хроническими заболеваниями. Сейчас все собаки привиты, мы их стараемся сразу прививать. Когда к нам попадает щенок, мы ждем 21 день – карантин, и потом прививаем.

Вообще, раньше никто не помогал, всё было за свои финансы. Сейчас ситуация с этим получше. Есть кто откликается, помогают закупить вакцины, уголь. Угля всегда не хватает, он постоянно нужен, особенно зимой.

Работа или хобби?

Я даже не знаю, как назвать эту свою деятельность. У меня есть работа, неплохая зарплата, хороший коллектив, который терпит меня. Ведь я полдня нахожусь на основной работе, а полдня здесь, со своими животными. Хобби? Ну не хобби… Ну а что делать? А куда? Если я уйду, то что тогда? Я уже не могу это всё бросить. Финансирования никакого нет, всё на добровольных началах. Государство из бюджета на эти цели никаких денег не выделяет, это же автономная некоммерческая организация. Я сама стараюсь привлекать людей, разговариваю с ними. Есть те, которые крутят у виска и говорят: «Тебе что, делать нечего?» Но есть люди, которые действительно откликаются и готовы помогать. Работает сарафанное радио: одному говорю, он ещё комунибудь рассказывает и так далее. Четыре месяца назад, как только взяла всё в свои руки, сразу позвонила зоозащитникам, всех собрала, рассказала. Сначала говорили мне: «Сейчас мы все кинемся, все поможем». Где все? Я ведь говорю – не надо ничего делать, не надо денег. Прошу, если кто может, хоть на часик приехать, просто уделить внимание собакам, погулять с ними, поиграть. Им ведь нужно человеческое общение, иногда даже больше, чем корм и материальная помощь. Хотя, конечно, я не обижаюсь, понимаю – у всех свои дела, семьи, работа.  Помогают, кто чем может, я не могу жаловаться.

Сейчас перспективы какието вырисовываются, но на это нужно время, здесь ещё работы – делать не переделать. Контролирующие органы различные приходят, дают рекомендации по обустройству. Но на всё нужны деньги. Я не могу сейчас сделать всё и сразу.

С миру по нитке

Когда кому-то нужно сдать собаку или кошку, находят мой номер легко и просто. Уж откуда они его берут, я не могу сказать. А вот что-бы помощь какую-то оказать приюту, здесь уже нужно просить, разговаривать, показывать. Хотя население оказывает нам большую помощь. Несут кто что может – корма, крупы, строительные материалы, постилки, ветошь. У нас здесь безотходное производство. Нет ничего, что было бы не нужно.

Для меня самый счастливый день – это когда когонибудь забирают из приюта. А в основном всё это, мне кажется, уже так обыденно. Все животные со своим характером, все очень интересные. Но больше жалостливых историй, чем смешных. Много больных собак, например с травмами конечностей. Они уже приспособились к этому и чувствуют себя вполне нормально. Но опять же, кому нужны такие собаки? Вот и живут у нас.

Я понимаю, у всех свои заботы, но если есть час в неделю, то, пожалуйста, я бы попросила приехать в приют и уделить немного времени хотя бы одному животному, которое понравится. Погулять, покормить с рук, просто пообщаться. Я очень благодарна всем, кто помогает. Впереди большая стройка, нам понадобится любой материал – доска, щебёнка, гвоздь, кто что может.

Конечно, просто так я не отдаю животных, обязательно заключаю договор, приезжаю с проверками, смотрю, в каких условиях живут питомцы. Пусть лучше здесь, по крайней мере они рядом, и я точно знаю, что с ними всё в порядке. Если отдаём до прививок, контролирую, чтобы все вакцинации были сделаны вовремя. Бывает, что животных возвращают назад в приют. И это нормально. Один раз было такое, что животное просто выбросили. Хорошо хоть мы его нашли. Возвращали нам питомцев за всю бытность, наверное, раза три. Один раз был случай, привезли к нам щенка. Мы посмотрели, посоветовались – будет маленькая собачка. Отдали её хорошей молодой паре, которые хотели небольшого питомца – у них однокомнатная квартира. Звонят они мне через некоторое время и говорят: «Ира, она слон». Привозят, и я её даже не узнала – как из такой маленькой собачки выросло такое чудо. Её всё равно быстро забрали. Так что я людям сразу говорю: главное – не выкидывайте. Всё в жизни бывает, привезите животное обратно в приют.

Кстати

После разговора Ирина показывает своих питомцев. Широкие вольеры, в одном из которых уже началась стройка, собаки не выглядят худыми, все бодро бегают, накормленные. Питомцам не хватает только одного – человека. Заходишь к ним и понимаешь, что ради прогулки с хозяином, ради его любви и ласки собаки готовы практически на всё. И как же здорово, что есть люди, для которых судьба бездомных животных нередко важнее своей собственной.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте